пятница, 19 апреля 2019 г.

Весна в живописи российских художников. Венецианов А.Г. «На пашне. Весна»



Могутин Юрий
ПРОТАЯЛИ ПРОТАЛИНКИ...
Протаяли проталинки,
Проклюнулись подснежники,
И из любой завалинки
Пробилась травка нежная.
Простились мы с морозами.
Осталось ждать немножко,
Когда лесок берёзовый
Захлопает в ладошки.
Не сразу, но образ весенней среднерусской природы в ее нежной чуть зеленеющей прелести, в ее поэзии возрождения новой жизни, постепенно занимал свое место в российской живописи. И первооткрывателем национального образа Весны стал художник Алексей Гаврилович Венецианов.
Венецианов Алексей Гаврилович (1780-1847 гг.)
Его удивительная картина «На пашне. Весна» в деталях
      Венецианов А.Г. На пашне. Весна. 1820-е. 51,2 х 65,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
«Наконец пришла весна в Сафонково. Долго она в этом году умывалась дождями, долго не приказывала тучам освободить красно солнышко. Но дожди прошли, небо очистилось, солнце засияло.
Первые, кто приветствовал приход весны, были деревенские женщины. Девушки и молодухи надели праздничные наряды и завели хоровод на лугу, что за речкой Ворожбой.
Венецианов тоже туда поспешил. Чтобы не смущать девушек, он устроился в сторонке, под деревом. Отсюда ему хорошо видно все. Какой простор! Поля, еще пустые, уходят в нескончаемую даль, а прозрачное бледно-голубое небо еще больше углубляет пространственные дали.
Отчего же в это царство света и радости входит темным облачком заунывная песня?
Ах ты, ель моя, елочка,
Золотая моя макушечка,
Покачнися ты туды-сюды,
Туды-сюды — на все стороны!
Молодая ты невестушка,
Оглянися ты туды-сюды,
Туды-сюды — на все стороны:
Вся ли тут твоя родина?..

… запел высокий женский голос. Он пел о печальной доле, о жажде воли и счастья. Был этот голос одинок и тревожен. А потом к нему присоединился другой — мужской, сильный, непокорный. И вот они обнялись, слились воедино, эти два голоса, и долго, долго не умолкали над спящим Сафонковым.
И Венецианов подчиняется властному призыву. Он выходит из дому. Он стоит среди поля очарованный. Именно такой она, Весна, являлась ему не раз в воображении. Сарафан на ней розовый из простой ткани, но и в этом сарафане она царственно 'прекрасна. И она не идет по свежевспаханной борозде, а как бы плывет над нею по воздуху...
Венецианов приближается к прекрасному видению и счастливо смеется. Как же он сразу не узнал молодую красавицу, которая вчера запевала песни в хороводе, а потом ее голос так долго звенел над Сафонковым! Да, да, это она, подобная Весне-царевне, вышла ранним утром боронить свежевспаханное поле, и такой он изобразит ее — Весну русских полей...» (Вагнер Л. Сафонковская мозаика: к 200-летию со дня рождения А.Г. Венецианова./ Л. Вагнер.// Юность . - 1980. - № 2. - с.80-83)
«Натура в ее изящном виде»
Сюжет картины «Весна» Венецианова А.Г. незатейлив. Молодая крестьянка боронит пашню. Однако этот сюжет не составляет главного содержания картины. За ним светятся более глубокие смыслы, к постижению которых подталкивает зрителя Венецианов. Собственно, и сам художник, начиная эту работу, по-видимому, не знал, что именно хочет он сказать. Вглядываясь в нее, мы живо ощущаем трепет, овладевавший автором, когда он «прикасался» к тому, к чему не имел в виду прикасаться. Дотрагивался и застывал в смущении перед торжественным таинством природы.
Каковы же особенности в пейзаже на этой картине Венецианова?
"Уходчивость к горизонту"
Венецианов всегда горько сетовал на то, что современные живописцы не умеют писать облака. Сам он за «облачными штудиями» проводил очень много времени, более всего, стремясь в изображении облаков достичь «естественного хода уходчивости к горизонту».
«Венецианов - признанный мастер пейзажа. Он мог следить за изменением цвета на воздухе, умел передать на полотне воздух, светотени. Его пейзаж трогает обаянием бесхитростной любви к отчему краю. Милая сердцу художника среднерусская сторона: неяркое, голубовато-белеющее небо с легким облачком; избы, пруд или река, деревца, за ними дальний простор, ширь полей. Единственные люди властвовали на этом просторе – крестьяне». «Молодая крестьянка, ведущая лошадей ("На пашне. Весна"), одета празднично, не по-рабочему: она хозяйка этой пашни, этого ясного неба, своей земли... Гармония труда и пейзажа. Впечатление приволья. В картине соединились и реальность, и мечта художника» (Виктор Сергеевич Липатов. Из его книги «Краски времени»)
Небо и земля
Художник сильно занижает горизонт, чтобы придать торжественность звучанию картины. До него этим приемом в русской светской живописи не пользовался никто. Применялся он лишь в иконописи.
«На пашне» — едва ли не лучшая из картин Венецианова — особенно убеждает в том, каким подлинным поэтом в живописи был Венецианов, когда он не пытался заимствовать условные поэтические атрибуты из совершенно чуждого ему мира классики, а находил поэзию  в близкой ему  обычной  жизни.
Пейзаж этой картины позволяет говорить о Венецианове как о предтече великих пейзажистов, прославивших русскую природу: Саврасова, Левитана. С трудом верится, что в эпоху процветания условно-романтического пейзажа школы М. Воробьева был создан этот глубоко лирический, далекий от всякого стремления к эффектности гимн русской весне. Широкое свежевспаханное поле, два-три тонких деревца, которые «как будто пухом зеленеют». Краски легки и воздушны; здесь легко дышится, как бывает только весной. Во всем передано ощущение этой весенней легкости — и в облаках, улетающих ввысь, и в фигуре женщины, идущей плавно, едва касаясь земли. Женщина эта не совсем обычная: она ростом гораздо выше своих лошадей, ведет их без малейшего усилия, движения ее подчеркнуто ритмичны и музыкальны. Ее можно воспринять как олицетворение весны или, может быть, самой венециановской музы. Какие-то отзвуки классицистического понимания красоты есть еще в этой фигуре. Но этот полуфантастический, опоэтизированный образ так хорошо гармонирует со всем реальным окружением, так органически с ним сливается, «вписывается» в пейзаж, что иного мы себе и не мыслим, мы не ощущаем в нем ни малейшей фальши» (Дмитриева Н. Алексей Гаврилович Венецианов// Алпатов М.В. Искусство: Книга для чтения. Живопись. Скульптура. Графика. Архитектура./ Составители М.В. Алпатов, Н.Н. Ростовцев, М.Г. Неклюдова. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1969. - с.380-385)
Юные деревья
Тонкие, покрытые молодой листвой деревца вносят трогательную ноту в композицию. Заметим, что до Венецианова национального пейзажа в русской живописи не существовало.
Тут почти нет этнографического быта, тут всё — бытие. Отсюда — и ощущение вневременной «застылости» образа, его вечности. Но та тайна, которую дерзнул написать художник, помещена в совершенно реалистический контекст — контекст просыпающейся от зимнего сна русской природы. Венецианов опередил свое время — следующим, кто совершит нечто подобное, станет Алексей Саврасов.
Венецианов без устали говорил своим ученикам: «Ничто так не опасно, как поправка натуры; тот, кто рано начал исправлять натуру, никогда не достигнет высшей сте­пени художеств».
Это «поучение» как будто противоречит собственной венециановской картине (речь идет, разумеется, о его «Весне»). В самом деле, даже на очень поверхностный и непридирчивый взгляд, здесь можно обнаружить множество «поправок натуры». Например, очень часто корили Венецианова за то, что он изобразил крестьянку, идущую за лошадьми, в каком-то странном наряде. Больше всего возмущало критиков, что этот наряд именно «наряден», тогда как им хотелось видеть «настоящую бабу в затрапезе». Однако Венецианов здесь не столь неточен, как кажется.
Поступь Весны
…Послушны кони с бороною,
Их так умеючи ведёт
Крестьянка в вышитом наряде,
Босою поступью вперед.

И всё величие природы
Негласно меркнет перед ней.
В ней много сил, терпенья, воли,
Как у хозяйки всех полей…
(Аня Приходько)
Первый день пахоты считался на селе праздником, и поэтому крестьяне надевали свое лучшее платье.
Да, художник изображает свою крестьянку нарядной и легко весной, парящей над землей, ступающей босыми нежными ногами по пышной пашне, как будто по воздуху. Да, дитя ее сидит без портков на голой весенней земле, забавляясь васильковыми венками. И лошади, впряженные в борону, более похожи на крылатых Пегасов, нежели на заморенных на зимних хлебах крестьянских кляч. Но вглядитесь, толстокожие, жестоковыйные люди! Ведь это все совсем «не о том». По пашне шествует не женщина — богиня. Не Акулька и не Парашка — Весна.
Героиня Венецианова отчасти похожа на эфемерных женщин с полотен Боттичелли, отчасти — на святую со старой иконы. В иконописи, между прочим, также было принято изображать святых не идущими, а как бы «скользящими» по земле.
…Сидит малыш в рубахе белой,
Спокойно ценит женский труд.
Он подрастёт еще немного,
Ему коней вести дадут.

Земля сыра, свободно дышит.
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край! (Аня Приходько)
Взгляд красавицы-крестьянки обращен к ребенку, сидящему на земле. И каким «необманным счастьем», каким доверием исполнен этот взгляд! Доверием к будущему, к матери-земле, на которую бестрепетно посадила крестьянка своего первенца, одетого в одну лишь рубашонку.
Упрекали художника и в «сезонных несообразностях», удивляясь тому, что маленького мальчика он сажает на холодную землю в одной рубашонке, а вокруг него «раскладывает» венки из васильков, отроду не цветших весной. В позднейшее время к этому списку прибавились и претензии общественно-политического свойства: зачем, дескать, мастер поэтизирует подневольный труд, когда прямой его обязанностью было показать все тяготы крепостного состояния.
И так далее, и тому подобное. Но все приведенные выше «лыки в строку» не имеют, по большому счету, никакого отношения к полотну Венецианова, поскольку лежат в совершенно иной плоскости.
…Земля сыра, свободно дышит.
Подарит славный урожай.
Пока жена-крестьянка пашет,
Не обеднеет Русский край!
(Аня Приходько)
Вдалеке автор изображает еще одну крестьянку, и при этом создается странный эффект: умом мы понимаем, что это совершенно другая женщина, а вовсе не главная героиня нашего полотна, что она просто боронит свой участок поля, но все равно мнится, будто это все одна и та же богиня Весна, «парящая» над полем.
Эта картина входит в цикл, созданный Венециановым в середине 1820-х годов. Помимо «Весны», в него обычно включают полотна «Сенокос» и «На жатве. Лето». Судя по всему, существовала и картина «Пейзаж. Зима» (возможно, где-то она есть и сейчас, но где?). Все исследователи сходятся на том, что «Весна» была написана раньше всех прочих работ серии. На это указывают и стилистические признаки, и сама логика крестьянской жизни, ибо весна — начало сельского трудового года.
Исаковский М.В.
***
Растаял снег, луга зазеленели,
Телеги вновь грохочут по мосту,
И воробьи от солнца опьянели,
И яблони качаются в цвету.

По всем дворам - где надо и не надо -
С утра идет веселый перестук,
И на лужайке принимает стадо
Еще зимою нанятый пастух.

Весна, весна кругом живет и дышит,
Весна, весна шумит со всех сторон!..
Взлетел петух на самый гребень крыши,
Да так поет, что слышит весь район.

Раскрыты окна. Веет теплый ветер,
И легкий пар клубится у реки,
И шумно солнцу радуются дети,
И думают о жизни старики.

Источники:
Панфилов Александр. Венецианов. Вып. 33: Альбом «50 художников. Шедевры русской живописи». – М.: издательство DeAGOSTINI, 2011. – 30 с.


https://www.stihi.ru/2014/07/18/7923 Стихи.ру. К картине А. Г. Венецианова На пашне. Весна Аня Приходько



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...