четверг, 30 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 29 мая (16 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
29 мая (16 мая старого стиля)
…Нужно нам задуматься, что мы живем не для того, чтобы поесть, попить, выйти замуж, поругаться с мужьями, развестись, поблудить, убить пяток детей, накопить денег себе на похороны, сжечь два килограмма свечей. Нет, жизнь нам дана, чтобы подготовиться к Страшному суду. Потому что, ну, сколько мы здесь живем? Совершенно ничтожное количество лет: семьдесят-восемьдесят лет редко кто про­живет, а так пятьдесят-шестьдесят, и все. А дальше простирается вечность.
Самая близкая к нам звезда — это Солнце, и до него сто пятьдесят миллионов километров. А до другой ближайшей звезды уже семь световых лет. Это вообще страшное расстояние: семь лет идет до нас свет с этой звезды. Вот какая вселенная огромная, но все равно она меньше, чем бесконечность, и она гораздо меньше той муки, которую мы будем терпеть, отверженные от Бога. Поэтому Господь и призывает нас: «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша, яко услыша убогия Господь и окованныя Своя не уничижи». А где Бога искать, как Его найти? Господь нам открывает и эту тайну, Он говорит: «Царствие Божие внутрь вас есть».
 
Преподобный Феодор Освященный, игумен (368) Ученик преподобного Пахомия Великого (память 15/28 мая). Назван «освященным» потому, что первым в своей обители был рукоположен во священники. Родился он около 316 г. в Египте и был сыном богатых родителей. Рано появилось в преподобном стремление к иноческой жизни, 14-ти лет от роду св. Феодор тайно ушел из родительского дома и поселился в одном из монастырей. Услышав о преподобном Пахомии Великом, юноша загорелся желанием увидеть святого старца, надеясь при его помощи лучше познать Бога и Его святую волю.

Достигнув Тавеннисской обители, он с любовью был принят преподобным, который был предуведомлен от Бога о его приходе. Став учеником великого аввы святой Феодор быстро преуспел во всех иноческих подвигах, особенно же в полном послушании своему наставнику и в сострадании и любви к братии. Видя разум и способности св. Феодора, преподобный Пахомий однажды поручил ему сказать поучение братии. Феодору тогда было 20 лет. Он беспрекословно занял место Пахомия и произнес поучение, считая для себя законом волю старца, хотя некоторые из старших братий и оскорбились тем, что их поучает новоначальный. Удалившись в более уединенный монастырь, св. Пахомий ставит преподобного Феодора строителем Тавеннисского монастыря, а после смерти великого аввы, св. Феодор становится во главе всех фиваидских обителей. Преподобный прославился святостью жизни и обильным даром чудотворений; к нему с особенным уважением относился святитель Афанасий Великий. Кончина преподобного последовала в 368 г.
… Мы все клеточки одного и того же организма, который есть чело­вечество. Поэтому нашу плоть с вами, каждого из нас, Господь возно­сит на небеса. И Своей плотью, возне­сенной на небеса, Он готов питать нас. Для чего? Чтобы мы и свою плоть, и свою душу, и свой дух обожили. Надо всю жизнь обожить, и причем не формально, с помощью каких-то приемов, а нужно это делать принятием слова Божия. Хотя слово это, конечно, как меч и принять его, казалось бы, очень трудно, но надо с чего-то начать — и будет движение. Обязательно должно быть движение, потому что если остаться на том, чтобы перед едой читать «Отче наш», то этого мало. Это, конечно, очень хорошее дело благо­дарить Бога за то, что Он нам пищу дал, потому что всю пищу Он выращивает. Это очень хорошее дело, и пра­вильное, и нужное, но этого все-таки мало. Это для шестилетнего ребенка и то маловато. Для четырех-пяти лет нормально, а для взрослого человека это мало.
Я, говорит, хожу в церковь. Хорошее дело в церковь ходить. Но сюда и кошка забегает. А ведь нужно, чтобы в нас все время что-то менялось. Вот это постоянное изменение и есть то покаяние, с которого начинается всякая духовная жизнь, то есть начинается привлечение в сердце человека Духа Святаго. Духовная жизнь — это жизнь Духа Святаго в сердце человека. Пусть в микроскопических проявлениях, но это уже есть подлинно духовная жизнь. Пусть из всех полутора миллионов поступков, которые мы совершаем в день, хотя бы два будут духовные, то есть источником их будет не наше желание, не наша похоть, не наше какое-то мнимое представление, а источником будет слово Божие, властно присутствующее в нашей жизни. И от этого поступок будет духовный.
И надо постепенно количество этих поступков увеличивать, увеличивать, увеличивать. Причем поступок не всегда заключается в том, чтобы обязательно что-то сделать, иногда надо и от чего-то удержаться. Есть некий соблазн, хочется, душа просит — а вот возьми и удержись. И будет поступок духовный. И чем больше таких будет по­ступков, тем мы будем ближе к Богу и будем ближе к той духовной радости, ради которой Господь пришел на землю и вознесся на небеса.
Блаженная Муза Римляныня, отроковица (V)
Блаженная Муза жила в V веке. Известно, что она отличалась благонравием. О ней рассказал святой Григорий Двоеслов, папа Римский, своему архидиакону Петру то, что слышал от брата Музы, Прова. Однажды во сне блаженной явилась Пресвятая Богородица, окруженная отроковицами, и спросила ее: "Хочешь ли следовать за Мною и жить вместе с этими отроковицами?" "Хочу", - отвечала девочка. "Не делай же ничего нехорошего, избегай смеха и детских игр. В 30-й день Я приду за тобою и ты будешь с нами". С того времени Муза стала серьезной и постоянно сосредоточенно молилась. Отвечая на расспросы удивленных родителей, святая Муза рассказала им о видении. На 25-й день девочка заболела, а в 30-ый снова увидела Божию Матерь. Со словами: "Иду, иду, Госпожа моя!" - блаженная отроковица преставилась к Богу.
…Представим, что Солнце захотело бы жить, как оно хочет, и на несколько тысяч километров приблизилось к Земле. Да здесь все бы сгорело в десятую долю секунды! А если бы Солнце захотело и немножечко удалилось от Земли? Да мы бы замерзли, вся земля покрылась бы слоем льда. Но Солнце так не может сделать, оно идет точно по той орбите, которую предначертал Бог, и никуда не отклоняется, ни вправо, ни влево. И так действуют все твари Божий. А человек имеет свободу: он может и так поступить, и эдак. В этом и заключается божественная свобода человека. Он выше и Солнца, выше и камня, и всякого дерева, и всякого животного, пото­му что Господь его сделал свободным. Но как всякий Отец, Бог хочет, чтобы дети Его слушались. Поэтому Господу угодно, чтобы мы не по своей свободе жили: что хочу, то и делаю, — но чтобы мы жили и развивались по Закону Божию. А мы удалились от Бога гораздо дальше, чем всякая тварь или всякий неодушевленный предмет. Вот что с нами делает грех.
Святитель Георгий II, епископ Митиленский (IX) Святитель Георгий был поставлен епископом Митиленским в 820 - 829 годах, во время иконоборческих смут. Скончался в 842 году в Митилене. В XII веке святые мощи его видел русский игумен Даниил, путешествовавший по Востоку и оставивший описание этого путешествия.
… Человек, познавший Христа, не может против Него враждовать, ибо ничего прекраснее Христа вообразить себе нельзя. И восставать против Него воз­можно только по одной причине: когда душа полностью противоположна тому, что есть во Христе. Человек любит свое, а если встречает что-то не свое, он начинает это ненавидеть.
Когда Спаситель пришел в мир, Его, конечно, возненавидели. Это естественно для падшего мира. Христа распяли, потому что Он принес людям совершенно новое слово. Фарисеи, книжники и старейшины иудейские привыкли молиться напоказ, привыкли к почету, уважению, но вот появился Человек, Который все перевернул, перевернул их представле­ние о Боге — не попрал Божественное, ибо Он ничего в законе не нарушил, а их неверное человеческое представление. То есть пришел не свой — и сразу возникла ненависть. Так и в классе новенького мальчика обязательно начинают задирать, или в стае голубей, когда прилетит чужой голубь, осо­бенно если он немножко больной, его тут же начинают клевать. Это закон джунглей — закон не духовный, но греховный.
Христос пришел в мир, принес свет — а в человеке тьма, но он воспринимает ее как свет. Ведь каждый думает, что он хороший, что он живет правильно, а все остальные неправильно, и он может всех учить, всем указывать. Так и заявляет: сейчас такой народ пошел, ну прямо никуда негодный. То есть я-то, конечно, хороший, а все остальные — такое барахло, что не стоит о них и говорить. Точкой отсчета для человека является он сам. И если в нем тьма, он считает ее хорошей, потому что она принадлежит ему, а все остальное, даже добро, считает плохим. Именно поэтому и храмы рушат, и тех, кто Богу молится, называют мракобесами, хотя, совсем наоборот, они-то как раз и есть соль земли. Именно поэтому добро называют злом, а зло добром. И Господь учеников заранее предупреждал: «Придет время, когда всякий, кто будет вас убивать, будет думать, что служит этим Богу и делает добро».
В определенной степени с каждым христианином это обязательно происходит. По мере возрастания в благодати Божией человек все больше и больше внутренне отторгается от мира, становится иным, у него проя­вляется совершенно другая суть. И если этот процесс углубляется, мир начинает ненавидеть такого человека. Поэтому Господь и говорит: «Враги человеку домашние его». Тот, кто приобщается к благодатной жизни, первое нападение испытывает от своих домашних. И Сам Христос это претерпел, и все апостолы. Наверняка, когда апостол Петр бросил сеть и последовал за Христом, его жена возмущалась: куда же ты пошел, да на кого ты меня оставил? Потом она и сама уверовала, недаром ее назвали сестрой-женой — она крестилась и стала также членом Церкви, но сперва-то наверняка апостол Петр тоже потерпел. Это неизбежно, потому что тьма со светом пытается бороться. Ах, ты спастись думаешь? Святым хочешь быть? Ты что, лучше других, что ли? Почему все ругаются, а ты не ругаешься? Почему все пьют, а ты не пьешь? Давай поговорим, обсудим кого-нибудь, почему ты не участвуешь? Очень гордый стал, заносчивый!
Мир не терпит не своего. Поэтому человек, вступающий на Небо одной ногой, должен знать, что он противостоит всему миру и что если он усовершенствуется, то этот мир его может даже убить, как убил апостолов. Все апостолы, кроме Иоанна Богослова, погибли мученически; и многие святые погибли так же; и Серафиму Саровскому тоже топором досталось.
Самое большое количество святых — это святые мученики. Сейчас, конечно, немножко другие времена, но человек-христианин обязательно терпит гонения и страдания, и чем он ближе к Богу, тем эти страдания больше.


Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...