воскресенье, 31 марта 2019 г.

Красота женской души. О Девочке с персиками



Мамонтова Вера Саввишна
(20.10.1875 – 27.12.1907)
Валентин Александрович Серов говорил: «Мою Верушу портретом как-то не назовешь». Чарующая безмятежность, удивительная жизненность юной модели, необычайная чистота и свежесть красок, звучность солнечных бликов создают поэтическую, восторженную песнь Юности и Природе.
Существует тонкий «пересказ» этой работы, сделанный известным искусст­воведом М. Алпатовым: «Она лишь на минуту уселась за столом, искоса поглядывая на нас свои­ми карими глазами, в которых притаил­ся огонек. У нее чуть раздуваются нозд­ри, точно она не может отдышаться от быстрого бега. Ее губы серьезно сжа­ты, но в них столько беззаботного и сча­стливого лукавства! Такой ее знают все, такой она стала всеобщей любимицей. Родных ее сестер можно найти в рус­ской литературе у Пушкина, у Турге­нева, у Чехова, особенно у Толстого».
 
      Серов В.А. Девочка с персиками. 1887. 91 х 85. ГТГ. Москва
Армянский поэт Маро Маркорян написал как будто гимн для этой чудесной картине, перевела его стихи Анна Ахматова.
Маро Маркорян (перевод с армянского Анны Ахматовой)
***

Ты расцветаешь, персик мой,
Подросток, девушка-дичок...
Кто ластится к тебе, кто льнет?
То легкий горный ветерок.

А ты смущаешься, дрожишь,
Любви боишься первых слов,
И обаяние твое -
Беззвучный и безмолвный зов.

Но на себя ты не глядишь,
И потому не знаешь ты,
Что в юной прелести своей
Ты совершенство красоты.

С тревогой на тебя смотрю,
Вздыхая и грустя тайком.
Как ты напоминаешь мне
О чем-то самом дорогом! 1953 г.
… Серову очень хотелось написать такую картину, чтобы люди смотрели на неё и чувствова­ли, как хорошо жить на свете, как прекрасна жизнь.
Но какой будет эта картина, Серов не знал.
Он приехал в Абрамцево, местечко под Москвой, к своему знакомому — Савве Ивановичу Мамонтову. Это был богатый человек, который очень любил искусство и помогал художникам.
Серов рассказал ему о том, какую картину хочет напи­сать. Мамонтов посоветовал:
 - Пока найдёшь тему для картины, рисуй Верушку.
 - А это возможно?— улыбнулся Серов.
Он хорошо представлял, что значит рисовать эту непоседу, дочь Саввы Ивановича.
За её портрет брался сам Репин, но Верушка не желала позировать, то есть сидеть подолгу в одной позе перед художником. Даже отец не мог её заставить.
 — Попробуй,— сказал Савва Иванович,— тебе это сде­лать легче, ты ведь с ней дружишь. Уговори.
В эту минуту в комнату вбежала его дочь. Смеясь, она села за стол и стала рассказывать какую-то забавную историю.
Она сидела напротив Серова, положив на стол загоре­лые руки. Чёрные волосы падали ей на лоб. На ней была розовая блузка с чёрным бантом. Бант, как бабочка, ка­залось, вот-вот упорхнёт. И как бабочка, выглядела сама девочка: впорхнула в дом, с солнцем и тёплым ветром, присела на минутку к столу и скоро улетит обратно, на улицу, где сияет июльский день.
Серов с забившимся сердцем смотрел на неё.
 - Я буду писать тебя — вот так, в этой комнате, за этим столом. Хорошо?— сказал он.
 - Совсем не хорошо,— капризно возразила она.— Ты умучаешь.
 - Не умучаю.
 - Нет, нет, нет! Я тебя знаю,— не соглашалась Верушка.
Но и Серов не уступал... В конце концов, он уговорил её. Верушка согласилась позировать.
После первого раза, или, как говорят художники, сеан­са, на белом холсте уже можно было узнать Верушку. Первые лёгкие мазки красок наметили её черты. Казалось, ещё несколько дней, и всё будет закончено.
Но Серов день за днём продолжал работать. Ведь он писал не просто портрет дочери Саввы Ивановича Мамон­това, а создавал картину. То есть такой портрет, на кото­ром образ человека был бы особенно выразительным. Серов хотел, чтобы от его картины веяло свежестью и счастьем.
Что же сразу привлекает в этом портрете?
Лицо девочки. Её глаза. Они словно притягивают к себе.
Смотришь на картину, и, кажется, будто сам находишься в этой светлой комнате. Словно, можешь подойти к этому столу, потрогать скатерть, персики, сереб­ряный ножик, подсвечник на окне или раскрашенную игрушку — солдата-гренадера, который выглядывает из-за плеча девочки; можешь пройти в другую комнату, сесть на стул возле окна...
В комнате так много света, простора, воздуха!
И фигурка гренадера, и блюдо на стене, и блики на спинках старинных стульев, и лёгкие тени от персиков на скатерти, и весёлая зелень сада за окнами — всё служит тому, чтобы мы почувствовали ласковое, летнее тепло ком­наты, в центре которой находится девочка с персиком в руках.
Посмотрите, как живо написаны персики: так и хочется откусить!
Вкусные, с бархатистой кожицей плоды. Летний, солнечный день. Юный человек. Верушка Мамонтова. В тот год ей исполнилось двенадцать лет.
Живопись волшебна. Верушка навсегда останется такой, какой изобразил её художник более ста лет назад.
Много лет спустя после создания «Девочки с персиками» В.А. Серов прокоммен­тировал свой замысел: «Все, чего я до­бивался, — говорил он, — это — свеже­сти, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и из­мучил ее, бедную, до смерти, уж очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности — вот как у старых мастеров. Думал о Репине, о Чи­стякове, о стариках — поездка в Италию очень тогда сказалась, — но больше все­го думал об этой свежести. Раньше о ней не приходилось так упорно думать».
Серов В.А. Девочка с персиками. Верушка Мамонтова. Фрагмент картины
Грабарь И. писал о Валентине Серове и его картине «Девочка с персиками» в 1913 году:
«Бывают создания человеческого духа, перерастающие во много раз намерения их творцов. К таким созданиям надо отнести и этот удивительный серовский портрет. Из этюда «девочки в розовом», или «девочки за столом», он вырос в одно из самых замечательных произведений русской живописи, в полную глубокого значения «картину», отметившую целую полосу рус­ской культуры.
Нет больше на свете и этой девушки-подростка, с таким чудесным, невыразимо русским лицом, что если бы и не было внизу серовской подписи, все же ни минуты нельзя было сомне­ваться в том, что дело происходит в России, в старом помещичьем доме. Можно наверное ска­зать, что эта старая мебель не покупалась у антиквара, да вряд ли ее и ценили тогда: может быть, и подумывали временами о замене «неуклюжей и неудобной рухляди» свежей и «изящной гарнитурой», да все как-то некогда было возиться — пусть себе стоит. За деревенским окном не видишь, но чувствуешь аллеи парка, песчаные дорожки и все то неизъяснимое очарование, которым насквозь проникнута каждая безделица старой русской усадьбы.
Во всей русской литературе я не знаю ничего, что на меня действовало бы так сильно, как несколько строк из отповеди Татьяны Онегину:
... Сейчас отдать я рада
Всю эту ветошь маскарада,
Весь этот блеск, и шум, и чад
За полку книг, за дикий сад,
За наше бедное жилище,
За те места, где в первый раз,
Онегин, видела я вас,
Да за смиренное кладбище,
Где нынче крест и тень ветвей
Над бедной нянею моей.
Не знаю почему — да и не хочу этого знать, — но каждый раз, когда я дохожу до этой «полки книг», у меня где-то далеко внутри что-то срывается, и приходится делать над собой усилие, чтобы не потерять равновесие и не разрыдаться.
В русской живописи я знаю только одну вещь, напоминающую мне несравненные стихи Пушкина — серовский портрет В.С. Мамонтовой. Здесь не видно «полки книг», но я уверен, что она есть, непременно есть — либо тут же, либо в соседней комнате, — как, наверное, знаю, что где-то в конце сада есть «крест», и тихо шевелится «тень ветвей» над чьей-то дорогой могилкой».
Серов В.А. Девочка с персиками. Окно. Фрагмент картины
Солнечная симфония – так можно назвать картину Валентина Серова «Девочка с персиками». Яркий свет «валит» в комнату через окно, за которым открывается знаменитый абрамцевский парк, помнящий старика Аксакова. Происходит «странное сближенье». Аксаков, написавший «Детские годы Багрова - внука», был большим знатоком дет­ской души, и этот отзвук еще больше проясняет радостное настроение картины.

Свет буквально насыщает пространство картины, проникая всюду. Он играет разноцветными пятнами на всех предметах — в том числе и на скатерти; художник виртуозно и, на первый взгляд, без особого усилия пишет эти переливы.
На блузе солнечный свет играет совершенно осо­бым образом, порождая поразительное сверка­нье сиреневых и голубых тонов и делая блузку похо­жей на какой-то драгоцен­ный камень, на перламут­ровую раковину.
В простенке висит майоликовое блюдо, играющее солнечными бликами. Оно как бы уточняет для нас «географическую» привязку картины — известно, что Савва Мамонтов, задумав возродить искусство майолики, которым славились мастера Возрождения, завел у себя специальную мастерскую. В ней работали многие известные художники.
Общий голубоватый тон картины холоден, но Серов уравнове­шивает, смягчает его — листьями и бархатистыми фруктами, лежащими на столе, звучным пятном красного банта, смуглым лицом героини этой работы. Делает художник это настолько мастерски, что порой не верится в молодой возраст художника. Ему шел всего лишь 23 год.
Очаровательно лицо Верочки —с обрамляющими непо­слушными волосами, с лукавыми, чуть искоса глядящими на зрителя глазами, с ярким румянцем, пробивающимся даже сквозь летний загар, — является композиционным и «содержатель­ным» центром картины. Ощущение «свежести», не дававшее покоя писав­шему девочку художнику, связано, пре­жде всего, с этим лицом.
«Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию», — вспоминал Веру Мамон­тову Виктор Васнецов. И этот прекрасный русский художник создал удивительный портрет уже повзрослевшей Верочки Мамонтовой. Об истории создания картины - рассказ Осиповой Л.

ОСИПОВА Л. «АБРАМЦЕВСКАЯ БОГИНЯ»
Васнецов В.М. Портрет Веры Саввишны Мамонтовой. 1896. Холст, масло, 146 x 87, Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево», Московская область.  http://www.wm-painting.ru/Vv/p2_articleid/1163
В доме-музее в Абрамцеве, в так называемой красной гости­ной, над роялем висит портрет молодой девушки в светлом платье. Ее стройная фигурка скульптурно выделяется на фоне темной, почти без просветов листвы деревьев. Тонкие черты лица выписаны художником с великим старанием и любовью. Обращенный на зрителя прямой серьезный взгляд девушки останавливает, притягивает к себе. В какую бы сторону от портрета вы ни двинулись, он следит за вами, этот взгляд. Что в этом взгляде? Раздумье, грусть, укоризна... Трудно сказать. Но художник как будто и не стремится объяснять этот характер, может быть, загадочный и для него самого. Недаром так намеренно сгущена тень деревьев за спиной девушки, словно стоит она в дремучем лесу. Сама же она — лицо, фигура — высвечена каким-то мерцающим светом, источник которого непонятен — солнце ли это или луна в ясную ночь...
Портрет написан Виктором Ми­хайловичем Васнецовым. Сохра­нилась и дата написания: «27 июля 1896 года, Абрамцево».
Васнецов впервые появился в Абрамцеве, имении известного мецената Саввы Ивановича Ма­монтова, в конце 70г-х годов, вскоре после своего переезда в Москву. Он учился в Петербурге в Академии художеств, там же получил известность как талан­тливый жанрист: его бытовые сценки из жизни чиновников и простолюдинов были признаны критикой, его хвалили Крамской и Стасов. Полный сил и желания найти свежие живописные темы, которые проложили бы новые пути в искусстве, Васнецов вдруг переезжает в Москву, где его почти никто не знает, но где, как ему кажется, самый воздух помо­гает работать. Он мечтает о те­мах из русской истории, мечтает о воссоздании на своих холстах образов героев русских былин и сказок.
Одним из первых, кто поверил в призвание художника и поддер­жал его материально, был Савва Мамонтов. В его доме Васнецов скоро почувствовал себя своим человеком.
По заказу Мамонтова худож­ник пишет «Битву русских со скифами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства». На все лето он поселяется со своей семьей сначала на хуторе близ Абрамцева, но вскоре полу­чает в полное свое распоряжение один из приусадебных флигелей, где оборудована светлая мастер­ская.
Сюда, во флигель, к Васнецову часто приходили дети Мамонтова. Видя их горящие любопытством глаза, Виктор Михайлович вопреки своему обыкновению не показывать незаконченные рабо­ты снимал с холста покрывало и рассказывал о новом замысле...
Из всех детей Мамонтова особенно выделялась Верочка, обаятельная проказница и умница, обращавшая на себя всеобщее внимание необычным взглядом глубоких черных глаз. Когда эту девочку впервые увидел скульптор Антокольский, он назвал ее «абрамцевской богиней». И потом в письмах непременно осведомлялся: «Как поживает абрамцевская богиня?»
Васнецов В.М. Аленушка. Фрагмент картины
В 1881 году, когда Васнецов начал писать свою «Аленушку», Верочке было семь лет. Подходящий пейзаж художник нашел в окрестностях Абрамцева, позировали ему деревенские девочки. Особенно долго он промучился с лицом Аленушки. Ни одна из девочек, по мнению художника, не походила на ту сказочную сестрицу Иванушки, которую он так ясно представлял себе. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. И он тут же переписал лицо заново, попросив девочку хотя бы полчаса посидеть перед ним неподвижно. На следующий день полотно было показано всем собравшимся в Абрамцеве художникам и одобре­но ими. Трогательным памятником дружбы Васнецова с детьми Мамонтова стала построенная по его рисунку «Избушка на курьих ножках», которая и до сих пор стоит в абрамцевском парке.
Под новый, 1883 год решено было поставить на домашней абрамцевской сцене силами домо­чадцев и друзей дома «Снегурочку» Островского. Декорации, рас­писанные Васнецовым, привели всех, особенно детей, в неописуемый восторг. Все тут было на­стоящее, исконно русское — и Берендеев дворец, и заречная слободка Берендеевка, и изба Бобыля. Но преображенное фантазией художника, все это в то же время казалось по-настоящему сказочным. Долго после Нового года дети вспоминали белобородого Деда Мороза, которого играл сам Васнецов, то и дело повторяя басом его реплику из пьесы: «Любо мне, любо...» Через несколько лет опера Римского-Корсакова «Снегурочка» с декорациями Васнецова, поставленная на сцене Частной оперы Мамонтова, стала выдающимся событием театральной жизни России.
Создания Васнецова, безоговорочно любимые детьми, встречали порой полное непонимание взрослых. Недооценивалось стремление художника раскрыть средствами живописи глубинные основы русского национального характера. Васнецов же был убежден, что русский человек целиком воплотился в былинах, песнях, сказках, что творчество народное — тот источник, из которого можно черпать бесконечно.
Васнецов В.М. Боярышня. Портрет В.С. Мамонтовой. 1884 г, Холст, масло, Вятский областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых. Источник изображения  http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/bojr84.html
Как личную программу он провозглашал: «...я всю жизнь толь­ко и стремился, как художник понять, разгадать и выразить русский дух». Идея красоты была для Васнецова неотделима от идеи русского характера.
Тонким лиризмом проникнуты васнецовские образы русских женщин. В самом изображении их художник шел от народных тра­диций, от народного понимания красоты: точеные, «писаные» лица, румянец во всю щеку, а в повадке — величавость и нежность. Они даже несколько похожи друг на друга — и Марья-краса («Иван-царевич на Сером волке»), и Спящая царевна, и Красна девица («Ковер-самолет»). Но ведь и в русском фольклоре одни и те же эпитеты характеризуют красавиц из самых разных песен и сказок. О силе и неотразимом воздействии на человека их красоты мы узнаем из сказок, посвященных подвигам, которые совершают мужественные герои, добиваясь руки и сердца избранницы.
Художник гордился тем, что, даже нуждаясь, никогда не брался за заказные портреты. И неиз­менно писал только то, что было дорого и близко его сердцу. Не случайно на портретах Васнецова мы чаще всего встречаем его домашних и друзей.
Веру Саввичну Мамонтову он порывался написать несколько раз. Останавливало лишь то, что девочку в свое время успел прославить Валентин Серов. «Девочка с персиками», написанная Серовым в 1887 году (Верочке в то время было двенадцать лет), имела шумный успех на выставке и была куплена Третьяковым для его галереи. Поэтому Васнецов решился взяться за кисть только тогда, когда узнал, что его любимица стала невестой. Художник захотел подарить портрет ее будущему мужу, своему доброму знакомому А. Самарину.
Он пишет девушку в саду с веткой дикого винограда в руках и одинокой ромашкой в черных волосах. Она теперь не похожа на ту резвушку и проказницу, какой была в детстве. Зато прозвище, которое дал ей когда-то Антокольский, оказалось пророческим. В гордой посадке головы, во взгляде чудится что-то если и не божественное, то уж, во всяком случае, царственное.
Может быть, любуясь строгой красотой девушки, и вообразил ее Васнецов царевной еще не написанных им сказочных полотен. Да и в самой живописи портрета чувствуется нечто фантастическое — сомкнулась за спи­ной девушки густая листва де­ревьев, которую почему-то не задевает свет, так ярко озаривший фигуру. Пред нами поистине прекрасная и загадочная героиня русских сказок!
В картинах двух великих русских художников, Валентина Серова и Виктора Васнецова, ей уготована была вечная жизнь…
Вера и Иван Мамонтовы. Живая картина. «Русская пляска». 1892 год. Источник изображения http://yound.moy.su/news/statja_po_mkhk_na_temu_vera_mamontova_devochka_s_persikami/2012-08-01-20
Как же сложилась судьба Веры Саввишны Мамонтой? Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди москвичей была очень велика. Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба. Радовались за них все. Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.
В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.
В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года - второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Ей было всего 32 года.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна… Сам Александр Дмитриевич Самарин погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…(Источник информации  http://yound.moy.su/news/statja_po_mkhk_na_temu_vera_mamontova_devochka_s_persikami/2012-08-01-20 )

Источники:
Смольников И.Ф. Девочка с персиками: Рассказ о художнике Валентине Александровиче Серове и его картинах./ Игорь Фёдорович Смольников. – М. :Малыш, 1989. – 32с. – (Детям об искусстве)
Источник: Серов: 50 художников. Шедевры русской живописи. 2010 год, вып. 11./ текст Александр Панфилов. – М.: ООО «Де Агостини», 2010. – 31 с.
http://yound.moy.su/news/statja_po_mkhk_na_temu_vera_mamontova_devochka_s_persikami/2012-08-01-20 - персональный сайт, здесь о судьбе В.С. Мамонтовой и много ее фотографий

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...