четверг, 12 апреля 2018 г.

Красота мира и Бог




«Христос же знал, что хлебом единым не оживишь человека. Если притом не будет жизни духовной, идеала Красоты, то затоскует человек, умрет, с ума сойдет, убьет себя или пустится в языческие фантазии. А так как Христос в Себе и в Слове своем нес идеал Красоты, то и решил: лучше вселить в душу идеал Красоты...» (Достоевский Ф.М. из письма адресату В.А. Алексееву )

 

На острове Валааме
…Все они и молебен о здравии, и панихида, и освящение дома начинаются возгласом: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков».
Другими словами мы благословляем и благодарим Бога за все: за жизнь, за смерть, за болезнь и за ее преодоление, за все, что с нами происходит на земле, мы говорим - Слава Богу!
Ергаки. Красноярский край. Сибирь
… Я в юности рисовал много и красоту этого мира полюбил больше всего на свете! И красота эта так меня измучила, измочалила даже сказать нельзя. Думал, что умру от этой красоты. Я хотел и так и эдак передать людям красоту земную, вот те чувства и мысли, что рождала во мне эта красота, но все было напрасно. У меня ничего не получалось.  Я понимал, что прикасаюсь к какой-то великой Тайне, но не мог не то, что другим, себе самому  не мог объяснить, в чем тут есть Тайна!
Почему так прекрасно звездно небо? Почему так величественны горы? Почему мельница в кустах цветущей вишни вызывает такое высокое благоговение? Почему первый снег, упавший на желтые листья так очаровывает душу? Теперь я понимаю, что без веры красоту в мире «объяснить» невозможно! Она без Бога вроде как бессмысленна!
Великий Космос. Туманность Розетка. Автор фотографии Константин Миронов. http://mironovfoto.35photo.ru/journal
… Неверующие люди как говорят? Вот, дескать, миллиарды лет была огнедышащая материя, протоплазма. Она крутилась, крутилась, остывала и из нее, в конце концов, получились звезды, планеты, деревья, горы, моря и океаны, птицы, животные, насекомые, в общем - все!
… Но вот почему все эти горы, моря, деревья, закаты и рассветы получились такими прекрасными в результате этого бездушного случайного вращения? Вот возьмем для примера, свалку железного мусора. Пусть какой-нибудь великан возьмет рельсу и будет миллион лет  месить этот мусор.
… у него получится когда-нибудь, ну хотя бы трехколесный велосипед?
… не получится… У него не было такой цели. Он просто рельсом железную кучу двигал.
Цветы растут сквозь камни
… Верно! А наша вселенная сложней кучи железа, да и любой живой лопух намного «изобретательней» детского велосипеда. Чтобы получилась такая красивая земля у вселенной должна быть цель, задача. Сама она поставить ее себе не могла. Кто же это сделал?
…Бог!.. больше некому…
Золотистая лошадь. Красота в движении
… смеются люди над бароном Мюнхгаузеном, что он сам себя из болота за косичку вытащил, а сами верят, что вселенная могла себя «вытащить» из квашни протоплазмы к Красоте! В лучшем случае, красота для неверующих – это способ выживания. То есть, чем что-то или кто-то красивей, тем лучше он приспособлен бороться за жизнь или просто развиваться, как например, звезды. Отсюда выводят всякие математические свойства красоты, типа чисел Фибоначчи или гармоничных пропорций золотого сечения. Возьмем для наглядности, льва, чем он прекрасней, тем сильней, проворней, успешней в охоте и в защите детенышей. Некрасивый, тощий лев, скорей всего, больной или старый. Он быстро погибнет.
… Красота – это здоровье и сила. Она имеет просто практическое значение. Многие известные безбожники так и учили, что сапоги полезней прекрасных картин Рафаэля.
Олень в зимнем лесу. Автор фото: Almurita
… Для христиан, верующих людей красота этого мира –отражение Божьей невидимой Красоты, воплощение в материи Славы Господней. Красота не дает забыть о Боге, зовет к Нему, или как пишут церковные писатели, вещает о Боге каждым цветком или белым облаком!.. белые облака, тихо плывущие по синему небу, есть вернейшее доказательство того, что Бог есть. Красота – это лестница, приводящая душу к Господу. За ней для верующего сердца открывается, как сказано в молитве одной, «красота лица Божьего доброты неизреченной». Господь, как великий Поэт и художник, сотворил этот прекрасный мир для нас, чтобы мы радовались и благодарили Его за этот чудесный Дар. Один монах святой жизни, Иоанн Дамаскин, написал, что «обезьян и попугаев Бог создал на радость человеку»!
Саяны. Хакасия. Сибирь. Автор фото SayanUsd
… примерно так я начал тогда думать о красоте Божьей. Но только потом, через много лет, мне стало понятно, что красоту этого мира в совершенстве одному человеку передать невозможно другому. Ты пережил, почувствовал красоту восхода, захотел его нарисовать и показать своему другу, но это будет уже «твой восход», твое восприятие отражение красоты восходящего солнца. Но выход есть! Свое огромное удивление, благоговение, счастье, потрясение от видения мировой красоты, от созерцания Божьей славы, можно высказать Богу в молитве, в благодарении от всего сердца. Только Он, Господь, сказавший о своем творении, что оно «хорошо весьма» способен понять человека, его муки и радости. Словом, я понял, что у земной красоты должен быть свой Создатель. И я почувствовал сердцем присутствие Его в мире или как порой пишут в учебниках, в «окружающей среде». И поклонился Ему.
г.Углич Храм св.Царевича Дмитрия на Крови. Автор фото: demy-master
… Помню, как меня бабушка в церковь носила, когда я еще совсем маленьким был. Вот, мы пришли в храм. Это утром было. Солнце вовсю светило, зашли в храм, а там темно, как ночью... пришли, встали. А вокруг свечи горят и жарко от них. Везде люди шевелятся, в основном бабушки в платках темных, страшновато было. И все словно только на меня одного смотрят. А может, это Бог так на меня смотрел? И вот!
Счастье Богообщения
Подводит меня бабушка к батюшке, а он весь сияет золотом, в одежде такой блестящей стоит. Он тоже смотрит на меня и улыбается, и я ему тоже улыбаюсь как будто. А потом бабушка приподняла меня, а батюшка дал мне на ложечке что-то очень сладкое, намного слаще сахара, что-то вкусное-превкусное. Мне стало тепло внутри. А дальше бабушка нагнула мою голову и повела назад. А я  уперся, все голову к батюшке повернул и говорю: «Дайте мне еще ложечку!»
Ярославская область, посёлок Некрасовское, Церковь Спаса Преображения. Автор фото Елена Потёмина
… После дождика с полей веяло теплым земляным духом…
Не говори, что к небесам
Твоя молитва не доходна:
Верь, как душистый фимиам,
Она Создателю угодна.

Когда ты молишься, не трать
Излишних слов; но всей душою
Старайся с верой сознавать,
Что слышит Он, что Он с тобою.

Что для Него слова? О чем,
Счастливый сердцем иль скорбящий,
Ты ни помыслил бы, - о том
Ужель не ведает Всезрящий?

Любовь к Творцу в душе твоей
Горела б только неизменно,
Как пред иконою священной
Лампады теплится елей.

Весь рассказ «Полное погружение» из книги "В Доме Отца Моего" здесь: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/v-dome-otca-moego-glava-16.-polnoe-pogruzhenie  - сайт «Церковь Иоанна Предтечи, г. Вятка»

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...