пятница, 9 ноября 2018 г.

Пятый день Божиего Творения



По слову Божиему явилась Жизнь: птицы в небе и рыбы в воде…
Небо уже украшалось светилами, на земле развивалась исполинская растительность; но не было еще на планете живых существ, которые могли бы наслаждаться дарами природы. Для их существования не было еще надлежащих условий, так как воздух был насыщен вредными испарениями угольной кислоты, которые могли способствовать лишь царству растительному. Громаднейшие каменноугольные залежи суть не что иное, как атмосферическая угольная кислота, превращенная процессом растительности в твердое тело. Растения очистили атмосферу и, когда подготовились условия для существования животной жизни, она не замедлила явиться в силу нового творческого акта Бога.
         
СОТВОРЕНИЕ ПТИЦ И РЫБ, иллюстрация из Книги Бытия в рукописной Библии 12 в. (т.н. Библии Совиньи). IGDA/G. Dagli Orti http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/religiya/BIBLIYA.html
«И рече Бог: да изведут воды гады душ живых, и прицы летающыя по земли, по тверди небесней. И бысть тако. И сотвори Бог киты великия, и всяку душу животный гадов, яже изведоша воды по родом их, и всяку птицу пернату по роду. И виде Бог, яко добра. И благослови я Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните воды, яже в морях, и птицы да умножатся на земли. И бысть вечер, и бысть утро, день пятый». (Быт. 1, 20-23)
Помнишь, нас учили быть птицами?
Ах, не отворачивай голову.
Птицами с волшебными лицами -
Чистыми, высокими, гордыми.
Птицами, летящими за море,
Чтобы обернуться и заново
В клювиках созвездия спицами -
Помнишь, нас учили быть птицами? (О. Кормухина, https://www.gl5.ru/kormuhina-olga-nas-uchili-bit-pticami.html)

Италия, Сицилия. Палермо. Палатинская капелла. XII век. Византийская мозаика главного нефа https://antik-mosaik.livejournal.com/tag/%D0%91%D1%8B%D1%82%D0%B8%D0%B5
 «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; птицы да полетят над землею по тверди небесной» (Быт. 1:20). В силу этого Божественного изволения совершился новый творческий акт, не просто образовательный, как в предыдущие дни, а в полном смысле творческий, каким был и первый акт творения первобытного вещества – из ничего. Тут создавалась живая душа, явилось нечто такое, что не существовало в первобытном веществе. И действительно, Бытописатель здесь во второй раз употребляет глагол бара – творить из ничего. «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Быт. 1:21).
В начале пятого дня Бог обращает Свое творческое слово к воде (да произведет вода), тогда как в третий день — к земле. Слово вода берется в данном месте в более широком смысле, обозначая не только обычную воду, но и атмосферу, которая у священного писателя также называется водой.
В пятый день Бог создает более высокую по сравнению с растениями форму жизни. По Божьему повелению появились представители водной стихии (рыбы, киты, пресмыкающиеся, амфибии и другие обитатели вод), а также птицы, насекомые и все живущие в воздушном пространстве.
Творец создает первые существа каждого рода («по роду»). Он благословляет им плодиться и размножаться.
Даруя новосозданным тварям благословение размножаться, Бог как бы обращает в собственность их ту силу, чрез которую они получили бытие свое, т.е. дает им способность производить от себя новые существа, каждый по роду своему.
Творение не шло от «простого к сложному». Одноклеточные животные (протисты), беспозвоночные и позвоночные водные животные, существа с жаберным (рыбы) и лёгочным дыханием (рептилии) появились в один и тот же день.
Этот факт свидетельствует о том, что в водной среде, где уже присутствовали бактерии и водоросли, все твари были сразу включены в совершенные экосистемы.
Тут создавалась "душа живая", вводилось нечто такое, чего не было в существующем первобытном веществе.
Святитель Амвросий пишет:
«При этом повелении воды немедленно извели свои порождения. Реки стали родить. Озера принесли свою долю жизни. Само море стало плодить все роды пресмыкающихся... Мы не способны записать множество имен всех тех видов, которые Божественным повелением были приведены к жизни в мгновение времени. В один и тот же миг приведены в бытие вещественная форма и принцип жизни... Кит, так же, как и лягушка, пришли в бытие в одно и то же время одной и той же творческой силой» (Six Days, V: 1,2, pp. 160-162).
Пятый день («четверг») Божьего сотворения мира, появление птиц и рыб. (Нюрнбергская хроника, 1493 г.) http://www.wikiwand.com/ru/%D0%A7%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%B3
Здесь, как при творении всего живого, Бог создает первое существо каждого рода.
Не может быть абсолютно никаких сомнений, что св. Отцы понимали ясно и единодушно, что в эти три дня Бог сотворил все роды существ, известных нам сегодня. Это можно усмотреть из их часто повторяемых утверждений, что Бог творит непосредственно и мгновенно, что именно Его слово, и только оно, приводит твари в бытие, что производить жизнь не есть естественное свойство вод или земли.
По поводу последнего пункта свят. Василий пишет (говоря о пятом дне):
«Когда (Бог) сказал: «да изведет» (Быт. 1, 24); не значит, что износит уже находившееся в ней; но Давший повеление даровал земле и силу извести. Ибо когда земля услышала: «Да прорастит земля былие травное (...) и древо плодовитое»; не сокрытую какую-нибудь в ней траву извела из себя, не таившиеся где-нибудь внизу в недрах ее пальмы, или дуб, или кипарис, пустила на свою поверхность; но Божие Слово созидает естество тварей, «да прорастит земля»; да изринет не то, что имеет, но да приобретает то, чего не имеет, поколику Бог дарует силу действовать» (Шестоднев, VIII, с. 120).
Творческое повеление Божие образует тварей из стихий земных; но как везде, так и здесь, даже здесь больше, чем в предыдущих случаях. Ему, а не стихиям вещественным, принадлежит образовательная сила: потому что, с образованием животных, в природу вводится новое, высшее начало жизни, являются одушевленные, произвольно движущиеся и чувствующие существа.
Сотворение мира. День пятый. Художник: Алия Нуракишева https://pravoslavie.ru/108584.html
Рассмотрим значение выражения "по роду", повторяемого каждый из трех дней, в которые сотворена жизнь. У святых Отцов имеется учение о сотворенных "родах".
Свят. Василий учит, что "роды" Св. Писания поддерживают свою природу неизменной до конца времен: "...всего несомненнее, что в каждом растении или есть семя, или скрывается некоторая другая семенная сила. И это значит слово: "по роду". Ибо отпрыск тростника не производит маслины, а напротив того, от тростника бывает другой тростник, и из посеянных семян произрастает сродное им. И таким образом, что при первом сотворении возникло из земли, то соблюдается и до ныне, чрез сохранение рода последовательностью преемства" (Шестоднев, V, с.70).
"... природа существ, подвигнутая одним повелением, равномерно проходит и рождающуюся и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца; ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу, и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до окончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств в животных. Напротив того, природа их, как недавно созданная, протекает вместе со временем" (Шестоднев, IX, с. 139).

Подобным образом учит свят. Амвросий:
"Божие Слово проницает всякую тварь в составе мира. Следовательно, как предопределил Бог, все роды живых существ были быстро произведены из земли. Согласно установленному закону все они следуют друг за другом из века в век в соответствии с их внешним видом и природой. Лев рождает льва, тигр – тигра, бык – быка, лебедь – лебедя, а орел – орла. Однажды приказанное стало во всей вселенной обыкновением на все времена. С этих пор земля не прекратила приносить дань своего служения. Начальный вид живых существ воспроизведен на будущее время последующими поколениями данной природы" (Six Days, VI:3, p. 232).
Во все времена попытки животноводов и растениеводов создать новые виды путем скрещивания особей различных видов дают (если скрещивание успешно) результаты, которые лишь подтверждают святоотеческий принцип неизменяемости видов: такие «гибриды», все без исключения, бесплодны и не способны к воспроизведению.
Свят. Амвросий использует такие примеры, чтобы предостеречь людей от "неестественных союзов", идущих против законов, установленных Богом в эти шесть дней творения: "Какие чистые и непотускневшие поколения следуют без взаимного смешения одно за другим, так что тимьян производит тимьян, зубатка – зубатку. Морской скорпион также сохраняет незапятнанным свое брачное ложе... Рыба не знает никакого соединения с чуждым видом. У них нет неестественных обручений, какие преднамеренно вызываются между животными двух различных видов, как например, (между) ослом и кобылой, или же ослицей и конем, оба будучи примерами неестественных союзов. Конечно, это суть случаи, в которых природа страдает больше из-за осквернения, нежели от вреда, (нанесенного) особи. Отвечает за это человек, как содействовавший бесплодности гибрида. Он считает нечистокровное животное более ценным, чем чистопородное. Вы сливаете вместе чуждые виды и смешиваете различные семена" (Six Days, V:9, p. 166).
"В сосновой шишке естество, кажется, выражает свой собственный образ; оно сохраняет свои особые свойства, которые получило от того Божественного и небесного повеления, и повторяет в последовательности и порядке лет свои поколения до тех пор, пока не настанет конец времен" (Six Days, 111:16, pp. 119-120).
Наука признает, что должно было совпасть невероятное число обстоятельств, при наличии которых только могла зародиться жизнь на нашей планете и появиться наш «универсальный общий предок» всех ныне живущих на Земле живых организмов. Объяснить, как из неживого появляется живое, наука пока не может и признает, что это было самостоятельным актом эволюции Вселенной.
«Первое появление жизни при создании биосферы должно было произойти не в виде появления одного какого-либо организма, а из совокупности, отвечающей геохимическим функциям жизни». Это утверждение принадлежит великому учёному и мыслителю Владимиру Ивановичу Вернадскому. Фактически Вернадский говорит, что единственно возможный путь становления жизни на земле — одномоментное появление полноценных экосистем, в которых различные живые существа приспособлены к среде обитания, взаимосвязаны и взаимозависимы. Взгляды Вернадского бросали вызов безраздельно господствующей в науке теории биологической эволюции и набирающей обороты теории химической эволюции. Гениальный учёный в своём прозрении вплотную приблизился к реалиям Божьего творения.
Многообразие тварей водных
Рыбы мудрые на диво
И живут несуетливо,
Им с огромной глубины
Звёзд сиянья не видны.
Но из темени кромешной
Рыбы к звёздочкам сгоревшим
Выплывают и потом
Ловят их открытым ртом…
(Валерий Белов. Источник: https://www.chitalnya.ru/work/193004/)
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев:
«И рече Бог: да изведут воды гады душ живых по роду…», (Быт1.20). По сотворении светил наполняются и воды животными, чтобы и эта область была украшена. Земля получила уже украшение в свойственных ей произрастениях, и небо имело также цветы свои – звезды, и, как бы два ока, украшала его чета великих светил, оставалось и водам дать приличное украшение. Вышло повеление, и тотчас реки производят, и озера рождают свойственные себе и естественные породы, и море чревоболезнует всякого вида плавающими животными. Где только ни была вода, в болотах и тинистых местах, – она не остается бездейственной и не участвующей в размножении тварей. Ибо нет сомнения, что из воды воскипели жабы, мошки и комары. Видимое ныне служит доказательством и прошедшего. Так, всякая вода спешила исполнить повеление Зиждителя, деятельная и самодвижная жизнь тварей, которых породы даже неисчислимы, немедленно явлена великою и неизреченною Божией силой, потому что повелением Божиим сообщена водам способность живорождать.
«Да изведут воды гады душ живых». Теперь в первый раз созидается животное одушевленное и одаренное чувством. Ибо растения и дерева, хотя им приписывается жизнь, как имеющим питательную и растительную силу, еще не животные и не одушевленные твари. Для сего то «да изведут воды гады». Все плавающее, плавает ли по поверхности вод, или рассекает водные глубины, принадлежит к природе пресмыкающихся, потому что влачит тело по воде. Хотя некоторые из водяных животных имеют ноги и могут ходить (особенно таковы многие из водоземных, как-то: тюлени, крокодилы, бегемоты, жабы и раки), но им свойственнее плавать. Посему «да изведут воды гады». Какая порода опущена в сих немногих словах? Что не включается в этом зиждительном повелении? Не включаются ли живородящие, каковы: тюлени, дельфины, гнюси и подобные им так называемые хрящеватые рыбы? Не включаются ли мечущие икру, каковы почти все породы рыб твердочешуйных и мягкочешуйных, снабженных перьями и не снабженных ими? Глас повеления краток, или лучше сказать, это не глас, а только мановение и устремление воли, но мысль, заключающаяся в повелении, столько же многообъемлюща, сколько есть различий и сходств у рыб, которых всех описать подробно то же значит, что и счесть морские волны или попытаться ладонью вымерять воду в море.
«Да изведут воды гады». В числе их находятся и морские, и прибрежные, и водящиеся в глубинах, и живущие на камнях, плавающие стадами и по одиночке, киты, огромные и мелкие рыбы. От той же силы, от одинакового повеления получает бытие и великое, и малое».
Многообразие птиц летающих
Надежда (отрывок)
Есть птичка рая у меня,
На кипарисе молодом
Она сидит во время дня,
Но петь никак не станет днем;
Лазурь небес — ее спина,
Головка пурпур, на крылах
Пыль золотистая видна,-
Как отблеск утра в облаках…
(М.Ю.  Лермонтов)
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев:
«Сказано: «да изведут воды гады душ живых по роду, и птицы летающия по земли, по тверди небесней по роду». Почему и птиц произвел из вод? Потому что у летающих с плавающими есть как бы некоторое сродство. Как рыбы рассекают воду, посредством движения перьев поступая вперед, а чрез обращение хвоста давая себе то поворотные, то прямые направления, так и в птицах можно видеть, что они подобным образом плавают по воздуху на крыльях. Посему, так как у тех и других одно свойство – плавать, то происхождением из вод сообщено им одно некоторое сродство, за исключением, что нет ни одной птицы без ног, потому что всем доставляет пропитание земля, и все они по необходимости имеют нужду в содействии ног. И хотя хищным птицам для лова даны острия когтей, однако же, прочим и в добывании пищи и в других потребах жизни необходимую услугу доставляют ноги. У немногих птиц слабые ноги, и они неспособны ни ходить, ни ловить ногами добычу, таковы ласточки, которые не могут ни ходить, ни ловить ногами, и так называемые турки, которым определено в пищу носящееся в воздухе. Впрочем, для ласточки летание близкое к земле служит вместо ног.
И у птиц есть бесчисленные разности пород. Если кто станет их описывать таким же образом, как отчасти коснулись мы рассмотрении рыб, то найдет, что, хотя все имеют одно имя – птица, однако же в них много разностей по величине, по виду, и цвету, и также в роде жизни, в занятиях и нравах столько разнообразия между ними, что нельзя и описать».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
(Ф.И. Тютчев)
«И увидел Бог, что это хорошо! И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воду в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечерь, и было утро: день пятый». (Быт. 1, 22-23)
святитель Василий Великий
Беседы на Шестоднев:
«Итак, вот перед тобою небо украшенное, облеченная в убранство земля, море, изобилующее свойственными ему порождениями, воздух, наполненный летающими в нем птицами! Все, что Божиим повелением приведено из небытия в бытие, даже и то, чего не коснулось ныне слово, уклоняясь от должайшего замедления на сем предмете и не желая показаться преступившим меру, все сие, трудолюбец, сообразив в уме своем и во всем изучив премудрость Божию, не преставай никогда удивляться и во всякой твари славить Творца!»

Источники:
Закон Божий для семьи и школы со многими иллюстрациями./ составил протоиерей Серафим Слободский. – 6-е изд. – М.: Издание Московского подворья Свято-Троицкой Лавры, 2008. – 722 с.
http://www.proza.ru/2015/07/02/1654 О. Серафим. Бытие. Сотворение мира, первые люди
Худиев С.Л. Как доказать, что Бог существует?: Краткое введение в апологетику. – М.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени  иерея Даниила Сысоева, 2013. – 96 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...