понедельник, 1 июля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 30 июня (17 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
30 июня (17 июня старого стиля)
…Все человечество делится на две части: одни хотят преуспеть в этой жизни, а другие — в жизни духовной. И надо нам этот выбор сделать, в чем же мы хотим преуспеть, потому что и там, и там преуспеть невозможно. Нельзя усидеть на двух стульях, нельзя служить сразу двум господам. Об этом и в Писании сказано. Поэтому если мы выбрали путь духовной жизни, путь святости, по которому прошли и Сам Господь, и Матерь Божия, и все апостолы, все святые угодники, то мы должны стараться все силы нашей души тратить на духовное, а плотское — постольку поскольку. Главное — душа.
  
Мученики Мануил, Савел и Исмаил (362). Святые мученики Мануил, Савел и Исмаил, родные братья, происходили из знатного персидского рода. Отец их был язычником, мать, христианка, крестила детей и воспитала их в твердой вере во Христа Спасителя. Возмужав, братья поступили на военную службу. В качестве послов персидского царя Аламундара они были посланы для заключения мирного договора с императором Юлианом Отступником (361 - 363). Юлиан принял их с подобающей честью и оказывал расположение. Но когда братья отказались принять участие в языческом жертвоприношении, разгневанный Юлиан, нарушив закон, заключил мирных посланников чужой страны в темницу, как преступников. На допросе он сказал им, что, если они презирают почитаемых им богов, то нельзя достигнуть между странами ни согласия, ни мира. Святые братья отвечали, что они посланы своим царем с государственным поручением, а не для того, чтобы рассуждать о богах.
Видя твердость веры святых братьев, император велел подвергнуть их жестоким мукам. Святых мучеников подвесили, пригвоздив руки и ноги к дереву, в головы вонзили гвозди, а под ногти рук и ног вбили острые спицы. Во время истязаний святые воины, как бы не чувствуя мучений, славили Бога и молились. Наконец, святым мученикам отсекли головы мечами. Тела их Юлиан приказал сжечь, но внезапно произошло землетрясение, земля разверзлась и приняла в свои недра тела святых мучеников. Через два дня, после усердной молитвы христиан, земля возвратила тела святых братьев, от которых исходило благоухание. Многие язычники, ставшие свидетелями происшедшего чуда, уверовали во Христа и крестились. Христиане с честью погребли мощи святых мучеников - братьев Мануила, Савела и Исмаила. Это совершилось в 362 году. С этого времени мощи святых страстотерпцев прославились чудотворениями.
Узнав об убийстве своих послов и о том, что законопреступник Юлиан с многочисленными войсками идет против него, царь Аламундар собрал войско и стал на границе своих владений. В крупном сражении персы одолели греков. Юлиан Отступник был убит святым великомучеником Меркурием https://days.pravoslavie.ru/Life/life1331.htm
… По природе своей каждый человек, самый потерянный, самый злой, самый невоспитанный, нуждается только в одном — в любви. А любовь вокруг никто не может дать. Поэтому люди прибегают к суррогатам: выпил вина, и как-то полегчало, и вроде я всех люблю, и вроде меня все любят, и я слезы лью, какой я несчастный... Или наоборот, можно завести жесткий порядок: все друг другу улыбаются, а не улыбнешься — с работы выгонят. Так формально смотришь, вроде любовь, никто друг другу плохих слов не говорит, все вежливы, все ведут себя хорошо. Что они там думают, это не важно. Но для Бога очень важно, что человек думает. Господь не смотрит, что на нас надето, красненькое, или зелененькое, или в цветочек. Господь не смотрит на этот тлен, потому что все эти цветочки, это красненькое, это зелененькое, все исчезнет. Он даже на наше тело не смотрит. Что такое тело? Это временное, на четыре года, сочетание атомов, которое изменится. А Господь смотрит на вечное, на незыблемое, на то, что пребудет в вечности, — на нашу душу. Вот она бессмертна. И какова она? Внешне мы можем любую жесткую систему выстроить — с помощью ремня, денег, конфет, еще чего-нибудь, и в ней будет порядок. Но в этом порядке будет ад, потому что нет любви.
Собор всех преподобных и богоносных отцев во Святой Горе Афонской просиявших. Тропарь Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской просиявших. глас 1: Пустыни Афонския отцы,/ Ангелы во плоти,/ исповедники вкупе и преподобнии,/ святители же и мученики в пениих почтим,/ подражающе добродетелем их,/ зовуще согласно и глаголюще:/ слава Прославльшему вы,/ слава Венчавшему вы,/ слава в бедах предстатели нам вы Показавшему.
… Единственная цель у Бога — приведение всех нас к Себе, а это происходит благодатью Божией, через соединение с благодатью нашего духа. И в Евангелии рассказывается, каким образом можно достичь этого соединения, достичь святости. Господь нам говорит, с чего начинается святость: «Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю Я пред Отцем Моим Небесным». Исповедание — это не значит, что мы должны каждого уговаривать, чтобы он крестился, стал бы православным христианином, курить бы бросил. Пусть делает все, что угодно, но мы своей жизнью должны являть жизнь иную. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня». Какие странные слова. Мать, отец, дитя — это те, кого мы любим бесконечно, даже часто излишне, а Господь требует, чтобы мы Его любили больше. И если мы это пожелание Спасителя не исполняем, то мы не достигнем богоугодной жизни. «Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня». Тот крест, который Господь нам дал, надо нести безропотно, причем не куда попало, а вслед за Христом. Какую дорогу Господь нам указал, только той дорогой и надо идти, хотя это и трудно. Но Господь первым крест пронес именно для того, чтобы нам этот путь указать.
И вот, когда Господь все это Своим ученикам рассказал, апостол Петр, который был самый старший, самый горячий, обратился к Нему: мы оставили все и последовали за Тобой, что будет нам? Действительно, они оставили все. Петр оставил и дом, и жену, и сети — работу свою. Не беспокоился, прервется ли у него трудовой стаж, будет ли у него пенсия, — ни о чем не заботился. Ему сказал Господь: следуй за Мной,— и он все бросил и пошел.
Мученица Пелагия Балакирева (1943) С 1927 года жила при Троицкой церкви в селе Шарапово, исполняя обязанности сторожа.
Помогала настоятелю протоиерею Николаю Сперанскому по делам храма и в исполнении церковных треб, была избрана старостой храма.
18 ноября 1937 года Пелагия была арестована вместе с протоиереем Николаем Сперанским и заключена в заключена в Таганскую тюрьму в Москве.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила ее к восьми годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1940 году Пелагия Никитична написала заявление с просьбой пересмотреть дело. Несмотря на то, что ряд свидетелей на этот раз не подтвердили своих прежних показаний, помощник прокурора посчитал, что «данные ими показания в органах НКВД подтверждаются», и заключил: «Мера наказания соответствует содеянному, а потому жалобу оставить без удовлетворения».
Скончалась 30 июня 1943 года в исправительно-трудовом лагере в Вологодской области. Погребена в безвестной могиле. https://drevo-info.ru/articles/18306.html
«Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и прикоснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им». Сколько людей лежат с высокой температурой, вызывают врачей, пьют лекарства, записываются к специалистам. А здесь даже не сказано, просила ли теща Петра у Бога, чтобы Он ее исцелил. Он пришел, дотронулся до ее руки, и сразу температура у нее прошла. Миллионы болящих на земле — почему же Господь исцеляет только некоторых? Ответ в маленьком эпизоде из Евангелия, который умещается в три с половиной строчки: «она встала и служила им».
Если бы каждый больной человек, встав с одра болезни, начинал Богу служить, тогда бы Господь исцелял его сразу. А так приходится людям болеть до тех пор, пока в них не произойдет что-то такое важное для их души. В результате болезни человек много думает, пересматривает свою жизнь, страдает и этим свою душу очищает. Именно поэтому Господь устроил, что перед смертью человек, как правило, болеет тяжело и долго. Чтобы ему полежать, подумать, как он жил, что он делал, вспомнить свои грехи, покаяться перед Богом, помолиться. Но часто у людей не бывает уже ни сил, ни возможности, ни желания служить Богу. Поэтому после долгой болезни Господь забирает душу: хоть она и очистилась страданием, но сделать этот человек уже ничего не может.
Жизнь большинства людей проходит впустую, потому что смысл человеческого бытия в прославлении Бога. Каждый из нас рождается для того, чтобы служить Богу тем дарованием, которым наградил его Бог. У кого руки золотые, у кого голова светлая — и всем этим он должен Богу служить: и сердцем, и головой, и руками. Но в силу того, что человеческий ум помрачился от греха, человек начинает служить себе, все старается для себя. Бывает, что некоторые для семьи стараются, но таких мало, в основ­ном и здесь для себя: жена мне должна подчиняться, для меня все делать, а если не так, то, значит, она плохая; дети должны обязательно слушаться; что мне в голову ни придет, они должны тут же исполнять. А сам ты что детям дал? Ничего — ни воспитания, ни образования, ни учения добру, только требуешь. И в результате человеческая жизнь проходит впустую, теряется самый главный ее смысл, потому что Господь сказал: кто будет для себя стараться, для себя что-то приобретать, тот все потеряет, а кто, наоборот, будет делать для Бога, тот приобретет все — весь мир, всю все­ленную.
Когда Господь исцелил Петрову тещу, она тут же встала и начала Ему служить. Не пошла ни в кино, ни за грибами, а сразу стала Богу служить. Поэтому Он ее сразу и исцелил. Мы все тоже часто болеем. Слава Богу, это очень хорошо, потому что многие через болезнь свою или своих род­ственников к Богу обращаются. Вот сегодня паренек пришел, сроду, видать, в церкви не был, говорит: «Ребеночек болеет, что, батюшка, делать?»
Я отвечаю: «Надо его причастить для начала». — «А что это такое?» То есть полный ноль. Не заболел бы ребеночек, температурки не было бы, все хорошо — значит, Бог и не нужен. А заболел — сразу Бог понадобился: дай, Господи, здоровье.
Разве трудно для Бога исцелить этого ребеночка? Да Господь только прикоснется к его руке — и он будет здоров. Захочет Господь, прикоснется к его голове — и ребенок завтра будет гением. Коснется Господь его серд­ца — он завтра будет преподобным, этот ребеночек. А почему этого не про­исходит? То, что легко дается, мало ценится. Поэтому Господь хочет, чтобы человек потрудился сам. Мы все такие разные: у нас разный ум, разное воспитание, мы все в разных традициях воспитаны, мы все не похожи один на другого. У нас и с Богом совершенно разные отношения: один Бога любит, а другой даже не знает, Кто Он такой, этот Бог. И, тем не менее, Господь нас всех зовет к Себе, Господь хочет нас всех научить, вразумить, поставить на ясный путь.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...