воскресенье, 17 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 17 марта (04 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
17 марта (04 марта старого стиля)
  Преподобный Герасим Иорданский (451) Преподобный Герасим Иорданский. Был родом из г. Ликии (Каппадокия, Малая Азия). Уже и юности он решил оставить мирскую жизнь и посвятить себя служению Богу. Приняв монашество, он ушел в Египет, в Фиваидскую пустыню. Затем, по прошествии многих лет, святой пришел в Палестину и поселился в Иорданской пустыне. Здесь преподобный Герасим устроил обитель, устав которой отличался большой строгостью. Сам настоятель являл братии замечательный пример совершенного подвижничества и воздержания. Во время Великого поста преподобный ничего не вкушал до самого светлого дня Воскресения Христова, когда причащался Божественных Тайн. Во время кончины святого Евфимия Великого (+ 473 г.) преподобному Герасиму было открыто, как душу усопшего Ангелы возносили на небо.
Святой подвижник встретил в пустыне раненого льва и вылечил его. В благодарность, лев стал служить старцу как домашнее животное до самой его кончины, после которой и сам умер на могиле и был зарыт близ гроба святого. Преподобный Герасим мирно отошел ко Господу в 451 г. http://days.pravoslavie.ru/Life/life6530.htm
… Недостаточно формально принадлежать к Церкви. Спасение — это есть жизнь духовная. А вот подлинного стремления именно к подлинной духовной жизни у нас нет. Это проявляется, во-первых, в недостаточном стремлении причащаться Святых Христовых Тайн. Человек не причастился и уходит из церкви спокойным, он никак не переживает: ну в другой раз, когда-нибудь еще. А будет ли когда-нибудь этот другой раз? У некоторых иная крайность: причаститься во что бы то ни стало. Ну причастился здесь, на земле, а на небе — нет, потому что нет желания к причастию достаточно подготовиться. То есть все можно превратить в некий формальный акт.

Святой Благоверный князь Даниил Московский (1303) Родился в 1261 году и был четвертым сыном святого великого князя Александра Невского. В жизни св. благоверный князь Даниил отличался благочестием, кротостью и миролюбием.
Во все дни его жизни никто не нанес ущерба державе его, и сам он не покушался насилием приобретать чужие области, благодаря Бога за данное ему в жребий благословенное наследие — державу преславного града Москвы. Со времен блаженного князя Даниила честь и слава первокняжения и первосвятительства начали приближаться к боголюбивому граду Москве. В 1302 г. Московское княжество увеличилось за счет мирного присоединения Переяславского княжества. Однако св. князь не услаждался властолюбием, но, ограждаясь страхом Божиим, преуспевал в братолюбии.
Богоугодно господствуя в Московских пределах, св. князь Даниил построил за Москвой-рекой монастырь, который стал называться по его имени Даниловский. В этом монастыре сам князь принял иноческое пострижение. Приняв схиму, св. благоверный князь на 42 году жизни мирно отошел ко Господу 4 марта 1303 года. 30 августа 1652 года мощи его были обретены нетленными. https://days.pravoslavie.ru/name/579.html
 … читается Евангелие от Матфея, где есть замечательные пять строк: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».
Когда между людьми возникает какая-то ссора и недоразумение, то общение их затруднено. И чтобы преодолеть эту рознь, нужно обязательно помириться. То же самое произошло между человеком и Богом. Бог дал человеку заповедь, а человек эту заповедь нарушил, поссорился с Богом, и их общение прекратилось. Чтобы преодолеть это средостение, Господь послал в мир Своего Единородного Сына, Который дал нам одну-единственную заповедь — возлюбить Бога и возлюбить ближнего. Но для большинства людей это непонятно, а поэтому и неосуществимо.
Что значит простить? Это значит восстановить любовь. Только любовь может преодолеть расхождение между двумя существами. Каждый из нас знает, что, чтобы простить, нужно сделать над собой большое усилие, потому что обида все время вспоминается, обязательно хочется обидчику что-то доказать, а часто даже и отомстить. И если идти этим путем, то ссора углубляется. А Господь нам показал все Свое благородство в том, что первый сделал шаг навстречу человеку: Он Сам с небес спустился на землю. И Он предлагает это каждому из нас.
Господь говорит: если вы не будете прощать, то и Отец ваш Небесный не простит вам. Он все сделал, чтобы восстановить любовь между Собой и человеком, и теперь слово за человеком. Если же человек не хочет эту любовь в себе взращивать, то общение с Богом для него невозможно, потому что Бог есть любовь. И чтобы нам было понятнее, Господь это определяет такими словами, что Отец Небесный не простит — не потому, что Он не может простить, у Него не хватает великодушия, а именно потому, что мы не способны на любовь. Поэтому если мы хотим достичь Царствия Небесного, Царства Любви, мы должны усердствовать в том, чтобы учиться прощать. Постараемся всех, кто нас чем-то опечалил, простить и будем Великим постом в этом усердствовать, чтобы наше сердце навыкло к этому спасительному деланию — прощать друг друга.
Кипрская икона Божией Матери. Россия, XVIII век, дерево, левкас, темпера. У подножия престола изображены преподобные Пелагия и Мария.  Богоматерь восседает на троне с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви.
Явилась эта святая икона в 392 году на острове Кипр и находится там в монастыре. Известны чтимые списки с нее в Московском Успенском соборе и в Николо-Голутвинской церкви села Стромыни, Московской епархии.
… Спросил ученик у старца: «Как найти Бога: постом ли, трудом ли, бдением или милостию?» и старец на это отвечал так: «Многие изнурили плоть свою безрассудно и не получили от того пользы. Уста наши дышат постом, мы наизусть изучили Писание, а чего ищет Бог, того не имеем — страха Божия, любви и смирения». В этих словах заключено все христианское благочестие. Надо ли ходить в храм по воскресеньям? Конечно, без этого ничему не научишься. Надо ли поститься? А как же, без поста нет духовной жизни. Надо ли дома молиться? А как же, конечно. Надо каждый день Священное Писание читать? Конечно. Но кто ходит в храм, кто постится, кто знает хорошо Священное Писание, тот еще не христианин. Просто человек всем этим создает условия, на которых может произрасти истинное христианство. А заключается оно в том, что человек достиг, во-первых, страха Божия.
Что это значит? Это значит жизнь благоговейная, когда человек боится словом, или мыслью, или делом, или чувством оскорбить Бога; все время об этом помнит; все время живет очень «опасно»; думает, как бы ему не нарушить мира с Богом; все время боится кого-то обидеть, опечалить, боится полениться, сказать грубое слово, рассердиться, позавидовать — и так все время боится, боится, боится. Вот это «боится» и есть страх Божий — боязнь оскорбить Божие величие своей жизнью. Это первое условие, без этого нет христианства.
Второе — смирение. Надо обязательно видеть себя хуже всех, ни над кем не превозноситься, никого не учить; не думать, что тебя уничижают; считать, что все, что с тобой происходит, тебе поделом, так тебе и надо. Стараться, как Господь сказал, «кто захочет взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду». То есть смиряться во всем, всегда и перед всеми.
Ну и третье, что уже человеком недостижимо, — любовь. Страх Божий достижим с большим трудом, смирение — еще с большим, а любовь вообще недостижима. Любовь — это всегда дар, который Бог дает тому, кто старается поступать по любви. Что это значит? Это значит, все время поступать против своего эгоизма. Например, с кем-то мы повздорили, вышла неприятность. По своему эгоизму хочется нагрубить в ответ, сказать «сам дурак» или не разговаривать с этим человеком. А по любви наоборот: относиться к нему так, как будто ничего вообще не случилось. Пусть он даже тысячу раз не прав, а все равно это все преодолеть. И так поступать всегда и со всеми, прав человек или не прав, хорош он или плох, — всегда по любви, то есть против себя, против своего эгоизма, против себялюбия.
Любовь есть совокупность всех совершенств. И для этого только надо в храм ходить, для этого надо и поститься, и Священное Писание читать — для этого все, что мы в церкви делаем. Но то, что мы делаем, это еще не христианство. Христианство есть новое качество души. Вот пришел человек в церковь, вошел в церковные ворота — дрянь дрянью. А походит годик, еще два — эту дурную привычку оставил, ту дурную привычку, порядочек какой-то в душе навел, с семьей разобрался, книжки стал читать, ума прибавилось. Смотришь: из такой дряни он становится все лучше и лучше, а потом и хорошим, а потом и замечательным, а потом все к нему даже и липнут, вот какой хороший, добрый. И у него нет проблем, что он один да на кого его оставили, потому что вокруг него людей миллион — видят, что человек хороший.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...