среда, 27 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 28 февраля (15 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
28 февраля (15 февраля старого стиля)
  Апостол от 70-ти Онисим (ок. 109). Сначала он был рабом у богатого и знатного христианина Филимона. Провинившись, Онисим сбежал в Рим, там принял крещение от самого апостола Павла и стал усердно ему помогать. Апостол Павел в послании к Филимону (это послание сохранилось) просил простить Онисима. Филимон послушался, простил своего раба, дал ему волю и просил продолжать свое служение дальше. После гибели апостола Павла Онисим обошел множество земель с проповедью христианства, и уже в глубокой старости, во время гонения на христиан при императоре Траяне, погиб мученической смертью. http://azbyka.ru/days/sv-onisim
… Полторы тысячи лет назад был такой случай. Пришли путешествующие иноки в один монастырь и сели за общую трапезу, а там по случаю гостей приготовили вареные овощи. И один странник сказал: «Вы знаете, мы не вкушаем вареное, мы только сырое едим». Тогда старец его подозвал и говорит: «Лучше бы тебе есть кровавое мясо, чем сказать то, что ты сказал».

Он обнажил свой подвиг, а подвиг должен быть в тайне. И тем, что о нем узнали люди, он перечеркнул весь свой пост. То, что мы постимся, и то, как постимся, надо скрывать от людей, чтобы ни одна душа этого не знала, и только Господь это видел. Чтобы тот труд, который мы несем, был перед Богом. Тогда это будет драгоценно, потому что мы совершенно избавимся от тщеславия, которое примешивается к любому нашему доброму делу, когда о нем кто-то знает. Если человек хочет получить награду от Бога, получить благодать Божию, то должен это делать без тщеславия. Всякий подвиг, всякое дело духовное, когда оно творится напоказ, приносит не пользу, а вред.
… Мы должны постоянно бдеть над своей душой? исправлять свое сердце, все время стараться об этом думать — и в соответствии с этим жизнь свою устраивать. Многие говорят: знаете, я живу в городе, где нет церкви, или я не могу ходить в церковь, далеко. Ну, переезжай из города в деревню, где есть церковь, или поменяй квартиру на комнату в общей, а деньги, вырученные при обмене, трать на такси, чтобы тебя в церковь и из церкви возили. Или: мне некогда, у меня работа. Ну, поменяй работу. Надо все сделать так, чтобы наиболее удобно было для нашего спасения и для нашей души. Жизнь должна быть таким образом устроена, чтобы она была направлена ко спасению души. А у нас наоборот: сначала телесное благополучие, чтобы нашему мясу хорошо все было, а потом, если случайно останется время и силы, то я с удовольствием и духовную книжечку почитаю, может быть, и в церковь схожу, может быть, и раз в пол годика причащусь даже. Правда, поститься надо: на строгого батюшку попадешь, так он причащать откажется, если не попостишься. Ну и ладно, и охоты-то особенной нет.
Виленская икона Божией Матери. (Перенесение в Вильно в 1495 г.). Древнейший образ, написанный евангелистом Лукой. Она считается чудотворной и почитается всеми верующими. В числе всех православных чудодейственных икон Божией Матери важное место занимает Виленский образ. История этой иконы очень богата и тянется с начала апостольских времен. На ее счету огромное количество исцелений и деяний, которые не раз спасали людей, тянущихся к вере и единству с Господом. Виленская икона Богоматери обладает легендарной историей своего происхождения. Она была написана в далекие времена, когда по земле еще ходил Христос, а Дева Мария была жива. Долгое время святыня считалась родовой иконой в Константинополе. Точной версии, как именно икона Богоматери появилась на Руси, нет. Согласно историческим сводкам, греческий император направил святынью в дар королю Галицкого княжества, которое впоследствии было захвачено московским правителем. Так или иначе, но первые упоминания об иконе встречаются в источниках, датированных 1495 годом. В этом году Виленской иконой Богородицы благословили на брак дочь Ионна Третьего. Вместе с княжной Еленой святыня была направлена в Литву, в город Вильну. Скорее всего, именно поэтому она и была названа Виленской.
 «Заступница верных, Пресвятая и Безгрешная Богородица! Молим Тебя перед Твоим чудодейственным образом, не отвернись от нас, святая Заступница и покровительница всех христиан. Твоя помощь спасала не раз, так услышь наши молитвы к Тебе. В Тебе нуждаемся и к Тебе взываем: избавь нас от всех бед и напастей, спаси души наши и помоги прийти к Господу. Имя Твое и помощь Твою будем славить во веки веков. Аминь».    https://dailyhoro.ru/article/vilenskaya-ikona-bozhiej-materi
… Если мы будем трудиться, чтобы «единое на потребу» благо стяжать, то Господь обязательно будет давать, но именно той мерой, которую мы сможем удержать. Поэтому первое наше делание — это постоянно толкать молитвой в небеса и все время видеть свои грехи, все время каяться в них, чтобы привлекать Господа к себе. Начало духовной жизни только в осознании своих грехов. Если человек совершает грехи и не осознает их, продолжает в них пребывать, то благодать Божия не может войти в нечистый сосуд. Поэтому у нас должна быть постоянная борьба со всякими мыслями греховными зависти, гнева, блуда, злопамятства. А иначе, если мое сердце остановилось на зависти: вот увидел у кого-нибудь, и мне страстно захотелось, — то, пока я в этом хотении пребываю, благодать Божия не может меня коснуться. Поэтому, чтобы мне достичь благодати Божией, я должен обязательно эту мысль удалить. А как я ее могу удалить? Только обратившись к Самому Богу: «Ты меня, Господи, очисти, я не хочу этой мысли, пусть она уйдет». И конечно, она уйдет, потому что Господь благодатью Божией обязательно очистит, если человек серьезно и искренно этого хочет.
И еще один аспект жизни духовной — нужно обязательно упражняться в постоянном смирении. Потому что, если мы не научимся смиряться, ту благодать, которую Господь нам готов дать, мы не сможем удержать. Поэтому Господь, как любящий отец, нас Сам постоянно смиряет. Вот нам хочется чего-то, и совсем, может быть, неплохого, а очень даже полезного и нужного, а Господь не дает. Иногда даже ропот возникает: «Ну почему же так? Мне это лекарство необходимо для жизни, а его в Москве нет, и все. Ну неуже­ли Господь не видит, что мне оно нужно? Я же не прошу себе белый рояль или четырехэтажный дом, мне нужно лекарство, потому что у меня болит, мне плохо, а Господь вроде бы и не слышит».
Нет, Господь слышит, но Он хочет посмирять. Жизнью, смертью, самочувствием все равно Господь распоряжается, и Он силен любую болезнь излечить сразу. Если кто-то из нас когда-нибудь Евангелие читал, он знает, что для Бога это не составляет никакого труда, Он может даже мертвого воскресить, а из старого сделать молодого — все Господь может устроить, если захочет. И Господь видит, что нам лекарства не хватает, Господь знает об этом. Поэтому роптать нет никакой необходимости, Господь все знает и все слышит, и Он еще любит.
Далматская икона Божией Матери. Икона, почитаемая в Русской православной церкви чудотворной. Происходит из Далматовского Успенского монастыря. Предание о Далматской иконе связывает её появление в монастыре с его основателем — преподобным Далматом, который в 1644 году поселился в пещере в месте впадения реки Течи в реку Исеть и принёс с собой икону Успения Богородицы из Невьянского монастыря, в котором принял постриг. В 1651 году образовавшийся вокруг кельи Далмата монастырь был сожжён войском сибирского царевича Девлет-Гирея, но икона, по преданию, не пострадала от огня (обгорела только её задняя сторона).
Далматский монастырь был закрыт в 1920-х годах, его насельники, уходя, унесли Далматскую икону Богородицы, и её местонахождение остаётся неизвестным.: http://kamensk-eparhiya.ru

… Мы часто думаем: давать или не давать, хорошо это или нехорошо? Но если ты чувствуешь, что жаден, то лучше дай, потому что этим самым будешь упражнять свое сердце в милосердии. Вот, ты сидишь в автобусе и очень устал. Вошел человек, и ты видишь, что он не так устал, как ты. Но если хочешь приобрести милосердие, то все-таки встань ради него, потому что милосердие можно приобрести только таким путем: отказываясь, отрывая от себя ради другого.
Кто-то тебе постоянно досаждает своей грубостью, хамством, неразумием, властолюбием, раздражает своей суетливостью. Ты можешь ему выговорить, поставить на вид, можешь его заставить изменить поведение. И этому человеку, может быть, будет полезно, если ты его возьмешь в какие-то рамки, но будет ли польза от этого самому тебе, не повредишь ли ты своей душе? Не лучше ли тебе потерпеть, смириться и подождать, пока он сам поймет? Тогда это окажется более прочно, потому что, пока ты его держишь, он будет держаться, но, как только ослабишь, он вернется к прежнему. А если он поймет сам, это совсем другое. Можно человека заставить в церковь ходить, каждое утро ему звонить: ну что ж ты спишь, пойдем в храм, да там так хорошо... И так его всю жизнь понуждать. Но как только ты умрешь, понуждать никто не будет — он опять не будет ходить. Другое дело, когда он своими ножками раз пришел, два пришел, остался — и уже навсегда. Это гораздо прочнее, тут уже не надо ни тащить, ни заставлять.
Поэтому нужно всегда, в каждом поступке, прежде всего, стяжать для себя духовную пользу. Некоторые говорят: это же эгоизм, сам себя спасаешь! Да, именно себя, потому что только так ты можешь помочь другому. И притом это есть высший подвиг, потому что спасать себя можно лишь одним способом: постоянно отказываться от своего ради другого. А это уже совсем не эгоизм, и те, кто упрекают христиан в эгоизме, так поступать не могут. Наоборот, они много говорят о милосердии, о любви к ближнему, палец о палец не ударяя, а истинный христианин как раз постоянно и занимается только тем, что жертвует собой ради другого. К этому и надо стремиться. И если мы действительно будем в этом преуспевать, тогда молитва наша будет действенной, Бог нас будет слышать, потому что мы будем в непосредственном общении с Ним в любви.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...