воскресенье, 15 июля 2018 г.

Красота есть одно из имен Божиих

Красота есть одно из имен Божиих

«… ради молитв христиан еще сохраняется красота в мире». (Мученик Аристид, философ Афинский (I–II в.)
…И только Бог есть источник подлинной красоты. Значит, человек обретает истинную, вечную, а не временную и изменчивую красоту лишь в приобщении к Богу.
Церковь смело утверждает такие поразительные истины: «Крест – хранитель всея вселенная, Крест – красота Церкви, Крест – царей держава, Крест – верных утверждение, Крест – ангелов слава и демонов язва»! Почему же Крест – красота? «Дверь райская!» – говорит Церковь о Кресте. Господь Своим исполнением воли Небесного Отца, вплоть до крестных Своих страданий, победил смерть и ад, отверз нам Рай. Рай, Царствие Небесное – самое прекрасное, что уготовил Господь для праведных людей, наивысшая Его благодать.
             Италия. Рим, базилика Сан-Клементе, флер де лизовые знаки росписи 12 в. http://pocdk.ru/publikacii/krest-khristov-radost-vsemu-miru
Отвержение себя и несение креста своего ради исполнения заповеди Божией. В Кресте - гармония, слияние в единое целое любви, красоты, победы, радости и бессмертия через самоотвержение – к Царствию Божиему. Процветший Крест - символ Самого Христа, Который, умерев на Кресте, сделал его источником жизни и бессмертия. Вечная жизнь пришла в мир через Крест. Поэтому Крест Господень образно называют Древом Жизни и часто украшают растительными побегами и различным орнаментом.

Наиболее совершенным, несомненно, является образ Самого Спасителя, спокойные, задумчивые и удивительно благожелательные глаза которого направлены на молящего.
Мудрым и кротким взглядом проникает Сын Божий прямо в душу созерцающего, передавая ему свое состояние покоя и умиротворения.
Главное ощущение – это чувство мира. «Мир дому вашему» - Христос приветствовал так хозяев, входя в дома людей, ибо мир – и есть одно из высших вершин красоты и любви. Святое Евангелие учит нас. «Будьте в мире между собой». 1Фесс.5:13.
Надежда, обещание близости и сердечного участия наряду с возвышенной, идеальной красотой, которая бесконечно удалена от мира простых людей, – все это удалось прекрасно воплотить русскому иконописцу.
Андрей Рублев. Спас. 1420-е годы. Третьяковская галерея, Москва
В 1918 году эта икона была случайно найдена в поленнице дров. Лишь чудом не погибшей (как и вся православная вера) в пожаре страшного XX века. Но, у Бога нет ничего случайного, ненужного для человека. Было предопределено Господом, чтобы изумительный лик открылся людям в годины тяжелейших испытаний. Называется икона просто «Спас» (Спаситель).
Обычно изображенный в центре русского иконостаса Спаситель смотрит на паству, восседая на троне и держа в руке раскрытую Библию с евангельской цитатой: «Приидите ко мни вьси труждающиися и обремененные — и дам вам утешение». Верующий, созерцая красоту и постигая смысл изображенного Облика, часто обретал не только утешение, но и душевное просветление.
… На иконе, созданной предположительно великим Андреем Рублевым для иконостаса Успенского храма в Звенигороде, лик Христа написан в необычайно светозарной манере. Доска иконы темная, ей почти шестьсот лет. Из светлой глубины иконы выступает величественное лицо. Красивое, золотистое, мудро знающее лицо. Рублев изобразил Спасителя погрудно, наш взгляд сосредоточен на его Лике. Это первое — и во многом наиболее запоминающееся — изображение облика всей святой Руси.
Сын Божий наделен здесь узнаваемыми чертами обычного человека, но Он не из этого мира. Он смотрит куда-то вдаль, из мира Своей Сущности, а не прямо на нас. Глаза Христа приглашают к созерцанию…
Лик Спаса дышит силой и покоем. Это лицо зрелого человека в полном расцвете духовных и физических сил. Его во времена Рублева назвали бы «средовеком». Открытая, крепкая шея Спаса повернута как бы несколько в сторону, в то время как лицо, обрамленное тяжелой шапкой длинных, спускающихся почти до плеч волос, обращено прямо к зрителю. Такое соотношение разворота шеи и лица сообщает ясно уловимое движение по направлению к человеку, который стоит перед иконой. Небольшие, чуть суженные глаза внимательно и доброжелательно смотрят из-под слегка приподнятых бровей. В нежном, живописном свечении лица, написанного плавными бликами прозрачной охры, с теплыми высветлениями, которые мягко обозначают объемы, этот взгляд четко выделен. Иконописец твердой, уверенно очерченной линией обозначил глаза, верхние веки и брови.
Мастер выделил самое главное, что он видел в Спасе, - любовь, готовность пострадать за ближнего своего, вплоть до мучительной смерти. Совершенная красота видится в постоянной готовности помочь, поддержать, спасти.
Мягкость, внутренняя теплота и, прежде всего, человечность Лика притягивает наши сердца.
В одухотворенной красоте его, представляющей, «воплощение типично русской благообразности» (Н.Е. Демина), отражен идеал совершенного человека, исполненного философской умудренности, справедливости, доброты и самоотверженной любви.
Мастер кладет краски плавно, предпочитая контрасту мягкие переходы света в тень и пишет Лик исключительно мягкими светлыми тонами..
Такую светотеневую манеру называют плавь, то есть плавно, «плавко», как говорили иконописцы, и в несколько слоев положенные тона, с учетом просвечивания более ярких подкладочных через прозрачные и светлые верхние. Наиболее выступающие места прокрывались светлым моделирующим охрением несколько раз, так что эти участки многослойного письма производят впечатление как бы излучающих свет, светоносных.
Для оживления живописи Лика между завершающими слоями охрения в определенных местах прокладывался тонкий слой киновари (называемый иконописцами «подрумянка»).
Черты лика проходились уверенным, каллиграфически четким верхним коричневым рисунком. Моделировка формы завершалась очень деликатно положенными белильными «движками».
Тонкие, изящные, слегка изогнутые, они не противопоставлялись тону, поверх которого были положены, а служили как бы органичным завершением световой лепки формы, становясь частью этого плавного высветления, как бы его кульминацией.
Словно изнутри иконы струится тихий радостный свет. Не покидает ощущение внеземной светоносности Облика, внушающим доверие и надежду, несущим доброе начало.
Он жив, открыт, величествен, и одновременно в нем  - теплота. Соответственно славянскому типу, он имеет некрупные черты лица, обрамленного русой шелковистой бородкой. Цветовую гамму составляют золотистые, разных оттенков охры лика, темноватая легкая лазурь гиматия (на одежде).
Спаситель предстает как сосредоточие Божественного света горнего мира, как самый совершенный образ предвечной гармонии и любви. Его сосредоточенный и одновременно кроткий лик словно устремлен в душу молящегося – при соприкосновении с ним сияние Божественной славы становится явным, непосредственно проникающим в нас.
Благородная простота образа «Спаса», мудрое спокойствие и монументальный характер делают его одним из шедевров древнерусского искусства.
Еще у древних греков красивым считался человек гармоничный, причем гармоничный не только по своим физическим, но и нравственным качествам. Даже язычники понимали, что порочность таит в себе безобразие.
Мосхофор (несущий тельца). Деталь. Мрамор. 1-я половина VI в. до н. э. ок. 570 до н.э. Афины, Новый музей Акрополя.
Архаическая скульптура изображает молодого мужчину, несущего на плечах тельца. Скульптура высотой 1,65 м несет ярко выраженные черты архаики: фронтальность фигуры, неподвижность позы; выставленная вперед, как у куроса, нога, лицо с так называемой архаической улыбкой, несущий дары божеству.
Сквозь тонкую одежду, облегающую фигуру Мосхофора просвечивает сильное, пропорционально сложенное тело. Ясно обозначились напряженные мускулы рук. Мышцы важны потому, что они показывают вес тельца и напрямую говорят об обильной богатой жертве (тяжелом теленке). Волосы и борода напоминают орнаментальный узор.
Спустя много веков античный образ Мосхофора вошел в раннехристианское искусство как символическое воплощение Христа – «добрый пастырь», юноша пастух с овцой на плечах.
В эпоху раннего христианства Сына Божиего изображали символически, в том числе и в виде доброго пастыря. Этот образ восходит к словам Евангелия от Иоанна: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец» (Иоанн, 10:11).
Так произошла полная трансформация смысла идентичных образов в истории человечества. Если в античном мире – пастух приносил жертву языческим богам во их ублажение за себя самого, то с принятием христианства облик человека с агнцем на плечах перевоплощается в идеал добра, заботы, милосердия и любви во имя ближнего своего. Он готов принести себя самого в жертву во спасение стада своего. Вот наивысшая точка вершины Красоты, вызывающей слезы очищения и облегчения, слезы потрясения и перерождения – это самопожертвование и разрушение оков гордыни, эгоизма и самообольщения.
Иисус Христос - Пастырь добрый, пекущийся о каждой заблудшей своей овечке… Мозаика храма Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме в Москве. http://afon-ru.com/arestant
Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
А наемник бежит, потому что наемник, и не радит об овцах.
Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.
Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.
Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. (Ин.10:11-16)
Бог – потому и Красота, что любит всех людей, как пастух любит своих овечек. Самые больные, самые грешные человеки, даже разбойники, убийцы и блудницы могут получить милость и прощение Господа. Он пришел спасать на Землю не праведных, но грешных, всех призывает в свой Райский Сад – в Царствие Небесное. Он ждет лишь покаяния сердечного…
Валдис Дубулт
***
Что ни шаг – то поклон Иисусу Христу,
Что ни вдох – то мольба к Богородице,
Закопаю себя в темноту – прорасту
На заре алой розою.
Расцвету и увяну так быстро, что дождь
Не заденет холодными каплями
Лепестков, лишь останется в воздухе дрожь
Покаяния.
(Поэт прошел через испытание тюрьмой)
Вспомним теперь мудрую мысль из книги Притчей Соломоновых: «Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная» (Притч. 11:22).
Снежная королева и тролли. Художник Борис Диодоров https://www.livelib.ru/group/167/post/18205-kachestvo-illyustratsij-i-vidy-bumagi
 «Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение». (Г. Лессинг )
Помните из сказки Андерсена, глаза Снежной королевы сияли холодом. А Андерсен, как христианин, порой вкладывал в свои сказки глубокие, важные идеи. Так вот за внешней красотой Снежной королевы не было внутренней, истинной красоты. Как пишет Андерсен, «глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни кротости». Потому-то и «поцелуй ее был холоднее льда». Нужен ли нам такой поцелуй?
Преподобный Силуан Афонский говорил, что благодать Божия даже некрасивые лица делает прекрасными, тогда как грехи уродуют и от природы милые лица.
И всмотритесь, какие же эти две женщины красивые, но бесконечно далекие друг от друга и противоположные друг другу, как два полюса – Северный и Южный. Одна - холодная, бессердечная, другая – воплощение тепла, мягкости, смирения и кротости…
Портрет Девы Марии, найденный в поместье Хаддо-хаус в Шотландии, может быть подлинником великого итальянского живописца Рафаэля Санти. http://gazeta.a42.ru/lenta/show/v-shotlandii-nayden-portret-devyi-marii-kisti-rafaelya-santi.html
Конечно, идеал духовной красоты и женской гармонии воплощен в образе Пресвятой и Пречистой Девы Марии, Божией Матери. Вглядываясь в иконописные глаза Богородицы, поднимаешься  в бездонные выси любви, нежности, добра, милосердия, чистоты и святости. Воистину – Царица Небесная и Земная, бесконечно любящая Бога и всё наше больное и страдающее человечество. Единственная душа самой редкой красоты…
«…в среде человеков родилась одна-единственная редкая душа, самая, может быть, чистая и самая глубокая. Это Дева Мария. Ей Он предложит, через архангела Гавриила, стать Его Матерью. От нее станет ожидать согласия на то, чтобы позволить Ему смиренно войти в жизнь людей, в человеческую историю. Так, как входят в мир все люди, рождаясь от мамы. Пречистая Дева согласилась. В это мгновение, наверное, Небеса вздохнули с облегчением и воскликнули от радости». (Протоиерей Павел Карташев)
«Только красота, сочетающаяся со скромностью, имеет право называться красотою. Красота же без скромности — это не красота, всего-навсего миловидность». (М. Сервантес)
Икона Божией Матери «Взыскание погибших» http://www.sobor.kz/svyatyni/ikona-bozhiey-materi-vzyskanie-pogibshih
Самой чтимой святыней Астанайского женского монастыря является икона Божией Матери «Взыскание погибших». Царица Небесная ниспосылала помощь и поддержку: «Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево, не по грехом бо нашим наказуеши нас, но по человеколюбию милуеши: избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас» (тропарь, гл. 4).
Иеромонах Роман
Перед иконой Божией Матери «Взыскание погибших»
Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона-чудо! Кротость и печаль.
Взыскание погибших. Как живая!
Струится покрывало по плечам,

Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далёкий Кре́стный час.
Пока ещё ручонки не пробиты,
Но Ты глядишь на каждого из нас.

О, Мати Света! Все́ мы виноваты.
История кружи́т в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,
Ученики — кто пред Тобой сейчас?
Только тот, кто в глубинах сердца обращается к Богу, соприкасается с вечной, подлинной Красотой, украшающего человека нетварными драгоценностями. Когда же эта истинная Красота отсутствует в душе, там воцаряется мрак, тоска, там царит безобразие. Грех приводит к самым ужасным последствиям.
…побиение камнями св. Стефана; Балканы. Сербия. Дечаны; XIV в.; местонахождение: Сербия. Косово. Монастырь Высокие Дечаны. Неф. Фрагмент фрески. http://www.ruicon.ru/images/iconografy/fresco/Serbia-Dechani/2957.jpg
Из книги Деяний можно вспомнить, как враги первой Церкви, осудившие архидиакона Стефана на смерть, были исполнены безобразием в высшей степени: Рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами (Деян. 7:54). Их внутренние страсти обезображивали лицо, выражались вовне в самых отвратительных действиях. Напротив, лицо первомученика Стефана в момент исповедания Истины сияло первозданной красотой, так что все, сидящие в синедрионе, смотря на него, видели лице его, как лице Ангела (Деян. 6:15).
Мученичество св Стефана. Музей Прадо (Мадрид). Художник Juanes, Juan de. Фрагмент картины https://www.beesona.ru/museums/prado/23463/
Церковь особенно чтит этого святого мученика Стефана потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик. Архидиаконом, т.е. первым диаконом, был назван молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и даром слова. Успех Стефана возбудил ненависть иудеев. Члены синедриона пришли в великую ярость. Они бросились на Стефана и повлекли его за город, забрасывая камнями. Святой мученик молился за своих убийц. Падая под камнями, перед самой смертью он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!». Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик.
Но учение Христа столь прекрасно и возвышенно, что никакие мучения не заставили отказаться верных его последователей от веры в Сына Божиего, Единородного… Стойко стояли в своем христианстве самые красивые девушки и женщины, даже дети - бесстрашные исповедники и исповедницы. В минуты пыток, казни и исхода в мир Божий, их лица излучали радостное свечение и золотое Небесное сияние. Они красотой своего мужества обращали тысячи неверующих людей в веру в Бога Живого и в его Вечное Царство.
Девочки. Вербное воскресенье. 1900 год. Художник С.И. Блонская. https://regnum.ru/pictures/2260701/2.html
Праздник Входа Господня в Иерусалим ассоциируется у большинства православных христиан в первую очередь с веточками вербы, как первыми вестницами, пушистыми и нежными красавицами весеннего возрождения природы и символами Воскресения Христа. На этой картине юные девочки и девушки, как олицетворение тоненьких, воздушных вербочек, устремленных ввысь, к поиску духовного идеала. Как же они прекрасны, чисты, смиренны, покорны воле Божией.
Константина Бальмонта
Вербы
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят весёлыми,
Шепчутся с пчёлами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льётся волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.  1903
Красота во многом определяется внутренней красотой, чистотой человека, а внешнее его безобразие — внутренним нечестием. Поэтому красив тот, кто царствует над страстями. А кто раб страстей, тот некрасив. Пороки обезображивают лицо человека. Святая блаженная Ксения Петербургская, столь чтимая русским народом, прекрасна именно святостью, любовью к людям, полным отречением от своей собственной воли и служением Богу.
Ксения Петербургская. Художник Александр Простев, http://www.logoslovo.ru/media/all_1_2_607/section_4_1_2_1/item_48711
«А что значит "облёкся" - это обожиться, стать подобием Божием, стать святым. Когда человек принимает на себя таинство Крещения, то, если он жаждет этого и готовился к этому, то он облекается в Христову Благодать, светится Ею. К сожалению, редко кто может удержать эту обоженность продолжительное время.
И цель покаянной христианской жизни - вновь снискать у Бога милость и вновь сподобиться этого святого облечения, преподобничества. Мало кто успевает, но Бог намерения милует, и стремится спасти всех, - так что умереть во Христе, облечённым во Христа, - это наша цель и надежда». (Ульяна Лось)
Молитва. Художник Кузнецов Борис
Красив тот, кто молится, потому что в молитве человек вступает в теснейшее единение с Богом — Источником подлинной красоты. Напротив, человек, чуждый Бога, как бы ни приукрашивался, жалок и болен.
«Мы созидатели. Человеческие жизни повсюду, как недостроенные здания, и все, кто проходит мимо, кладут на стену кирпич или добавляют какое-нибудь украшение. Каждый, с кем мы соприкасаемся, кто говорит нам хотя бы слово, кто хотя бы издали на нас влияет, оставляет в нашем характере черточку красоты или знак чего-то дурного. Как храмы, строятся души у нас.
Вот резьбы прекрасный узор,
Там икону увидит взор,
Темную раму, которая скажет
Правду святую иль чудо покажет.
Каждая малость со всем сливается,
Все изменяет, к чему прикасается.
Красоту или шрам оставляя на нас.
Все здание покоится на фундаменте, а каждый новый камень, в свою очередь, становится основанием, опорой для другого камня, который кладется сверху.
Мы созидатели, и каждый
Как можно лучше строить должен,
Жизнь каждого — как будто глыба,
Обтесанная человеком плохо либо
Хорошо, и все вместе сложены». (Из духовного дневника святой Царицы-Мученицы Александры)
Портрет святой царицы-мученицы Александры Федоровны, страстотерпицы, супруги императора Николая II. 1897 г. Выполнен ее сестрой Елизаветой Федоровной. http://eng.tzar.ru/info/newsarchive?id=2905
Царица – мученица – само совершенство в единении внутренней и внешней красоты. От ее огромных и всепрощающих глаз щемит сердце и болит душа от варварства, учиненного революционерами. В мозгу не укладывает, как могла рука поднять револьвер дулом в само олицетворение добра и кротости, в ее детей, ангелов во плоти… Больно от сознания, что и мы принадлежим к роду человечества, способного на немыслимую жестокость, что мы сами до поры до времени не чувствуем темной пропасти греха в самих себе, но стремится надо к красоте, к любви, к чистоте и свету. Каждый из нас должен задуматься, а красивы ли мои мысли, чувства и дела. Не одежда, ни лицо и тело, а именно душа наша и сердца. Не будет ли нам стыдно за самих себя пред Господом Богом, каждому придется дать ответ…
Святая Александра — дважды мученица, потому что после расстрела ее вместе с мужем, детьми и слугами  в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге последовали десятилетия беспощадной клеветы на ее имя и семью. Эта ложь была сильно раздута страстными попытками богоборцев - большевиков переписать человеческую историю…
… Человек красив не сам по себе, а лишь по причастию к Богу — Источнику вечной красоты. И потому только то сердце, в котором не иссякает молитва к Богу, только оно восходит к вечной, духовной, не передаваемой даже ангельским языком Красоте. А это, в свою очередь, отражается на благополучии и благообразии всего окружающего нас мира, ибо, как сказал древний апологет Аристид, «ради молитв христиан еще сохраняется красота в мире».
Помоги нам всем, грешным, Всеблагой Бог!

Читайте подробнее:
Духанин В.Н. Во что мы веруем?: 100 ответов современнику./ Валерий Духанин – М.: Издательство Москвоской Патриархии, РПЦ, 2011. – 256 с.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...