вторник, 18 декабря 2018 г.

Новгородская Икона «Святитель Николай Чудотворец». Середина XIII в.



Рассказ об иконе – шедевре
«Святитель Николай - это тот Божий угодник, которого особо почитает наш народ... Память о нем сохраняется таким образом, что почти в каждом доме православных людей есть икона чудотворца Николая... К святителю и чудотворцу Николаю мы прибегаем в молитвах, особенно в моменты тяжелых испытаний, в моменты скорбей... И мы получаем от него ответ - наши молитвы сбываются...» (Патриарх Московский и всея Руси Кирилл)
      
Святитель Николай Чудотворец с избранными святыми. Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт- Петербург
Святителю Николаю Чудотворцу молятся о воспитании детей, о мире в семье, об избавлении от нищеты и бедности, об отвращении блудных помыслов или посягательств, о паломниках, моряках, путешествующих, об избавлении от уз или смерти, об укреплении и чистоте православной веры... Нет такой ситуации, в которой Николай Чудотворец не помог бы.
Образ Николая Чудотворца знаком, наверное, каждому: это один из самых почитаемых святых в мире. Мы привыкли думать о нём как о добром, мудром старце и хотим видеть его таким на иконах. Но на этой иконе, шедевре древнерусского искусства XIII века, художник представил святого совсем иначе.

Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Образ Николая Угодника подчёркнуто надмирен и величественен. Правильный, жёстко очерченный силуэт монументальной фигуры скорее напоминает архитектурные формы, чем изображение живого человека. Так же строг и недвижен лик святителя. Он словно вырезан из гладкого камня и искусно тонирован художником. Взгляд больших тёмных глаз под рельефными дугами бровей замер, устремлённый в сторону. Застыла и выпрямленная в благословении рука.
Весь облик святого настолько условен, геометрически выстроен и симметричен, что в нём трудно увидеть любимого всеми Николая Чудотворца, помощника в нуждах, заступника и целителя.
Почему древний художник изобразил святителя Николая столь необычно? Ответить на этот вопрос не так-то просто. В Древней Руси Николай Чудотворец был самым почитаемым святым, его образ не отделялся от идей спасения, покаяния и воскресения человека. Несмотря на кажущуюся простоту и повторяемость его иконографии — поясное изображение с закрытой книгой и благословляющей десницей, — каждый из дошедших до нас древних образов святителя писался по индивидуальной символической программе, связанной с той или иной стороной его почитания. И для того, чтобы понять символический смысл одной иконы, важно знать не только символику одежд и жестов, но и историю почитания святителя на Руси, место его изображений в духовной жизни средневекового человека.
Икона святителя Николая Мир Ликийских Чудотворца является уникальной. Она была написана в Новгороде и дошла до нас из середины XIII в. Это была трагическая эпоха, когда на Русь с одной стороны обрушилось татаро-монгольское нашествие, с другой — пришло шведское, а позже немецкое вторжение. В 1238 г. новгородская дружина была вынуждена давать отпор монгольской Орде, в 1240 г. под предводительством Александра Невского сражаться в Невской битве, а в 1242 г. вместе с владимирской дружиной громить на льду Чудского озера объединённые силы крестоносцев Ливонского и Тевтонского орденов.
Во всех сражениях храбрые новгородцы вышли победителями. Но по воле великого князя Александра Невского им пришлось всё же разделить экономическое бремя, возложенное Ордой на Русь. К середине XIII века Новгород находился в настолько обескровленным состоянии, что было не до строительства или заказа дорогих икон. Летописи, в которых новгородцы записывали со многими подробностями свою насыщенную событиями историю, в эти годы ни о чём, кроме войн, внутренних распрей, антикняжеских выступлений и военном натиске с севера и запада, не говорят. Однако отдельные произведения искусства все-таки создавались.
Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Икона Николая Чудотворца датируется учеными не на основании исторических фактов или церковных записей: их не осталось. К середине XIII века исследователи относят её на основании стилистических особенностей.
Что такое «стилистические особенности»? Это художественные приемы, которые мастер использует для воплощения поставленных перед ним художественных задач. Определяя стиль произведений, написанных в различные эпохи, сопоставляя сохранившиеся шедевры, исследователи датируют древние иконы. Сравнивая этот образ с различными сохранившимися памятниками XIII века, историки искусства пришли к выводу, что он, скорее всего, является единственным сохранившимся образцом художественного направления, бывшего переходным между искусством Новгорода начала и второй половины XIII в.
В первые десятилетия XIII в. в Новгородской иконописи сохраняются идеалы высокого искусства предшествующих эпох. Несмотря на появление национальных черт — укрупненность образа, выразительная графическая ясность силуэтов, декоративная яркость цветовых решений, — сохраняется приверженность художественным идеям византийского искусства. Иконописцу важно показать святого как одухотворённую личность, предстоящую Богу. На иконах мы видим благородные лики, сосредоточенный взгляд, в котором читается ум и сила. В фигурах, лицах сохраняются живые эмоции и естественные человеческие пропорции. Любое поясное изображение мысленно легко достраивается до полного ростового образа.
В конце XIII века мы видим уже другое искусство. Оторванная от греческих корней татарским игом, древнерусская иконопись в значительной мере начинает опираться на местные художественные традиции и идти своим собственным путём. Икона перестает пониматься как изображение только святого человека. В большей степени она начинает осмысляться как знак и символ явления иного мира. При этом доска как вещь, несущая этот символ, также приобретает особую значимость. Образы на новгородских иконах становятся предельно упрощёнными, яркими и декоративными. Художник стремится не столько показать святого как личность, сколько выстроить с помощью красок ирреальное пространство другого мира, где человеческие фигуры — лишь часть гармоничной красоты сотворенной Богом Вселенной.
При этом привязанность всего изображения к доске, участие доски в создании образа позволяет самой иконе, как части вещного мира, оказывать сильное эстетическое воздействие на окружающее её пространство, как бы приобщая реальный мир к красоте Божественного космоса.
В образе Николая Чудотворца из Духова монастыря можно обнаружить черты искусства как начала XIII века, так и его второй половины. Иконография образа традиционна для Новгорода.
Святитель Николай изображён по пояс, правая рука сложена в жесте благословения и проповеди, левая, покровенная, держит Евангелие, то есть Слово Божие, проповедь которого есть главная миссия епископа.
 
Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На полях и вокруг лика святителя изображены избранные святые. По замечанию известного исследователя древнерусского искусства Э. Смирновой, подбор их характерен для домонгольской иконописи. На иконе собраны святые, не имеющие между собой смысловой связи. Это просто покровители конкретной семьи, которая была заказчиком иконы. В иконах следующего периода, второй половины XIII века, рядом с центральным образом новгородцы уже предпочитали писать святых, связанных между собой общим почитанием. Например, целителей, покровителей сельского хозяйства или торговли.
Образ самого святителя Николая, хотя и лишённый психологизма, сохраняет индивидуальность личностной характеристики. Святой предстаёт как непреклонный защитник веры, твёрдый проповедник Евангелия. Этими чертами икона ещё связана с византийским наследием. Но индивидуальная характеристика сведена к минимуму, облик святого предельно условен. Хотя лик и благословляющая рука написаны объёмно, в этой объёмности нет ничего от живого реализма. Рельеф словно вырезан из камня и только немного выступает над плоскостью иконной доски. Как бы в противопоставление объёмному лику фигура святого скорее напоминает графически прорисованную схему. Она симметрична, абсолютно лишена рельефности и намёка на реализм пропорций. Геометрически выстроенная, расчерченная жёсткими линиями складок одежды, фигура святителя Николая воспринимается неотъемлемой частью иконной доски. Она как бы и заканчивается вместе со средником, не предусматривает возможности мысленно достроить её до полной ростовой фигуры святого. Это чувство усиливают совершенно плоско написанные кресты на омофоре святителя. Почти квадратные пропорции иконы дополняют ощущение приземистости и завершенности силуэта святого.
Цвет фона — белый. Это далеко не типичный выбор для иконописи того времени. В первой половине XIII века в новгородской иконе преобладали золотые и серебряные фоны, которые символизировали Божественный свет Царства Славы, где пребывал изображённый святой. Здесь же автор, напротив, выбирает цвет, который словно подчёркивает земное происхождение образа. Фон иконы ассоциируется с оштукатуренной стеной. Это впечатление поддерживают медальоны с повёрнутыми к лику Николы образами святых: Афанасия Великого, апостола Иуды (брата Господня, сына Иосифа Обручника от его первой жены), мученика Онисима и великомученицы Екатерины.
Великомученица Екатерина. Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
На полях святые изображены в рост, их расположение, насколько можно судить, произвольно, а не по иерархии: наверху — Симеон Столпник и мученица Евдокия, в среднем регистре — святые Борис и Глеб, внизу — неизвестная мученица и мученик Флор, без сопровождающего его, как правило, Лавра.
На нижнем поле, видимо, также были изображения, но они не сохранились. Все святые в медальонах и на полях написаны по-разному. Живопись палеосных святых (то есть святых на полях) рассмотреть сложно из-за фрагментарной сохранности, а вот на живописное решение святых в медальонах стоит обратить особое внимание.
Мученик Онисим. Фрагмент иконы Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Их образы написаны необыкновенно живо и реалистично. Лики, волосы, жесты, складки одежд, насыщенные яркие краски — всё нарочито противопоставлено застывшей фигуре святителя Николая, к которой они молитвенно обращены. Такое живописное противопоставление, конечно, не случайно и имеет свой глубокий богословский смысл, который связан со значением личности святителя Николая, занимавшего ещё в Византии первое место в иерархии святых сразу после Богородицы. Святитель Николай — единственный епископ, которому Евангелие вручил Христос, а омофор — Богородица. По определению святого Андрея Критского, он - «архитектон», то есть главный строитель Церкви.
Любой епископ в Церкви уже стоит на верхней ступени иерархии священнослужителей. Все, кто выше, вплоть до патриарха — это лишь различные степени служения внутри этого чина. По учению Церкви, епископы рукополагаются в образ Христа и получают высшую степень Божией благодати. Как Христос, они становятся пастырями, то есть охранителями, учителями и молитвенными предстоятелями перед Богом для всех людей в своей епархии. Если Христос - глава всей Церкви, то епископ, как Его образ, является главой церковного собора на вверенной ему территории (епархии).
Собор — это собрание, образующее целостную и незыблемую структуру. Меру соборного единства Церкви дают «Деяния апостолов»: у множества уверовавших, говорится там, было «одно сердце и одна душа» (Деян. 4: 32). По христианскому учению, все верующие собираются Духом Святым в одно целое: в мистическое Тело Христово. И символическим образом этого соборного Тела является архитектурная постройка, которую мы тоже называем собором, или храмом, или церковью. Даже название частей храма в древности были «человеческими».
Церковь Николы на Липне. XIII век. 1292. Устье р. Мсты. https://historicaldis.ru/blog/43778731754/Vse-13-domongolskih-hramov-Velikogo-Novgoroda-i-okrestnostey
Храм имеет тело (основной объём), голову (главу, купол), шею (подкупольный барабан) и даже «бровки» - арочки над окнами и так далее.
А теперь посмотрим внимательно на икону Николая Чудотворца. Святитель изображён на ней как некое незыблемое каменное строение. Почти лишённая человеческих пропорций полуфигура, осеняемая наподобие купола неестественно высоким лбом, напоминает очертаниями строгий одноглавый храм. Мы видим очень характерное для древней иконописи, почти буквальное изображение евангельской метафоры: «Разве не знаете, что вы храм Божий,— писал апостол Павел (1 Кор. 3, 16),— что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа (1 Кор. 6, 19)».
Епископское служение выше простого человеческого. Образ же святителя Николая, совершенного епископа, являет вершину богоподобия, мыслимую для человека. И если в четверговой службе мы видим развитие метафоры «святой Никола — храм Святого Духа» («Законы божественные соблюл, преподобие, явился еси Божий храм честнейший»), то в акафисте Николай Чудотворец именуется уже «священной церковью», и тем, кто «собрал еси вкупе вся прибегающия к тебе». Святитель Николай в акафисте прославляется не только как совершенный духовный образ Христа, как святой человек, но и показывается нам как соборный образ Церкви, как совершенный епископ.
Образ храма, который являет святитель Николай и к которому устремлены окружающие его святые и архангелы, наиболее полно отражает символический образ церковного собора и передаёт смысл епископского служения.
Святые и ангелы как бы собираются вокруг Тела Христова (Еф. 1: 22-23; I Кор. 12: 12-13, 27). Их причастность соборному образу отражена в композиции иконы: круги со святыми на фоне и полуфигуры архангелов вверху образуют над головой святителя Николая правильный полукруг, подобие небесного купола.
Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Обращает на себя внимание неестественное изображение левой руки святителя, которая держит Евангелие. Под тканями фелони нет и намёка на кисть, человеческие пропорции нарушены. Иконописец и здесь следует средневековой традиции буквального изображения гимнографических и вероучительных метафор: рука святого символически изображает храмовый престол, на котором лежит Евангелие. Для этого художник намеренно придает ей форму, напоминающую принятую в иконописи форму престола. И, конечно, престолу, а не самому Николе Угоднику поклоняются архангелы, изображённые на верхнем поле.
Архангел Михаил. Фрагмент иконы «Свт. Николай Чудотворец с избранными святыми». Из Свято-Духова монастыря. Середина XIII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Эта икона — пожалуй, наиболее раннее дошедшее до нас изображение Николая Чудотворца, где художник стремится передать не столько образ его святости, сколько образ священного служения. Святитель Николай предстаёт на иконе как главный епископ Церкви, являющий собой совершенный образ Небесного Архиерея Иисуса Христа, как строитель церковного собора на земле. Через образ храма иконописец показывает служение епископа как главы собора верующих и как образ Христа. Даже цвет его саккоса иконописец выбрал пурпурный, такой же, как хитон на иконах Спасителя. Как Христу, молятся святителю Николаю и изображённые в медальонах святые.
Сложность замысла этой иконы была понятна исследователям не сразу и подвергалась сомнению: высказывались предположения о более позднем происхождении святых и архангелов на фоне и полях. Небольшая утрата грунта между образами архангелов давала возможность предполагать, что там раньше было изображение престола, поскольку по христианскому учению архангелы не могут поклоняться человеку, даже такому великому святому, как Николай Чудотворец.
Однако исследование иконы под микроскопом показало, что все изображения на ней были написаны в одно время, потому что находятся в одном живописном слое и выполнены одними и теми же пигментами. В месте утраты на верхнем поле нет и намёка на существовавшее там какое-либо изображение, да и утрата слишком мала. Поэтому интерпретация образа, предложенная сначала реставратором С.И. Голубевым и впоследствии научно обоснованная и дополненная сотрудником Русского музея И.А. Шалиной, сейчас принята большинством специалистов.
Скорее всего, такое художественно-богословское осмысление образа великого святого не являлось особенностью одной иконы. Наверное, были и другие, подобные изображения, где святитель Николай представал как «правило веры», как совершенный епископ. Иначе не сохранилось бы традиции, вплоть до начала XX века, особенно на русском Севере, наряду с одухотворёнными и молитвенными, писать геометрически условные образы святого, с ликом, будто высеченным из камня.
Икона святителя Николая была создана для церкви Свято-Духова монастыря, который располагался в «Неревском конце, за деревянным городом на посаде». На посаде — значит вне городских стен, в той части, где селились тягловые (то есть платящие подати) люди и находилось торжище и ремесленные слободы. Год основания обители неизвестен, а первое упоминание о ней относится к XII веку. Монастырь был небогат и не играл видной роли в истории Новгорода. Написание для столь рядового монастыря такой замечательной по богословской программе и художественному решению иконы свидетельствует о том, что культура Новгорода в XIII в. находилась на очень высоком уровне. И можно только сожалеть о тех произведениях искусства далекой эпохи, которые до нас не дошли.
Святитель Николай Чудотворец. Икона «Никола Зимний». Начало XIX века. Русский Север. Частное собрание. (На образах икон типа «Никола Зимний» святителя изображали в митре)
Тонкие снежные блёстки
Ангелы сеют с небес.
В инее белом берёзки
Сгрудились кучкой невест.
Всюду узоры в оконцах.
Весел и праздничен день.
Зимний Никола под солнцем
Льёт колокольную звень.
…Господи! Господи! Господи!
Как это сердцу сродни!
В звоне малиновом, Господи,
Благостью полнятся дни!
Музыкой горней влекомы,
Люди к молебну спешат,
Чтобы у Божьей иконы
Вновь освятилась душа…
Возле церковной ограды,
Много нарядных подруг,
Крестятся – празднику рады,
Глянешь – заходится дух.
…Значит, ещё не померкли
Радость людская и грусть,
Если толпится у церкви
Наша исконная Русь.
(стихи с сайта http://www.velykoross.ru/journals/all/journal_31/article_1434 )

Источник:
ГУБАРЕВА О.В., ТУРЦОВА Н.М. Святитель Николай Чудотворец. - СПб.: Метропресс, ООО «Метропресс», 2013 - 76 с. – (Русская икона: образы и символы)
Николай Угодник — едва ли не самый известный и почитаемый христианский святой. Он вошел в историю как великий чудотворец и защитник веры. Епископ Мир Ликийских помогал бедным, примирял враждующих, спасал от смерти невинно осужденных. Особенно любили Николая Чудотворца на Руси. Заступничества у него просили и простые люди, и правители нашего государства. В его честь строили храмы и основывали монастыри. Не было дома, в котором бы не преклоняли колен перед иконой святого Николая. Книга познакомит вас с иконографией этого знаменитою святого, ее историей и символикой. Увлекательные статьи известных специалистов по древнерусскому искусству Оксаны Витальевны Губаревой и Нины Михайловны Турцовой расскажут о наиболее почитаемых на Руси иконах святителя и их роли в судьбе Отечества. Книга будет полезна всем, кто интересуется русской иконописью: и профессионалам, и любителям. Преподаватели и учащиеся смогут использовать эту книгу на уроках живописи, истории религии и основ православной культуры.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...