понедельник, 31 декабря 2018 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова от 01 января (19 декабря)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
01 января (19 декабря старого стиля)
 Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах. (ок. 1188). Кондак 1: «Воеводе сил земли Русския, воину Царя Христа и заступнику Руси Святой, славному во бранех и неодолимому в ратех, дивному богатырю Илии Муромцу песнь хвалебную воспоем, да заступит и ныне нас, зовущих: Радуйся, преподобне отче Илие, земли Русския славный заступниче».
… Многие слабые люди, по милости Божией, прилепляются к более сильным: кто женится, кто замуж выходит. А дети, по естеству будучи слабыми, зависят от взрослых как более сильных. Но, пребывая в этой зависимости, вместо того, чтобы смиряться, признавая свою немощь, они еще гордятся, они еще себе требуют, они еще и досаждают тем, за счет кого живут. То есть нарушают эту любовь. Потому что сильный должен трудиться, восполняя немощь слабого, а слабый должен смиряться, и ручки целовать, и, как говорит русская поговорка, ноги мыть и эту воду пить в благодарность. А вот этого как раз и нет. Что же мешает взаимной любви? Одному обидно, что приходится за других работать, а другой думает, что ему все кругом должны. То есть мешает гордость.
Гордость — это главное препятствие в достижении любви «в союзе мира». Потому что если бы гордости не было, то все это было бы с радостью. Сильный, ощущая свою силу, с радостью трудился бы для слабого, а слабый с благодарностью этот труд воспринимал. И эта благодарность придавала бы сильному еще больше силы. Большинство людей теперь на земле живут за счет других. На самом деле это естественно, и ничего в этом страшного, катастрофического нет, потому что только так можно закон Христов исполнить. Только слабый не должен заставлять и требовать, а сильный не должен считаться. (В XIX веке некоторые исследователи ставили под сомнение возможность отождествления преп. Илии Печерского с одноименным былинным богатырем Ильей Муромцем. Однако несомненно, что для наших православных предков это было одно лицо. Например, паломник XVIII века (Леонтий) в своих записках говорит: "Видехом храброго воина Илию Муромца, в нетлении под покровом златым; ростом яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копьем, язва вся знать; а правая изображена крестным знамением".Подробно об ИЛИИ МУРОМЦЕ ) http://www.pravoslavie.ru/put/sv/muromec.htm 


Мученик Вонифа́тий Тарсийский (290). Кондак, глас 4: «Свяще́ние непоро́чное/ самово́льне Тебе́ приве́л еси́,/ и́же от Де́вы тебе́ ра́ди роди́тися Хотящему,/ свя́те венчено́сче,// прему́дре Вонифа́тие». Перевод: «Как жертву непорочную, добровольно принес ты себя (Христу) от Девы нас ради родиться Хотящему, святой венценосец, премудрый Вонифатий».
… С помощью благодати Божией можно все страсти преодолеть, и не только преодолеть, но даже прославить в своей жизни Христа. Это очень хорошо видно на примере святого мученика Вонифатия. Вот был человек как бы на левой части цифровой оси — и не только достиг нуля, но и ушел в плюс, сподобился жизни святой. Самому человеку это сделать невозможно, потому что он порабощен грехом. Из этого рабства его может призвать только Господь, и, если он откликнется на этот зов, тогда грех можно преодолеть.
Вообще пьянство — это болезненная страсть души, потому что выпить не тело просит, а душа. Вино — самое лучшее лекарство от стресса. Жизнь на земле тяжелая, а когда выпьешь, напряжение моментально снимается. И все было бы отлично, если бы не наркотическое привыкание. И вот человек попадает в западню. Сначала он вынужден дозу спирного увеличивать, а кончает тем, что уже видит мир невидимый, бесовский.
Если человек пьет постоянно, то он постоянно безобразничает, потому что теряет свой образ, становится безобразен. Многие пьяницы удивляются, почему их дома принимают в штыки. Ему-то кажется, что, наоборот, он сегодня как-то особенно весел, приятен, остроумен, а жена недовольна. Почему? Да потому, что он себя осознает самим собой, а жена воспринимает, как будто в дом пришел совершенно другой мужчина: у него другое лицо, у него другое поведение, у него другие слова, у него другой запах даже. И этот совершенно чужой человек ждет к себе отношения как к мужу, требует, чтобы его так же любили, жалели, спать укладывали. Если домашние имеют смирение, терпение, они могут все это вынести, а обычный человек просто не в состоянии, потому что он это расценивает как насилие над собой.
Алкоголик теряет свои личностные свойства. Каждый человек уникален, но в пьянице то, что заложено Богом, этот образ Божий, начинает деградировать, уродоваться. Действительно, пьяный обычно вызывает смех, потому что ведет себя как идиот. Если бы мы никогда раньше с этим не встречались, а увидели впервые, мы бы подумали, что это сумасшедший. Недаром алкоголиками психиатры занимаются. Вот идет взрослый человек, шатается, у него слюни текут, он что-то несвязное бормочет, совершает неразумные поступки. Древние говорили, что пьянство — это добровольное безумие. Человек добровольно берет на себя безумие, но не ради Христа, а из-за гордости.
Пьяницам по гордости всегда очень важно, как они выглядят в глазах других людей. Вот наливают человеку восьмую рюмку коньяка, он говорит: нет, мне уже хва­тит, если я выпью, у меня будет голова болеть. И нет никаких проблем. А гордому отказаться невозможно: как бы кто чего не подумал, как бы чего не сказал, — как будто ему четыре года от роду. И возникает такая дикая проблема: как это так отказаться? Вот друг приехал, и надо обязательно с ним выпить. Ну а почему надо-то? Если другу нужен ты, то вот ты с ним общаешься. А если ему нужно выпить, он может и на вокзале выпить, да и вообще любого на улице останови: у меня бу­тылка есть, давай? Из четырех трое не откажутся. Поэтому если тебе нужен друг, то вот я друг. Но нет, целые ритуалы бесовские разыгрываются.
Именно поэтому Господь и говорит: «Праздники ваши ненавидит душа Моя». Для Бога ненавистны все эти поминки, свадьбы, потому что это все бесовщина от начала до конца. Одни тщеславятся, стараются стол завалить так, чтобы другие съесть не могли, другие осуждают, третьи начинают за здравие, кончают за упокой, чуть не в драку. Все эти застолья с пьянством — это действительно свадьба сатаны, буквально сатана правит бал.
Полное исцеление от пьянства возможно только при исцелении гордыни. Ну а как человеку помочь избавиться от гордости?
Гордость — это опаснейшая зараза. Она, во-первых, не дает о себе знать: любой гордый человек, если ему сказать «ты гордый», никогда в жизни не признается в этом. Почему? Потому что гордость его делает слепым. Во-вторых, гордость делает человека дураком, и никакие доводы на него не действуют. Поэтому человеку пьющему читать какие-то нотации, выставлять доводы совершенно бессмысленно. Тут должна быть совершенно другая терапия, и к каждому нужен индивидуальный подход. Это сложнейшая проблема, и не всегда ее можно разрешить. Но с другой стороны, конечно, терпение и труд все перетрут. Помоги и нам, Господи, в наших семьях за молитвы святого мученика Вонифатия преодолеть эту погибельную страсть.

… родители, если они действительно хотят воспитать ребенка, должны создать дома атмосферу рая, чтобы, где бы он ни был, что бы он ни делал, он сравнивал жизнь в миру и жизнь дома как ад и рай. Чтобы ему дома было хорошо, чтобы там была атмосфера любви, покоя, терпения, смирения, кротости, молитвы, милосердия. А у нас как получается? Некоторые родители детей заставляют молиться насильно, ругаются, кричат; они думают, что так можно что-то доброе привить. И в результате одно упоминание о Боге вызывает муку у ребенка. Некоторые раз в году ребеночка в храм приведут, скрутят его, он орет, вырывается. Во что бы то ни стало причастить! Ну и что? Он о церкви будет только с ужасом вспоминать. И многие взрослые вспоминают о ней как о чем-то страшном, потому что их схватили, связали, куда-то принесли, что-то в рот воткнули; дикий крик, страх, обстановка незнакомая, много людей, огни горят... Это же не так все делается.
Если мы хотим, чтобы наш род продолжался, вера наша не угасла, чтобы наши дети, внуки, правнуки, праправнуки тоже пришли ко Христу, мы должны являть пример христианской жизни хоть в чем-то, мы должны разительно отличаться от мирских людей, но не лицемерно, не маску на себя какую-то надевать, потому что ребенка обмануть нельзя. Дети, в силу своего ангельского состояния, существа прозорливые, им открыты духовные вещи, которые для взрослых давно закрылись через их грех. Поэтому они прекрасно чувствуют людей, отношения, прекрасно понимают ложь, лицемерие, но понимают не умом, а непосредственно душой. Поэтому единственный способ воспитать правильно детей - начать воспитание с самих себя. И если этого не произойдет, то никакие уговоры, крики, наказания, колотушки ничего не дадут, и мы всю оставшуюся жизнь будем смотреть на своего ребеночка и, как в зеркале, видеть самих себя. Все, что в нас есть,- все это и будет там, смотри и любуйся. А это очень тяжело и мучительно. Почему Господь так устроил? Потому что иначе нас ничем не проймешь! 


Источники:
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...