четверг, 16 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 16 мая (03 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
16 мая (03 мая старого стиля)
… Самое святое на свете дело может оказаться грехом, и потом человек будет нести за него ответственность. Можно и среди добрых и хороших дел незаметно погубить свою душу. Как же нам жить, чтобы все наши дела приносили пользу душе? Для этого нужно непрестанно думать о спасении своей души и о том, полезно ли это дело для нее или неполезно. Теоретически это очень просто определить, а практически каждый из нас будет впадать в миллион заблуждений до тех пор, пока методом проб и ошибок не поймет, что же полезно для души, а что вредно.
 
   Преподобный Феодосий, игумен Киево-Печерский (1074) Икона иконостаса пещерной церкви Киево-Печерской лавры. Феодосия Печерского называют одним из основателей русского монашества.
Феодосий родился неподалеку от Киева в семье зажиточных родителей, но рано лишился отца. Воспитанием его занялась мать. Мать была огромного роста, могучей силы и говорила столь грубым голосом, что когда люди ее не видели, а только слышали, они были уверены, что это говорит мужчина. Она хотела, чтобы Феодосий одевался в богатые одежды и вел жизнь зажиточного человека. Но Феодосий с малых лет стремился к иному. Уже маленьким мальчиком он ходил в церковь и с замиранием сердца слушал чтение книг. К удивлению взрослых, очень скоро он сам освоил книжную грамоту.

…Спустя несколько лет он, вопреки материнскому требованию, стал помогать смердам (крестьянам) в их работе на поле, надевая для этого ветхую одежду. Мать притаскивала его домой, уверенная, что этим он позорит семью, била его и заставляла переодеваться в нарядное. Несколько раз Феодосий сбегал из дома и отправлялся в паломничество к святым местам, но мать догоняла его, избивала, приводила, связанного, домой и там запирала. Наконец побег был совершен удачно, и Феодосий добрался до пещеры под Киевом у села Берестово, в которой жили несколько монахов. Со слезами на глазах просил юноша святого Антония принять его. Антоний сначала уговаривал юношу одуматься, убеждал, что жизнь монахов полна лишений, но Феодосий упросил старца.
Скоро Феодосий стал самым любимым и необходимым членом монашеского братства, которое стало основой Киево-Печерского монастыря. Феодосий был поставлен священником монастырской церкви. Одновременно он, будучи человеком могучего сложения, носил воду из Днепра на
гору, где была пещера, колол дрова и исполнял другие трудные работы, а также помогал любому сделать трудное для того задание. Когда святой Антоний затворился в пещере для уединенной жизни, монахи выбрали Феодосия своим игуменом. Под руководством Феодосия монастырь, в котором было уже больше сотни иноков, перешел из пещер на свет Божий. Для этого монахи построили большую каменную церковь, просторные помещения для келий. Преподобный Феодосии был душой строительства и одновременно успевал подставить плечо под самую тяжелую ношу. Благодаря Феодосию Киево-Печерский монастырь сделался центром монашеской, культурной и просветительской жизни Руси. Ученые называют его первым университетом средневековой России. В нем учились и жили переписчики книг, художники, иконописцы, архитекторы, знатоки языков, истории и географии, там обучали философии и красноречию. Преподобный Феодосий скончался в 1074 году. Его святые мощи захоронены в пещерах монастыря, о чем со многими подробностями написал Нестор Летописец. https://days.pravoslavie.ru/Life/life4438.htm
…Общее правило таково: то, что мы делаем против любой своей страсти, полезно для нашей души, а если мы каким-нибудь образом служим своей страсти, то это для нашей души вредно. Есть и правило святых отцов: из двух добродетелей надо выбирать большую, а из двух зол — меньшее. Вот, например, что лучше, в храм пойти или больного посетить? Как раз в таких вопросах, которые нам жизнь задает, и проявляется, насколько мы преуспели в христианстве, потому что здесь важна рассудительность. Нельзя ли отложить посещение больного на завтра? насколько он тяжело болен? зачем идти в храм именно сегодня? и так далее. Только оценив весь комплекс этой проблемы, помолясь Богу, чтоб Господь нас вразумил, мы можем выбрать правильное решение и тогда уже ничтоже сумняшеся поступим так, как Бог вразумил.
Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы, перенесенной из Царь-града (1073)
Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы - одна из древнейших явленных икон в Русской Православной Церкви. Пресвятая Богородица вручила ее 4-м византийским зодчим, которые в 1073 году принесли икону преподобным Антонию и Феодосию Печерским… Икона не раз защищала страну от нашествия врагов. В 1677 году, когда турки осаждали Чигирин и Киеву грозила опасность, икону почти в течение всего дня 27 августа обносили вокруг города. Богородица благословляла русские войска, шедшие на Полтавскую битву (1709 г.). В 1812 году икону снова обносили вокруг Киева. Празднование иконе положено дважды в год: 3 мая и 15 августа https://days.pravoslavie.ru/Life/life983.htm
…Вот, например, подходит ко мне человек и просит милостыню. Но одно дело, если у него нет рук или ног или он больной, не в состоянии работать; ему помочь — это моя святая обязанность. Другое дело, когда у человека здоровые руки и ноги, и он может работать, но не хочет и пользуется слабостью и неразумием людей. Тогда, давая ему деньги, я не пользу ему приношу, а развращаю его.
Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими (1085) Печерская икона Божией Матери с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими изображает Божию Матерь сидящую на троне с короной на голове. Свои руки Она возлагает на коленопреклоненных преподобных Антония и Феодосия. На коленях у Божией Матери - Богомладенец, благословляющий обеими руками. По сторонам трона стоят склоненные Ангелы.
Точной датировки написания иконы в документальных источниках не указано. По преданию, первоначальное изображение этой иконы было принесено основателем Нижегородского Печерского монастыря св. Дионисием, архиепископом Суздальским и Нижегородским из Киева. Когда именно, и кем был сделан список чудотворной иконы «греческого письма», неизвестно.
Издревле православные нижегородцы почитали эту икону как чудотворную. Во время различных бед и скорбей, как частных, так и общественных, множество народа приходило в Печерскую обитель для моления перед сей иконой Богоматери. Существовала так же традиция брать образ в дома нижегородцев, и многие по вере своей получали от иконы благодать и милость Божию. Начиная с 1857 года, этот образ ежегодно переносили на время проведения Нижегородской ярмарки в специально построенную для этого там каменную часовню.
Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской. глас 4: Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало. http://sporuchnica.od.ua/%D0%BF%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%B1%D0%BE%D0%B6%D0%B8%D0%B5%D0%B9-%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8-%D1%81-%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81
…Так же и не всякое удовлетворение просьбы ребенка есть добро, чаще всего это бывает зло. Мама должна трезво рассуждать: зачем это ему надо? не прихоть ли это? нужно ли это? Мало ли что захочется! Ни в коем случае нельзя потакать всем желаниям. Или мы у апостола Павла читали, что жена должна слушаться мужа. Но вот муж говорит: дай мне денег, я пойду водку себе куплю. Как же должна поступить жена, давать или не давать? В каждом конкретном случае надо решать эту проблему целиком: дать деньги на водку — это зло, но иногда не дать — зло еще большее. Поэтому надо поступать не по страсти: хочу давать, не хочу, — а рассуждать, все время думать, все время молиться, все время трезво оценивать ситуацию.
Свенская-Печерская икона Божией Матери (1288) Икона прославилась исцелениями слепых, бесноватых, заступничеством от врагов.
Свенская-Печерская икона Божией Матери была написана преподобным Алипием Печерским (+ около 1114, память 17 августа). На иконе изображена Божия Матерь, сидящая на престоле, на коленях у Нее Богомладенец. Справа от трона стоит преподобный Феодосий, а слева - преподобный Антоний Печерские. До 1288 года она находилась в Киево-Печерском монастыре, где прославилась чудесами, и в 1288 году была перенесена в Брянский Свенский монастырь, в честь Успения Пресвятой Богородицы, следующим образом. Черниговский князь Роман Михайлович, будучи в Брянске, ослеп. Услышав о чудесах от иконы, писанной самим преподобным Алипием, князь послал в монастырь гонца с просьбой прислать к нему в Брянск икону для исцеления. Икону отправили вместе со священником по реке Десне. Во время плавания лодка пристала к правому берегу реки Свены. После ночевки путники утром пошли к лодке, чтобы помолиться иконе, но не нашли ее там, а увидели на горе против реки Свены. Икона стояла на дубе между ветвями. Весть об этом дошла до князя Романа; его привели к иконе пешком. Князь горячо молился и обещал построить на этом месте монастырь, отдав ему все земли, которые увидит с горы. После молитвы князь начал прозревать. Сначала он увидел тропинку, затем близкие предметы и, наконец, все окрестности. Приложившись к иконе, князь отслужил молебен, а затем все собравшиеся основали деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Дерево, на котором пребывала икона, срубили и употребили на доски для других икон. Тогда же было установлено празднество Свенской иконе Божией Матери 3 мая. В тех местах протекает река Свена, поэтому  и  икону стали именовать Свенской.
На Печерской иконе Божией Матери запечатлена Богородица, которая восседает на троне и держит младенца Иисуса. Мария осеняет благословением находящихся у трона преподобных отцов - Антония и Феодосия. На Антонии схимнический куколь с острым верхом. https://days.pravoslavie.ru/Life/life986.htm
… Обязательно нужно стараться совершать поступки евангельские, то есть жить не как прочие человецы, которые идут на поводу у своих сластей, страстей, слабостей, представлений, каких-то лукавств, какой-то политики, а именно совершать правильные поступки с точки зрения Евангелия, преодолевать свою немощь — и так постепенно раз за разом душу укреплять. Вот возьми гантели и поднимай — мышцы будут расти, расти. А как перестанешь, так они и ослабнут, и все вернется к прежнему. Так и в любом искусстве нужно постоянное, постоянное упражнение. В этом слове ничего плохого нет, даже говорят «упражняться в молитве» — потому что с молитвой сопряжен именно труд, понуждение себя, беспощадность, самоотверженность, и это все дается, конечно, любовью к Богу.
Преподобные Иулиания (1393) и Евпраксия (1394) Московские. Образ преподобных Иулиании и Евпраксии в киоте на территории Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в Москве. Сохранились многочисленные свидетельства о праведной жизни основательниц Зачатьевского Алексеевского женского монастыря, что во граде Москве, игумении Иулиании и монахини Евпраксии.
По плоти были они родные сестры святителя Алексия, митрополита Московского, и происходили из знатного рода бояр черниговских. Родителям их, благочестивым Феодору и Марии Бяконт, Господь даровал многочисленное потомство: пятерых сыновей, среди которых первым по старшинству был Симеон-Елевферий (будущий святитель Алексий), и двух дочерей — Ульяну и Иулию.Благоверные родители с ранних лет воспитывали детей в благочестии, в любви к Богу и ближним.
Следуя примеру старшего брата Елевферия, сестры Ульяна и Иулия рано полюбили чтение Священного Писания и других душеспасительных книг. Возрастая духовно, они подобно женам-мироносицам следовали за своим старшим братом ко Христу, пламенея любовью ко Господу… http://zachatevmon.ru/?p=19826
…Если человек действительно Бога любит — потому что это есть заповедь: люби Бога,— он будет стараться ради этой любви, ради того, что мало на земле людей, которые Бога любят, и для Него это очень прискорбно. Бог отдал Сына Своего Единородного на смерть, чтобы всех спасти, а людям этого не надо, у них свои заботы: кто в кино пошел, кто картошку сажает, кто колорадского жука собирает, кто думает: «Вот сейчас я весь мир ошеломлю, трилогию какую-нибудь напишу, всю правду скажу». Некоторые так и говорят: «Мне есть что сказать людям». Потрясающе, надо же, великий человек! Это просто смешно.
Священномученик Николай Беневоленский пресвитер (1941) 19 апреля 1941 года отец Николай послал свое последнее, десятое письмо родным. «Поздравляю вас с торжественным праздником, – писал он, поздравляя их с Пасхой. – Я сейчас лежу в больнице... Слава Богу, обходится пока благополучно. Уповаю и впредь на помощь Божию, и ты тоже не унывай...»
Протоиерей Николай Беневоленский скончался 16 мая 1941 года в Спасском отделении Карагандинского лагеря и был погребен в безвестной могиле.
В 1902 году, не зная еще, что ждет его впереди, отец Николай в своей кандидатской работе «Первые дни христианства» писал: «Теперь, когда так часто люди в погоне за житейскими, земными интересами забывают Христово учение, когда сам нередко погружаешься в эту суету, чувствуешь, как черствеет и каменеет сердце, – как-то особенно хочется перенестись мыслью за 19 веков, войти в мысли и чувства первых христиан, хоть немножко освежиться и подышать той атмосферой...»16 И сие исполнилось. Во времена новых гонений на Церковь Христову в ХХ веке страданиями открывалось для христиан Царство Небесное, напоминая им о христианских заповедях, о Боге, призывая только в воскресшем Христе, Сыне Божием, вновь обрести свое всецелое упование, надежду и жизнь. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-nikolaya-benevolenskogo-presvitera-1941.html
… Многие думают: вот выйду на пенсию, тогда буду в церковь ходить почаще. Хорошо, вышел. Сейчас на пенсию нестарый человек выходит, женщины в пятьдесят пять лет, голова еще соображает — а тут внуки как раз, вроде их надо вырастить. Только внуки выросли, а там уже правнуки. И вот пришел человек в семьдесят лет впервые в церковь. Чему его можно научить? Ну, можно научить его перекреститься, но выучить наизусть какую-нибудь молитву он уже не сможет, а уж понять, что такое жизнь духовная... Если он семьдесят лет был болтливым или семьдесят лет сплетничал, как за оставшиеся пять-шесть лет (сколько ему отпущено?) исправиться? Если человеку тринадцать лет, он еще может исправиться. Если человеку семнадцать лет, трудно, но еще можно. А если ему семьдесят, должно произойти чудо, чтобы его душа как-то смогла приобрести благодать Божию.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...