Чтение на каждый день проповедей
протоиерея Димитрия Смирнова
08 февраля (26 января старого стиля)
Книжная миниатюра из древнего Евангелия. Возвращение
блудного сына
… день называется
Неделей о блудном сыне — по той притче, которую все мы должны хорошо знать. Она
очень поучительна, и поэтому перед Великим постом Святая Церковь читает ее для
всех нас. В притче подробно рассказывается, как человек уходит «в страну
далече» и теряет благодать Божию. В духовном плане это значит, что человек
принял в сердце мысль, будто он может своей жизнью распоряжаться по-своему, как
ему заблагорассудится, помимо заповедей Божиих.
Господь желает, чтобы мы всегда были вместе с Ним, чтобы мы никогда, ни на секунду память о Боге не теряли, всегда помнили о Нем и непрестанно пребывали в молитве.
А сатана пытается увести нас от Бога на страну далече. И уход этот
часто совершается мысленно. Вот мы стоим в храме, внимаем словам богослужения —
и вдруг мысль куда-то унеслась, причем иногда очень далеко. Мысль наша унестись
может и домой, где мы что-то оставили, и на работу, где мы что-то не доделали.
Мысль может унестись и к друзьям, и к текущим делам, и даже в Африку — что-то в
газете прочли, и вот уже наш ум начинает вспоминать, и думать, и рассматривать,
что же там в Африке происходит. Богослужение идет, Церковь молится Богу,
Церковь соединена с Богом, а мы улетели на страну далече. И если мы опомнимся,
как блудный сын, скажем тут же: «Господи, да что же это со мной? прости, и
помилуй, и сохрани» — перекрестимся и опять уцепимся за молитву, то Господь тут
же выйдет нам навстречу, и тут же нас обнимет, поцелует, и тут же мы опять
будем вместе с Богом. Но часто этого не происходит: мы начинаем рассматривать
мысль, постепенно она завладевает нашим умом, и совершается мысленное падение.
В притче это уподобляется тому, что человек поступил на службу к одному из
жителей той далекой страны.Господь желает, чтобы мы всегда были вместе с Ним, чтобы мы никогда, ни на секунду память о Боге не теряли, всегда помнили о Нем и непрестанно пребывали в молитве.
Сатана, который всевал в наши души помыслы, грехи и страсти, воспитывал и культивировал их, прекрасно знает, кого чем соблазнить. У любого из нас присутствует весь набор страстей: тщеславие, честолюбие, себялюбие, сребролюбие, чревоугодие, блуд, жадность, болтливость и так далее. Но у каждого и своя главная страсть — та болезнь души, которая владеет его сердцем в большей степени. И сатана знает ее и, чтобы нас погубить, старается нам такие помыслы давать, какие свойственны нашему сердцу, пораженному данной страстью. Поэтому у блудного такие искушения, у жадного другие искушения, у тщеславного третьи — у каждого свои, каждому по его страсти. Сатана, чтобы человека прельстить, представляет в его голове какой-то особенно заманчивый для него образ, и человек рассматривает помысел, соглашается с ним, прилепляется к нему сердцем, ему этот помысел нравится.
Обычно гневливому на молитве предстает образ его врага — и он сразу начинает гневаться, раздражаться на него, вспоминать, какой он сякой. И уже нет молитвы, а он только думает, что вот в прошлый раз надо ему было так сказать, да надо было так.
И так дальше, дальше, дальше. Сатана никогда не останавливается на достигнутом, он все время трудится над каждым из нас и над всем человечеством в целом и очень здорово преуспевает, просто на глазах завладевая душами огромных масс людей. И этому может противостоять только благодать Божия, если мы вновь и вновь будем возвращаться к Богу, если мы не будем поддаваться греховным мыслям и чувствам, если будем побеждать страсти, если будем все время, непрестанно молиться. А чтобы у нас была сила на молитву, нужно постоянно ходить в храм, постоянно читать слово Божие, постоянно причащаться — иначе сатана нас очень легко скрутит, и мы очень быстро погибнем.
Так вот все время идет духовная брань. И опытность заключается в том, чтобы все до единого помыслы отвергать, все. А мы так привыкли бродить по этому колючему лесу помыслов наших, что совершенно опасности не замечаем: то одну мысль примем, то другую. Мы думаем, что сатана — это такой дурак круглый, он нас будет на явное зло толкать. Нет, конечно, никогда так не будет, сатана внушает человеку что-нибудь такое хорошенькое: свобода, братство, счастье, любовь. Вот вкладывает молодому человеку мысль: люблю ее, сейчас умру. Мама говорит: да ты посмотри, как она выглядит, ты на лицо ее посмотри, посмотри на ее папу с мамой. Нет, люблю, и все. А сатана уже руки потирает. Вот заявку подали, вот соединились — и началось: скандалы, драки, ну и, конечно, развод, а перед разводом аборты. И сатана радуется, что сумел внушить человеку мысль о якобы любви — а встань, помолись, потерпи хотя бы недельку и увидишь: твоя любовь, как черный дым, уйдет из твоей души, потому что это внушенная от дьявола мысль. А на этом внушенном дьяволом чувстве целая литература возникла и искусство. Поэтому и пишут, что любовь приносит страдания, муки, слезы. Это все чепуха, с любовью никогда не связано никакое страдание, а только радость безмерная. То, что приносит людям горе, и слезы, и отчаяние, от чего вообще рушится все, — это не любовь, это дьявольское внушение. И многие на эту удочку клюют, а в результате из трех браков — два развода, потому что эти браки совершенно не на том, что необходимо, основаны. Но большинство людей даже не думают об этом, не догадываются даже о существовании дьявола, а уж способов борьбы с ним и подавно не знают.
Многие говорят: а я не понимаю, а вы мне объясните. Да чего объяснять? Ты помолись Богу: «Господи, вразуми Ты меня, бестолкового». Неужели Господь откажет? Так и в притче говорится: сын только пришел в себя и обратился к отцу — а отец ему тут же выбежал навстречу. Господь желает, чтобы все пришли в познание истины. И наши беды только от того, что мы не молимся. Поэтому главная задача в нашей жизни — это научиться молиться, как апостол Павел заповедал: «непрестанно молитесь». Человек должен все время пребывать с Богом, что бы он ни делал.
Святитель Иосиф, архиепископ Солунский (830)
Император-иконоборец потребовал, чтобы он подписался под иконоборческим
исповеданием веры. За отказ святителя бросили в смрадную темницу. При
императоре Михаиле Косноязычном (820 - 829) святитель Иосиф, вместе с другими
иноками, пострадавшими за иконопочитание, был освобожден. Последние годы он
провел в Студийском монастыре, где преставился в 830 году. Святитель Иосиф,
архиепископ Солунский, известен как духовный песнописец. Им составлены
трипеснцы и стихиры
Триоди Постной, канон покаянный в Неделю блудного сына и другие песнопения. Им
написаны несколько слов на праздники, из которых наиболее известно Слово на
Воздвижение Честного Креста Господня. https://days.pravoslavie.ru/images/ii1063_4382.html
… Мы бесчисленным количеством
нитей связаны с миром. Поэтому Господь, по милости Своей, так устроил, что с
годами человеку уже и есть много не хочется; и книги его уже особенно не
интересуют, потому что он все наиболее драгоценное для себя уже прочитал; и
любоваться природой ему трудно, потому что у него катаракта и глаукома; и
какие-то яства изобретать незачем, потому что зубов нет; и в консерваторию
ходить нет особого желания, а уж на стадионы и дискотеки вообще чудно в таком
возрасте. Все желания постепенно у человека ослабевают. То есть Господь Сам,
облегчая ему этот переход, этот неизбежный разрыв, все эти нити постепенно
отрывает. И если мы хотим достичь Царствия Небесного, нужно нам самим
потихонечку эти мирские пристрастия преодолевать. А для этого каждому из нас,
сидя как-нибудь в одиночестве, подперев щеку кулачком, хорошо бы рассмотреть
собственную жизнь и подумать: с чего начать? что мне нужно оборвать в первую
очередь? И твердо и мужественно, уповая на Бога, это сделать.
Преподобные Ксенофонт, супруга его Мария и сыновья их
Аркадий и Иоанн. (V-VI в.) Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим. Преподобный Ксенофонт, супруга его Мария и
сыновья их Аркадий и Иоанн, знатные константинопольские граждане, жили в V
веке. Несмотря на богатство и знатность, они отличались душевной простотой и
добрым сердцем. Желая дать своим сыновьям. Иоанну и Аркадию, более полное
образование, они отправили их в финикийский город Бейрут. Промыслом Божиим
корабль, на котором отправились оба брата, потерпел крушение. Братья были
выброшены волнами на берег в разных местах. Скорбя о разлучении, братья
посвятили себя Богу и приняли иночество. Родители долго не получали известий о
своих детях и считали их погибшими. Однако преподобный Ксенофонт, уже будучи
старцем, сохранял твердое упование на Господа, утешал свою жену Марию,
советовал не скорбеть и верить, что дети будут сохранены Господом. Через
несколько лет супруги совершили паломничество по Святым местам и встретили в
Иерусалиме своих сыновей, подвизавшихся в разных монастырях. Обрадованные
супруги благодарили Господа, промыслительно соединившего всю семью. Оставшуюся
жизнь преподобные Ксенофонт и Мария посвятили Богу, приняв иночество.
Преподобные Аркадий и Иоанн, простившись с родителями, отошли в пустыню, где
после долгих подвигов прославились даром чудотворений и прозорливости.
Преподобные старцы Ксенофонт и Мария, подвизаясь в безмолвии и строгом
постничестве, также получили от Бога дар чудотворений. https://days.pravoslavie.ru/Life/life312.htm
… Как мы будем здесь, на этой
земле, жить, будем ли мы богатые или бедные, будем ли мы больные или здоровые,
будем ли мы счастливые или в горе, никто не знает, ни одна душа, ни один Ангел
даже не знает. Предположить можно. Вот человек пьет каждый день, можно
предположить, что он лишится своей квартиры, кто-нибудь его выкинет, или он под
забором замерзнет, когда ударит сильный мороз. Но может этого и не быть: он
возьмет и перестанет, и вообще все по-другому у него пойдет. А вот о том, что
ждет нас в будущем, после смерти, это может знать каждый. Если живешь
по-христиански — наследуешь Царствие Небесное, если не живешь по-христиански —
Царствие Небесное не наследуешь. Это-то важнее. Поэтому лучше заниматься тем,
что мы действительно знаем. Поэтому будем стараться не мечтать попусту, а
больше заботиться о своей душе.
Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В.
Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012 год: Поучения, проповеди и советы протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013 год: Из проповедей и бесед протоиерея
Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина –
Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015 год: Из проповедей протоиерея Димитрия
Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов – М.: Православное Сестричество во имя
Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий