Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
10 февраля (28 января старого стиля)
Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
Молитва святым новомученикам Российским: Днесь
радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и
исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя
князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни
гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину
соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в
православии сохрани до скончания века. (Тропарь, глас 4)
... Ни одна страна мира не дала человечеству столько православных святых, сколько дала Россия!
Бутовский полигон Москвы, Зауральная роща Оренбурга, шахты Алапаевска и Ганина Яма, воды Волги... - множество мест по всей стране освящены верой и кровью. Каждая жизнь, положенная за Христа, приводит в ряды христиан новых и новых молитвенников. Один Бог знает, сколько не открытых еще имен новомучеников скрывает наша земля.
…Господь сказал: «Где двое
или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Когда мы собираемся в церкви,
Господь присутствует, потому что мы здесь совершаем таинства.
В церкви вообще все таинство — молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то. Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее — что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвечает — он не видит, видит только обряд.
В
переводе на русский язык «обряд» значит «одежда». И что этот обряд обряжает,
одевает? Некую невидимую часть происходящего. Покаяние видно глазами? Нет.
Мысли человека видно глазами? Нет.В церкви вообще все таинство — молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то. Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее — что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвечает — он не видит, видит только обряд.
Преподобный Ефрем Сирин. Современная икона. Греция. (373-379).
Преподобный
Ефрем Сирин (306-373 гг.) родился в Месопотамии, благочестивая его жизнь
проходила в городе Эдессе. Он был известным создателем духовных гимнов,
толкователем Святого Писания. http://azbyka.ru/days/sv-efrem-sirin
… Человек подходит ко кресту
и Евангелию, кается в своих грехах, какие-то слова произносит — видно, как
сердце его очищается? Нет, не видно. Священник покрывает его епитрахилью,
читает над ним молитву. Внешне самое обычное действие, а что происходит в этот
момент невидимо? Если человек называет грехи, но в них не кается, то как он
пришел с черным сердцем, так с черным и ушел. Если человек подошел с пятью
грехами, а раскаялся только в одном, значит, эта чернота чуть-чуть убавилась.
Если человек подошел с пятью грехами, четыре исповедовал, а пятый утаил сознательно,
чернота эта увеличилась вдвое. Одно дело не исповедовать по забывчивости, по
неразумению — выпало у человека из головы или он не может еще раскаяться, не
чувствует греха, — а другое, если человек сознательно утаивает грех, по разным
причинам: стесняется, боится, еще какие-то у него глупые соображения. В таком
случае грех становится сугубым, то есть двойным, увеличивается. И это все
происходит невидимо для глаз, поэтому и называется таинством.
Преподобный Ефрем Сирин. Современная икона. Греция. «Гневающийся… убивает свою душу потому что всю жизнь
проводит в смятении и беспокойстве…». «Гневливый утрачивает мир и здоровье,
потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душу скорбит, и плоть
увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой,
и всем он ненавистен» (Преподобный Ефрем
Сирин)
…Или таинство крещения. Вышел
священник, надел белую ризу, помолился над святой водой, воду освятил, трижды
погрузил человека в святую воду: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца.
Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Что в нем изменилось? Внешне
ничего не видно, а внутренне он получил отпущение всех грехов в купели
крещения, стал чист, как будто ни одного греха никогда не творил, и получил
залог Святаго Духа. А видно Святаго Духа в нем? Большинству не видно, потому
что это произошло таинственно, невидимо.
Эту благодать невидимую подает только Господь и только в храме.
Эту благодать невидимую подает только Господь и только в храме.
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (VII). Преподобный
Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом
поступил в монастырь Мар Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни
выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный
Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор. Брат
его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался.
Однако, когда слава о святой жизни преподобного Исаака распространилась
повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Видя грубые
нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить
их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило
святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он
жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. «Кто может с
радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот приял
утешение от Бога по вере в Него. И кто со смиренномудрием терпит взводимые на
него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются Святые Ангелы. Ибо никакая
иная добродетель не будет столько высока и неудобоисполнима». «Не верь себе,
чтобы ты силен, пока не будешь искушен, — и найдешь себя неизменным». (Преподобный Исаак Сирин) http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/podvijnicheskie_nastavleniya
… Никогда не поздно начать
жить жизнью духовной, никогда не поздно начать учиться любви. Пушкин, уже
умирая от перитонита, в этот момент учился любви. Не стонал, простил Дантеса. Хотя,
когда человеку больно, ему дело только до себя. Все мы знаем, что больные люди
часто бывают очень капризные: то не так, это плохо, — потому что человек
погружен в себя. Но можно и на смертном одре думать о ближнем. Поэтому, как ему
ни было больно, — а боль эта жуткая, когда в кишках пуля, — он все-таки
старался не стонать, а грыз подушку, чтобы супруга его не беспокоилась. Вот
самоотречение! Даже такой человек: вроде жил жизнью не совсем благочестивой и
много грехов совершил, в одних дуэлях только восемь-девять раз участвовал, — но
на смертном одре не о себе думал. Мог бы и постонать, и покричать, и чего-то
такого себе просить и требовать, но нет, ради любви к близкому человеку,
стиснув зубы, терпит. Хотя это и трудно, но, тем не менее, совершает это ради
ближнего, чтобы ближнему облегчить его страдания, его жизнь. Даже в таком
страшном положении человек думает о другом. Вот это высшая любовь.
Суморинская -Тотемская икона Божией Матери прославилась многими чудесами в
Спасо-Суморинском монастыре города Тотьмы. Когда жители города обратились к
царю Иоанну Грозному за разрешением построить монастырь в их городе, Ростовский
архиепископ Никандр в 1554 году выдал преподобному Феодосию грамоту на
построение. Игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного иконой Божией
Матери на успешное строительство новой обители. Икона получила наименование
Суморинской-Тотемской (Суморинской - по фамилии преподобного Феодосия -
Суморин). После смерти преподобного чудотворная икона находилась в киоте перед
ракой святого в Вознесенском храме обители. Примечательно, что многим больным
преподобный Феодосий являлся держащим эту икону в руках. https://days.pravoslavie.ru/images/ii2982_3271.html
… Нет ничего удивительного,
что у нас и с молитвой не получается, и с семейной жизнью не получается, и мы
полностью растеряны перед своими детьми и не знаем, как быть с нашими старыми
родственниками, и вообще все только киснет и разваливается. Ничего в этом
катастрофического нет, и если любой из нас возьмется, ну не за ум, но хотя бы
за ту часть, где предполагается, что он должен быть, и если мы начнем
трудиться, молясь Богу и молясь всем святым, которые жили до нас, о помощи, то
эта помощь благодатная обязательно будет.
Это не значит, что у нас получится все идеально. Если бы у нас идеально все получилось, тогда бы мы, конечно, тут же впали в тщеславие, стали бы всех учить. Поэтому Господь, по милости Своей, дает нам все через очень большой труд, чтобы мы в этом труде, каторжном или полукаторжном, забыли о тщеславии, чтобы нам уже было не до него, а только бы лечь и поспать.
Это не значит, что у нас получится все идеально. Если бы у нас идеально все получилось, тогда бы мы, конечно, тут же впали в тщеславие, стали бы всех учить. Поэтому Господь, по милости Своей, дает нам все через очень большой труд, чтобы мы в этом труде, каторжном или полукаторжном, забыли о тщеславии, чтобы нам уже было не до него, а только бы лечь и поспать.
Священномученик Игнатий, епископ Скопинский, в миру
Сергей Сергеевич Садковский. (1938). 15 октября
1937 года епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в
исправительно-трудовой лагерь. Многократные ссылки, заключения в тюрьмы,
допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Епископ
Игнатий на 51 году жизни скончался в Кулойлаге Архангельской области 9 февраля
1938 года и погребен в безвестной могиле на территории лагеря. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-ignatiya-ep-skopinskogo.html
Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.
Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012 год: Поучения, проповеди и советы протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013 год: Из проповедей и бесед протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015 год: Из проповедей протоиерея Димитрия
Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов – М.: Православное Сестричество во имя
Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий