Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
12 мая (29 апреля старого
стиля)
… Гордость наша все время
заставляет нас искать себе оправдания, а спасение начинается с обращения к
Богу. А с чем мы можем к Богу обратиться, что, мы и перед Ним будем
выгораживать себя? Но Бог знает все. То, что забыл наш дедушка, когда нас еще
на свете не было, Он и то знает. Поэтому бесполезно перед Богом рядиться, перед
Богом можно только признаться, признаться во всем, глубоко осознать всю свою
греховность, все свое безобразие. Мы всем в жизни пользуемся, а если
посмотреть, что мы на эту землю принесли доброго и что злого, окажется, что зла
на земле мы сотворили гораздо больше, вагоны, эшелоны зла и среди этого ужаса
несколько чайных ложек добра. И это надо осознать, в этом надо признаться
самому себе и Богу и ужаснуться, раскаяться.
Девять мучеников Кизических, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон (286-299) Город Кизик находится в Малой Азии на берегу
Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со
времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня).
Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города,
другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в
значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое
положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову
веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников - Феогнид, Руф, Антипатр,
Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных
местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые,
как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и
поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее
стремление к распространению и укреплению Истинной веры.
Оказавшись в городе
Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали
языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В
течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее,
обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали
славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 284 -
292), и тела их погребли близ города. https://days.pravoslavie.ru/Life/life951.htm
… Почему наш ребенок делает
не то, что положено? Потому что он родился грешным, от грешных родителей, живет
в грешном мире. Дитя наше все пропитано грехом и поэтому, естественно, что-то
делает не так. А мы в ответ сразу раздражаемся, начинаем орать. Почему мы
совершаем такой поступок? Не потому, что хотим, чтобы он исправился. Если бы мы
этого хотели, мы бы не орали, мы бы старались проникнуть в его сердце, в его
совесть, старались бы эту совесть как-то оживить, чтобы она заставила его
осмыслить дурной поступок, чтобы он смог его преодолеть. Это каторжная работа —
пробудить совесть в человеке, даже в маленьком. Поэтому такую работу делать
неохота, легче наорать, запретить. И мы так и делаем. Отчего это происходит? От
себялюбия. Этот объект меня в данный момент раздражает, и я на него это
раздражение выливаю, то есть тешу свое себялюбие, поступаю так, как мне угодно:
мне в данный момент хочется злобу излить — и я ее тут же и изливаю.
Формально вроде бы мы желаем добра, говорим ребенку, чтоб он плохо не делал, но эффект-то получается противоположный. Поэтому если бы мы на самом деле хотели добра, мы бы так не поступали. А раз поступаем, значит, мы не имеем ни любви к детям, ни желания их воспитать, а только любовь к себе, охранение собственного покоя.
Формально вроде бы мы желаем добра, говорим ребенку, чтоб он плохо не делал, но эффект-то получается противоположный. Поэтому если бы мы на самом деле хотели добра, мы бы так не поступали. А раз поступаем, значит, мы не имеем ни любви к детям, ни желания их воспитать, а только любовь к себе, охранение собственного покоя.
Преподобный Мемнон Чудотворец Египетский, игумен. Преподобный Мемнон
Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими
трудами достигал он победы духа над плотью.
Став игуменом одного
из египетских монастырей, мудро и осторожно руководил братией. Помогая им
молитвой и советом преподобный не прекращал своих подвигов и в борьбе с
искушениями.
Непрестанной молитвой
и трудом он получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся
источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение,
призвав его на помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его
имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы. https://ok.ru/mirvkotoro/topic/68297907601513
… «Много сотворил Иисус перед
учениками Своими чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы
вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя
Его». После того как Фома исповедовал Его своим Богом и Господом, Господь
сказал: «Блаженны те, которые не видели, но уверовали».
Блаженны. Кто может, подняв руку, сказать: я блажен? Нет, вокруг только унылые лица, недовольство, ропот, обиды. Отчего это происходит? Оттого, что мы не веруем. А зачем же тогда в храм пришли? Стоим здесь, крестимся, говорим: «Воистину воскресе». В какую такую истину? Где она и в чем выражается? Ни в чем. Мы ни одному слову Господню не веруем, ни одному-единственному: все по-своему переиначиваем, все только своего желаем, все новое Евангелие, как Лев Толстой, хотим написать, только у нас ума на это не хватает. У него хватило, к сожалению; нельзя сказать «слава Богу», потому что это все не во славу Божию, а в собственную славу. И потому нет у нас блаженства, и мы не знаем, что такое вечная жизнь, не знаем Христа, не имеем ни упокоения, ни утешения, ни любви — ничего.
Блаженны. Кто может, подняв руку, сказать: я блажен? Нет, вокруг только унылые лица, недовольство, ропот, обиды. Отчего это происходит? Оттого, что мы не веруем. А зачем же тогда в храм пришли? Стоим здесь, крестимся, говорим: «Воистину воскресе». В какую такую истину? Где она и в чем выражается? Ни в чем. Мы ни одному слову Господню не веруем, ни одному-единственному: все по-своему переиначиваем, все только своего желаем, все новое Евангелие, как Лев Толстой, хотим написать, только у нас ума на это не хватает. У него хватило, к сожалению; нельзя сказать «слава Богу», потому что это все не во славу Божию, а в собственную славу. И потому нет у нас блаженства, и мы не знаем, что такое вечная жизнь, не знаем Христа, не имеем ни упокоения, ни утешения, ни любви — ничего.
Преподобный Нектарий Оптинский (1928) Последним соборно избранным Оптинским
старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия
(Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий
(в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце
Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано
умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была
строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и
мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он
в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он
в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом
Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти
идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая
преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому
не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном
преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу
Амвросию… После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария
арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина,
но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и
совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия
воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной
будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный
Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на
местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в
день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей
преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от
мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были
янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в
западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители. https://pravoslavie.ru/70612.html
…Если мы почитаем Евангелие,
то увидим, что оно обличает нас. Поэтому многие Евангелия не читают — когда-то,
может быть, прочли или что-то слышали в церкви, и им этого достаточно. На
словах кого ни возьми, все глубоко верующие люди, причем настолько глубоко, что
этой веры даже не видно. Она как в бездонном колодце: камни туда кидай, и
никакого отзвука. Никакого отзвука слова Божия нет, то есть ничем не отличается
человек так называемый глубоко верующий от человека, в котором совершенно
никакой нет веры, — только хуже еще, еще лицемернее, еще противнее и еще
безобразнее. Один только внешний вид, и то очень ненадолго. Некоторые даже в
течение двух часов, пребывая в храме, не в состоянии побыть верующими, хотя бы
фальшивое, хотя бы притворное смирение явить.
Спрашивается: что это за вера такая? Известное дело, бесовская вера, потому что ничего христианского в ней нет. Апостолу Фоме Господь сказал: «Не буди неверен, но верен». И Фома не однажды засвидетельствовал свою веру — и всей своей жизнью, и смертью. Он не стал пальцы в раны Спасителя погружать, а ответил: «Господь мой и Бог мой», верую Тебе как Богу и покоряюсь как своему Господину. Потому что если я раб, я должен во всем слушаться Господа. Только этим и приобретается блаженство.
Спрашивается: что это за вера такая? Известное дело, бесовская вера, потому что ничего христианского в ней нет. Апостолу Фоме Господь сказал: «Не буди неверен, но верен». И Фома не однажды засвидетельствовал свою веру — и всей своей жизнью, и смертью. Он не стал пальцы в раны Спасителя погружать, а ответил: «Господь мой и Бог мой», верую Тебе как Богу и покоряюсь как своему Господину. Потому что если я раб, я должен во всем слушаться Господа. Только этим и приобретается блаженство.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01
Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий