понедельник, 15 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 16 апреля (03 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
16 апреля (03 апреля старого стиля)
… Каждому из нас, когда он на кого-то из ближних своих раздражается, надо обязательно задуматься: «А почему я раздражаюсь? Потому что ситуация мне не подчиняется? Значит, я властно желаю, чтобы было то, что я хочу, чтобы все делали то, что нравится мне?» Но это возможно, только если заставлять. А если заставлять, тогда не будет любви, тогда будет концлагерь в большей или меньшей степени. Единственное, чем возможно все ожи­вить, — это любовью…
  Икона Божией Матери «Неувядаемый цвет». Икона из церкви Николы в Голутвине переулке, ныне хранящейся в Третьяковской галерее. Изображение Богоматери с цветком в руке объяснялось словами Богородичного песнопения — Акафиста, где Мария называлась «цветом неувядаемым». Цветы в христианской традиции имели свою символику: лилия (по-древнерусски «крин») означала чистоту и непорочность Приснодевы, подсолнух — «солнце правды» Христа, алые розы, гвоздики, тюльпаны служили символами мученичества, белые — возвещали райское блаженство, темно-синие ирисы и колокольчики-водосборы говорили о печали Богородицы у гроба Христа. Большинство этих толкований имело хождение на Западе и попало на Русь не раньше XVIII века, когда и сложилась иконография «Богоматери Неувядаемый цвет».

На московской иконе из церкви Николы в Голутвине переулке, ныне хранящейся в Третьяковской галерее, Богоматерь держит не цветок и даже не букет цветов, а процветший скипетр. Вместе с короной на голове Марии он свидетельствует о царском достоинстве Богородицы как Царицы Небесной. А младенец Христос изображен здесь не сидящим, как обычно, на руках Богородицы, а стоящим в царском облачении, со скипетром и державой, на церковном престоле.
Поэтическое название иконы связывают также с монашескими обителями Афона. По распространенному в прошлом веке преданию, на Афоне — Святой горе — рос неувядающий «Богородичный цветок» (разновидность бессмертника). Нетленную красоту Богоматери как нельзя лучше и отражает прекрасная икона «Богоматери Неувядаемый цвет». (И. Бусева-Давыдова)
…Хотя есть такие люди, на которых можно излить Тихий океан любви, а им хоть бы что, хоть кол на голове теши. Но это не значит, что если их бить палкой с гвоздем, то что-либо изменится. Просто, если поступать по любви, есть хоть какая-то надежда что-то исправить, а если палка с гвоздем, то надежды нет, потому что это будет подчинение в результате насилия. И энергия, которую мы затратим на это зло, все равно не даст нам счастья, а, наоборот, причинит массу беспокойства, страданий. Мы можем достичь внешнего порядка, но в результате все равно не будем иметь того, что хотели бы.
Ну хорошо, мы настояли на своем, и дальше что? Что изменилось? От того, что мы кого-то подчинили себе, заставили, он что, стал христианином, что ли? Или от этого в мире увеличилось количество любви? Да конечно, нет. Наоборот, мы этим самым увеличили сумму зла, которое существует в мире, и оно все равно рикошетом придет к нам, к нашим детям, к нашим внукам. Потому что любое зло, которое мы посеем, рано или поздно к нам все равно вернется.
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Икона имеет также второе название – Благоуханный цвет. Она считается очень древней. Считается, что впервые икона появилась на острове Кефалония, близ Афона, именно от этого образа и появилось множество похожих версий. На этом острове существовала традиция, которая есть и по сегодняшний день. На праздник Благовещения люди несут цветы белого цвета (тюльпаны или похожие на них) к лику Богоматери, там они лежат до праздника Ее Успения. Важно отметить, что цветы лежат без воды и солнечного света почти пять месяцев. Но много лет назад произошло чудо, стебли цветов, подобных на лилии, вдруг стали наполняться влагой и оживать. Вместо уже вялых цветов появились новые бутоны и через некоторое время на этом месте стояли пышные букеты белых цветов. Мастера иконописцы вдохновились этим чудом, так появилась икона Неувядаемый Цвет.
На иконе Пресвятая Богородица держит Своего Божественного Сына на правой руке, а в левой руке у Нее - цветок белой лилии. Этот цветок символически знаменует неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы, к Которой так и обращается Святая Церковь: "Ты еси Корень девства и Неувядаемый Цвет чистоты". Списки этой иконы прославились в Москве, Воронеже и других местах Русской Церкви. https://bogolub.info/molitva-ikone-neuvyadaemyj-cvet-chitat-v-chem-pomogaet/#i-3
… Люди все в основном плотские. Мать не беспокоится о том, что ребенок Священное Писание не знает, что он не имеет кротости или милостивого сердца. А коснись тела, нога заболела или рука — тут она беспокоится. А почему мать больше переживает, когда ребенок нос расшиб? Вроде бы нелогично: ребенок вырастет, состарится и умрет, и эта нога умрет, и этот нос умрет, который он расшиб. Что же о нем так уж беспокоиться? Потому что она сама плотская. Если же мать — духовное существо, то она будет думать: ой, да пусть сын горбатый, пусть слепой, лишь бы только к Богу пришел; пусть он калека будет, пусть его жена бросит, пусть телом пострадает — лишь бы душой спасся.
Икона Божией Матери «Неувядаемый Цвет». Тропарь Божией Матери пред иконой Ее «Неувядаемый Цвет». Глас 5:
Радуйся, Богоневесто, жезле тайный,/ Цвет Неувядаемый процветший,/ радуйся, Владычице, Еюже радости наполняемся/ и жизнь наследствуем.
Молитва святому образу Божией Матери «Неувядаемый Цвет»:
О Пресвятая и Пренепорочная Мати Дево, надеждо христиан и прибежище грешным! Защити всех в несчастиих к Тебе прибегающих, услыши стенания наша, приклони ухо Твое к молению нашему, Владычице и Мати Бога нашего, не презри требующия Твоея помощи и не отрини нас грешных, вразуми и научи нас: не отступи от нас, рабов Твоих, за роптание наше. Буди нам Мати и Покровительнице, вручаем себе милостивому покрову Твоему. Приведи нас грешных к тихой и безмятежней жизни; да оплачем грехи наша. О Мати Марие, наша преблагая и скорая Заступнице, покрый нас Своим ходатайством. Защити от врагов видимых и невидимых, умягчи сердца злых людей, возстающих на нас. О Мати Господа Творца нашего! Ты корень девства и неувядающий цвет чистоты и целомудрия, пошли помощь нам немощным и обуреваемым плотскими страстьми и блуждающими сердцами. Просвети наша душевныя очи, да видим пути правды Божия. Благодатию Сына Твоего укрепи нашу слабую волю во исполнение заповедей, да избавимся от всякия беды и напасти и оправданы будем Твоим пречудным заступлением на страшнем суде Сына Твоего. Ему же мы воздаем славу, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
… Для многих Пасха — это гора куличей, еще больше гора яиц, и все уставлено свечами. А Пасха — это совсем другое, это переход в вечную жизнь. Царство Небесное — это не пища и питие. И даже если не будет никаких куличей и никаких яиц, Пасха все равно будет. Она не в том состоит, чтобы объесться куличами, творогом и яйцами, нет. По Уставу никакую пищу даже в храм вносить нельзя, храм есть только дом молитвы. Но у нас это нарушается по дикости, потому что все внешнее, материальное стало в нашей жизни главным содержанием. Поэтому у нас часто вся духовная жизнь сводится к вопросам о том, что можно, а что нельзя, и сотни людей приходят с одним и тем же: батюшка, на Пасху можно ходить на кладбище или нельзя? батюшка, а можно яйца носить на могилу или нельзя? батюшка, а куличи можно или нельзя? Для человека вся жизнь в этом заключается, можно ему на кладбище кулич отнести или нет. Если можно, то хорошо, а если нельзя, то прямо катастрофа какая произойдет. А то, что он осуждает, что он пять человек детей убил, что водку пьет, что жизнь всю у телевизора просидел — это не грех: ну, мы все грешные, это ничего.
Человек даже не задумывается, что он каждый день встает без молитвы, что еду свою ест, как свинья, которой только дашь — она сразу набрасывается. Кошка и то, прежде чем поесть, как бы голодна ни была, постоит, подумает, успокоится, а потом уж есть принимается. А мы нет. И это все не грех. То, что сын, здоровый лоб, в Бога не верует, даже креститься не умеет — это не грех. То, что внука не причащает, хотя за горло священника брала, лишь бы только крестить его — а покрестили, и всё, все забыли. Только бы здоровый был — вот об этом забота. А что ребеночек маленький не причащается, растет в безбожной среде — на это наплевать. То, что дома с утра до вечера только раздражение, скандал, взаимные упреки, дочь на зятя натравливает, с сестрой десять лет уже не разговаривает, жадничает, к матери, к родственникам по-хамски относится — это все не грех. А вот куличик на кладбище отнести или не отнести — это самый главный вопрос.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...