четверг, 23 мая 2019 г.

Икона «Вознесение Господне». Рассказ об одном шедевре



Автор: Елена Михайловна Саенкова
Господь вывел учеников из Иерусалима в Вифанию на гору Елеон и, подняв руки, благословил их, а затем стал отдаляться от них, возноситься на небо, «и облако взяло Его из вида их». И тогда явились два мужа в белой одежде, которые возвестили грядущее второе пришествие Христа Спасителя. Ученики поклонились Господу и, исполненные радости и благоговения, вернулись в Иерусалим (Лк. 24: 50-52; Деян. 1: 9-12). В нескольких строках евангелист Лука описывает Вознесение Господне, ставшее завершением искупительного подвига Спасителя.
     Икона «Вознесение Господне». Андрей Рублев (?). Около 1408 г. Из Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Божественный на Божием престоле;
Христос на небо, высше всех светил,
В свое отечество, туда, отколе
Сошел на землю, в славе воспарил.
Своих же не покинул Он в неволе,
Их не оставил в узах темных сил;
Нет! Слабых их и трепетных дотоле
Неколебимым сердцем одарил.
И всех стремящихся к Его святыне,
Горе на крыльях душ ему вослед,
Он свыше укрепляет и поныне:
Им песнь Эдема слышится средь бед,
Средь бурь, в юдоли слез, в людской пустыне
И так вещает: «Близок день побед!» (В. Кюхельбекер. 19 мая 1832 г.)
Этот Образ принадлежит числу выдающихся произведений древнерусского искусства. Икона «Вознесение Господне» была написана для иконостаса древнего Успенского собора во Владимире.

Андрей Рублев пишет образ Спасителя. Миниатюра. Житие преподобного Сергия Радонежского. Около 1592 г. Российская государственная библиотека, Москва
Успенский храм, согласно летописным известиям, был расписан в 1408 г. артелью мастеров во главе с Даниилом и преподобным Андреем Рублевым: «Тоя же весны, месяца майя, начата бысть подписывати великая соборная церковь пречистыа Богородицы Володимерская, повелением великаго князя Василия Димитриевича, а мастеры быша Данило иконник и Андрей Рубль». После окончания росписи в храме установили иконостас. Большинство исследователей полагают, что все работы по обновлению храмового убранства были завершены в течение года одной артелью, и это мнение обусловило преобладающую в научной литературе датировку сохранившихся икон Успенского собора 1408 г. Однако существует и другая гипотеза: иконостас был создан в 1410 г., после разорения Владимира при очередном татарском набеге.
Иконостас Успенского собора был одним из самых значительных комплексов, созданных в начале XV в. Его состав реконструируется благодаря сохранившимся Описным книгам конца XVII в. Так, по сведениям Описи 1693 г., он насчитывал восемьдесят две иконы, двадцать пять из которых размещались в праздничном ряду. Разумеется, эти сведения относятся к иконостасу XVII в., когда древнее ядро его было существенно дополнено. Наиболее вероятно, что первоначальный иконостас времени преподобного Андрея Рублева включал в себя тринадцать или пятнадцать икон деисусного чина и шестнадцать праздников.
Иконостас находился в соборе вплоть до 1775 г., когда его заменили новым, в стиле барокко, подаренным императрицей Екатериной II. Часть древних икон вывезли в село Васильевское, где разместили в Троицкой церкви и в других храмах и часовнях. Первое обследование этих икон, находившихся под несколькими слоями поздней записи, было проведено по инициативе И.Э. Грабаря членами Комиссии по раскрытию древнерусской живописи Н.Д. Протасовым и Г.О. Чириковым в 1918 г. Реставраторы отметили сходство первоначальной живописи, обнаруженной при пробных расчистках, с фресками Успенского собора. К 1923 г. двадцать шесть икон, написанных на древних досках, были вывезены в Москву для реставрации, причем на некоторых из них, как оказалось впоследствии, авторский красочный слой был полностью стерт пемзой. Первоначальная живопись сохранилась только на пяти иконах из праздничного ряда: Благовещение (ГТГ), Крещение (ГРМ), Сретение (ГРМ), Воскресение - Сошествии во ад (ГТГ) и Вознесение (ГТГ). Следует отметить, что икона Вознесения по причине аварийного состояния была отреставрирована самой первой в 1919 г. еще до окончательной отправки всех уцелевших икон в Москву. Бригада реставраторов, проводившая раскрытие, отметила четыре разновременных красочных слоя записи, самый ранний из которых был датирован XVI в.
Сохранившиеся иконы праздничного ряда Успенского собора сильно различаются по манере исполнения, что свидетельствует об их принадлежности нескольким мастерам. При этом Вознесение, как, несомненно, наиболее совершенный и утонченный образ, отличающийся классическими пропорциями фигур и ликов, плавностью рисунка, сложными и тонкими моделировками в личном письме, большинство исследователей, начиная с И.Э. Грабаря, относят к творчеству преподобного Андрея Рублева.
Фрагмент иконы Вознесения. Андрей Рублев (?). Около 1408 г. Из Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея
В соответствии со Священным Писанием и толкованиями святых отцов, смысл и значение происходящего раскрывается в иконе праздника. Спаситель в золотых или белых одеждах в сиянии Славы стремительно возносится на небо. Ангелы поддерживают круг Славы, в который заключена фигура Иисуса Христа. На Него с мольбой взирают ученики. На их лицах отражаются разные чувства. Прежде всего, они испытывают удивление и даже изумление, поскольку, как сказал святой евангелист и апостол Иоанн Богослов, «никто не восходил на небо как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3: 13). Только трое учеников — Иоанн, Петр и Иаков — видели Иисуса Христа в ослепительном сиянии Божественной славы во время Преображения на горе Фавор, и вот сейчас они все вместе созерцают величие Богочеловека. Апостолы переживают горе расставания со Спасителем: в них теплилась надежда, что Он всегда будет пребывать вместе с ними, но вместе с тем они исполнены радости, ведь Сын Божий возносится к Своему Отцу. Эти переживания усилены ожиданием новой встречи с Учителем, о которой поведали апостолам ангелы.
Эту сложную гамму чувств иконописцы передают разными средствами: одни апостолы вздымают вверх руки, словно тянутся к Спасителю, желая в последний раз прикоснуться к Нему, другие — застывают в недоумении и закрывают лица. И всегда волнение апостолов подчеркивает спокойная и молитвенно сосредоточенная фигура Богородицы в центре композиции.
В Вознесении величие Спасителя удостоились видеть все Его ученики. Теперь, взирая на иконы, каждый человек может созерцать ослепительное сияние Богочеловека. Посмотрим и мы внимательно на образы Вознесения и разберемся в их непростой символике.
Богородица, апостолы и ангелы изображены в иконе на фоне светлых лещадок, занимающих примерно две трети общего пространства. В композициях более раннего времени эта особенность встречается сравнительно редко. Обычно позем или лещадки занимают узкую полосу в нижней части композиции, и все фигуры, таким образом, оказываются на фоне золотого или синего неба. Горки с лещадками на иконе из Успенского собора зрительно воспринимаются как единая горизонтальная линия, отделяющая верхнюю, небесную зону от земной.
Контраст между этими зонами подчеркивается и сравнительно небольшими размерами мандорлы, и почти полным отсутствием динамики в фигурах парящих ангелов. Кажется, что движутся лишь их заостренные, поднятые вверх крылья, но лишь для того, чтобы застыть высоко в небе. Обособленность и статичность верхней части композиции создает довольно неожиданное ощущение: кажется, что Спаситель здесь не возносится на наших глазах, а изображен уже вознесшимся, пребывающим на небесах. При этом Его фигура, написанная в легком повороте вправо, рождает ощущение динамики, властного действия, что подчеркивают развевающиеся складки гиматия. Широким жестом отведенной правой руки Спаситель благословляет мир, оставленный в ожидании Второго пришествия. Видимо, иконописец специально придал образу Господа на иконе сходство с Его изображением на фреске Страшного Суда, находящейся в этом же соборе.
Фрагмент композиции «Страшный Суд» Андрей Рублев, Даниил Черный. 1408 г. Из Успенского собора во Владимире
В нижней части по центру изображена величественная фигура Богородицы. Она словно находится в особом пространстве, отделенном от остального изображения светлыми одеждами стоящих за ней ангелов. Ее обособленность и торжественная отрешенность подчеркивается плавным, почти непрерывным контуром. Торжественны и замедленны жесты ангелов, указывающих на возносящегося Спасителя. Замерли внимающие им апостолы, они кажутся погруженными в свои размышления и внутренние переживания. Идентификация апостолов в силу сохранности живописи затруднена, и у исследователей нет единодушия в этом вопросе. Некоторые из них полагают, что в правой группе представлены все четыре евангелиста, В этой композиции нет множества вздымающихся в небо рук, поскольку большинство из них спрятаны под одеждами или закрыты соседними фигурами. Свою руку к небу тянет только один апостол, стоящий за Петром. Помимо ангельских жестов, это, по существу, единственное связующее звено между верхней и нижней частями композиции.
Фрагмент иконы Вознесения. Андрей Рублев (?). Около 1408 г. Из Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея
Светлый, словно пронизанный светом, колорит иконы тонко сгармонирован. Золото одежд и нимба Иисуса Христа подчеркивается глубоким синим тоном мандорлы. Этот цвет продолжен в синих хитонах несущих мандорлу ангелов, и находит продолжение в голубых рефлексах, лежащих на красном и зеленом гиматиях. Насыщенный синий цвет доминирует среди одежд в нижней части композиции (туника и чепец Богородицы и хитоны всех апостолов). Он тонко сгармонирован с неяркими оттенками зеленого, красного и желтого, а также светло-бирюзовыми одеждами ангелов, стоящих среди апостолов.
Среди пяти сохранившихся праздничных икон Успенского собора Вознесение выделяется утонченностью личного письма. В его основу положен плотный оливкового цвета санкирь, который проступает по контуру ликов и в затемненных местах (вокруг глаз, на подбородке и т. п.), создавая светотеневые моделировки на контрасте с теплыми красноватыми охрениями. К сожалению, на большей части ликов утрачены тончайшие высветления, которые соответствовали выступающим частям. Сложный многослойный характер личного письма лучше всего виден на лике апостола в правой группе.
Фрагмент иконы Вознесения. Андрей Рублев (?). Около 1408 г. Из Успенского собора во Владимире. Государственная Третьяковская галерея
Его пластичная форма достаточно точно воспроизводит анатомические особенности лица, рисунок черт — мягкий и плавный. Отметим, однако, что личное письмо праздников из Успенского собора, в целом, довольно существенно отличается от той манеры, в которой выполнены лики ангелов на единственной иконе, где авторство Андрея Рублева не ставится под сомнение — на Святой Троице из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры (1425-1427 гг.). Именно на этом основано распространенное мнение о принадлежности иконы не самому преподобному Андрею, а художнику из его мастерской.
В последнее время некоторые исследователи подвергли критическому разбору мнение о принадлежности этой иконы кисти преподобного Андрея Рублева. Так, Э.С. Смирнова отметила, что, несмотря на явную близость основных художественных приемов письма Вознесения фрескам Успенского собора, чрезмерная плотность композиции и некоторая угловатость рисунка свидетельствуют об исполнении иконы менее искусным мастером, хотя и находившимся под рублевским влиянием. По мнению Е.Я. Осташенко, роль Андрея Рублева была определяющей в выборе композиции иконы, однако скованность фигур свидетельствуют, скорее всего, об авторстве другого иконописца. А.А. Щенникова полагает, что во владимирских праздниках гениальная личность Андрея Рублева и его особый художественный почерк растворились в творчестве талантливых учеников и последователей. Сходной точки зрения придерживаются и авторы каталога юбилейной выставки Андрея Рублева, проходившей в Третьяковской галерее в 2010 г. Так, по мнению Г.В. Попова, пять сохранившихся икон праздничного ряда иконостаса Успенского собора принадлежат трем мастерам. Он считает, что из них лишь автора Вознесения можно отнести к кругу живописцев, напрямую связанных с мастерской Даниила — Андрея Рублева или находящихся под их непосредственным влиянием.
Так или иначе, икона Вознесения из праздничного ряда Успенского собора во Владимире, бесспорно, принадлежит к шедеврам древнерусской живописи раннего XV в. Ее глубоко продуманная иконография и выдающиеся художественные достоинства свидетельствует о причастности русских мастеров к важнейшим процессам в духовной культуре православного мира и, в то же время, о возможностях свободной творческой интерпретации ее достижений.

Источник:
САЕНКОВА Е.М. Вознесение Господне. — СПб. : Метропресс : ООО «Метропресс», 2014 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Вознесение Иисуса Христа — загадочное событие. После Своего Воскресения Он собрал ближайших учеников на Елеонской горе и на глазах у них покинул землю, скрывшись в облаке. Что же произошло? Богочеловек Своей смертью и Своим воскресением исцелил человеческую природу, а затем вознес ее к престолу Своего Отца. Теперь всякий человек может проделать тот же путь: подняться на небо и соединиться с Божеством. Праздник Вознесения, любимый русским народом, знаменует начало лета. К глубинному же смыслу этого события постоянно возвращаются христианские поэты, зодчие, богословы и, конечно, иконописцы.
Новый том из серии «Русская икона: образы и символы» рассказывает о богатой памятниками и много­образной иконографии праздника. Ярким, доступным языком, на высоком научном и богословском уровне смогла рассказать о ней известный специалист по древнерусской живописи Елена Михайловна Саенкова. Ее текст вкупе с многочисленными иллюстрациями не оставит равнодушным ни специалиста, ни того, кто только начинает знакомство с родной историей и духовным искусством. По достоинству оценят новый том преподаватели живописи, истории религии и основ православной культуры.
Серия подготовлена в тесном взаимодействии с Русской Православной Церковью, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и рекомендована в качестве пособия для учебных заведений.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...