среда, 10 июля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 10 июля (27 июня)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
10 июля (27 июня старого стиля)
… Царство Небесное подобно «купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». В жизни так не бывает, но представим себе человека, который очень интересуется жемчугом. И вот он узнал, что где-то продается очень красивая жемчужина, и продал все, чтобы ее купить. Поступок с точки зрения здравого смысла совершенно безумный, но именно к такому «безумию» нас Господь и призывает, потому что в нем раскрывается вера наша.

 Праведная Иоанна, мироносица (I) Св. евангелист Лука в своем Евангелии, говоря о прохождении Иисуса Христа по городам и селениям для проповеди и благовествования, замечает, что за Ним следовали некоторые женщины, в числе которых говорит и об Иоанне, жене Хузы, домоправителя Ирода (Лк.8:1–3). Кроме того, св. евангелист Лука говорит также, что эти жены последовали за Христом из Галилеи в Иерусалим, и при распятии Господа стояли недалеко от Креста. Возвратившись в Иерусалим, они приготовили благовония и мази, и в первый день Воскресения очень рано пришли к гробу, чтобы помазать тело Иисусово. В рассказе упоминается вместе с другими мироносицами и имя Иоанны, как сопутницы свв. жен-мироносиц (Лк.23:49, 55, 56, 24:1–10).
Святая Иоанна Мироносица, супруга Хузы, домоправителя царя Ирода, была одной из жен, следовавших за Господом Иисусом Христом во время Его проповеди, и служила Ему.
Когда по навету Иродиады была усечена глава Иоанна Крестителя, то убийцы не хотели положить главы Предтечи вместе с телом, боясь, как бы он не воскрес, и скрыли ее во дворце Ирода в бесчестном месте. А ученики похоронили тело Предтечи в Севастии. Об этом узнала Иоанна, жена Хузы, домоправителя Ирода, которая была тайной последовательницей Христа. Она тайно взяла честную главу, и, положив ее в сосуд, с благоговением погребла ее в поместье Ирода на горе Елеонской.
Последующая жизнь Иоанны ни в каких церковных сказаниях не сохранилась.
… Даже если в одной семье два человека веруют в Бога, но при этом один из них хотя бы на йоту преуспевает более другого, то ему придется терпеть от того, кто отстает, и его злобу, и его раздражение, и непонимание.
Это происходит оттого, что один преуспевает, а другой завидует и никак не может с этой завистью справиться. И вот начинаются всякие нападения и покоя нет. А почему нет покоя человеку? Потому что в нем немирный дух, в нем нет смирения. Отчего вообще человек страдает на земле? Только по одной причине: потому что у него нет смирения.
Преподобный Сампсон. Странноприимец (ок. 530) Преподобный Сампсон Странноприимец был сыном богатых и знатных римлян. В молодости он получил прекрасное образование, изучил врачебное искусство и с любовью, безвозмездно лечил больных. После смерти родителей святой Сампсон стал щедро раздавать милостыню и отпустил на свободу своих рабов, готовясь уйти в пустыню.
Для этого он вскоре уехал из Рима на Восток, но Господь указал ему путь иного служения ближним и привел святого Сампсона в Константинополь. Поселившись в небольшом доме, святой Сампсон стал принимать странников, нищих, больных и с усердием служил им. Господь благословил труды святого Сампсона и даровал ему силу чудотворения. Он исцелял больных не только как искусный врач, но и как носитель Божией благодати. Молва о святом Сампсоне широко распространялась. Патриарх, призвав его, посвятил во пресвитера.
Однажды тяжело больному императору Юстиниану (527–565) было откровение, что он может получить исцеление только через святого Сампсона. Помолившись, святой дотронулся до больного места рукой, и император получил облегчение, а вскоре совсем выздоровел. В благодарность он хотел наградить целителя золотом и серебром, но святой отказался и просил Юстиниана построить странноприимницу и больницу. Император охотно выполнил просьбу.
Весь остаток своей жизни святой Сампсон посвятил служению ближним. Он дожил до глубокой старости и после недолгой болезни с радостью отошел ко Господу (+ ок. 530). Святой был погребен в церкви святого мученика Мокия. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1401.htm
… Если у нас есть хоть какая-то вера, надо обязательно к жизни своей относиться очень серьезно. Голова дана не чтобы шапку носить или платок, а чтобы думать: вот я сейчас живу — а вдруг завтра умру, и что потом? И каждый день надо так задумываться: с чем я к Богу пойду? на что я жизнь свою потратил? Да, вспомнил, какое-то добро я сделал. А зла сколько? Недаром картина Страшного суда изображается в виде весов. Конечно, весов никаких не будет, но пусть каждый подумает, что на этом суде перевесит: то зло, которое он натворил в мире, или добро? Как же нужно молиться, как же нужно просить, как же нужно умолять, сколько нужно в церковь ходить, как нам нужно грехи смывать! Время-то идет, каждый день мы всё старимся, сосуды наши ветшают, сердце становится все более восприимчивым к болезням. Еще немножко, и мы умрем, душа отлетит. И что начнется?
Преподобный Амвросий Оптинский (1891). Обретение мощей преподобного Амвросия Оптинского (1998). Внешняя жизнь старца в Оптинском скиту протекала следующим образом. День его начинался часа в четыре — пять утра. В это время он звал к себе келейников, и читалось утреннее правило. Оно продолжалось более двух часов, после чего келейники уходили, а старец, оставшись один, предавался молитве и готовился к своему великому дневному служению. С девяти часов начинался прием: сперва монашествующих, затем мирян. Прием длился до обеда. Часа в два ему приносили скудную еду, после которой он час-полтора оставался один. Затем читалась вечерня, и до ночи возобновлялся прием. Часов в 11 совершалось длинное вечернее правило, и не раньше полуночи старец оставался, наконец, один. Отец Амвросий не любил молиться на виду. Келейник, читавший правило, должен был стоять в другой комнате. Однажды, один монах нарушил запрещение и вошел в келью старца: он увидел его сидящим на постели с глазами, устремленными в небо, и лицом, осиянным радостью.
Так в течение более тридцати лет, изо дня в день старец Амвросий совершал свой подвиг. В последние десять лет своей жизни он взял на себя еще одну заботу: основание и устройство женской обители в Шамордине, в 12 верстах от Оптины, где кроме 1000 монахинь имелись еще приют и школа для девочек, богадельня для старух и больница. Эта новая деятельность была для старца не только лишней материальной заботой, но и крестом, возложенным на него Провидением и закончившим его подвижническую жизнь.
1891 год был последним в земной жизни старца. Все лето этого года он провел в Шамординской обители, как бы спеша закончить и устроить там все незаконченное. Шли спешные работы, новая настоятельница нуждалась в руководстве и указаниях. Старец, повинуясь распоряжениям консистории, неоднократно назначал дни своего отъезда, но ухудшение здоровья, наступавшая слабость — следствие его хронической болезни — заставляли его откладывать свой отъезд. Так протянулось дело до осени. Вдруг пришло известие, что сам преосвященный, недовольный медлительностью старца, собирается приехать в Шамордино и увезти его. Тем временем старец Амвросий слабел с каждым днем. И вот — едва преосвященный успел проехать половину пути до Шамордина и остановился ночевать в Перемышльском монастыре, как ему подали телеграмму, извещающую его о кончине старца. Преосвященный изменился в лице и смущенно сказал: «Что же это значит?» Был вечер 10 (22) октября. Преосвященному советовали на другой день вернуться в Калугу, но он ответил: «Нет, вероятно такова уж воля Божия! Простых иеромонахов архиереи не отпевают, но это особенный иеромонах — я хочу сам совершить отпевание старца».
Было решено перевезти его в Оптину Пустынь, где провел он свою жизнь и где покоились его духовные руководители — старцы Лев и Макарий. На мраморном надгробии выгравированы слова апостола Павла: «Бых немощным, яко немощен, да немощныя приобрящу. Всем бых вся, да всяко некия спасу» (1 Кор. 9, 22). Слова эти точно выражают смысл жизненного подвига старца. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4645.htm
… Если мы хотим быть учениками Христовыми, на что нам надеяться? на царские палаты? что нас все будут любить? Нет, Господь говорит: «Если Меня гнали, будут гнать и вас... Ученик не бывает выше своего учителя». А если мы хотим, чтобы нас не гнали, чтобы нас хвалили, боялись, платили нам хорошую зарплату, чтобы все было солидно, обязательно надо не Христу служить, а сатане. Тогда все будет отлично: и карьеру сделаешь, и денег будет нормально, все будет хорошо. Поэтому нам надо обязательно выбирать что-то одно. Потому что не получится какого-то смешанного пути, невозможно быть христианином и жить привольно, богато, спокойно. Это никак невозможно.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...