Оптинский новомученик
Инок Трофим (в миру - Леонид Иванович Татарников)
Его мысли и слова
Инок Трофим (в миру - Леонид Татарников) очень хотел стать монахом, и желание его было исполнено веры и любви к Богу. «Рукоположение — это за послушание, — говорил он, — а монашество — по желанию сердца. Каждый православный христианин в тайне своей души хочет стать монахом, — продолжал он, — но не каждый имеет столько мужества и сил, чтобы вступить на этот путь, поэтому многие находят себе оправдание. Ну и пусть находят, лишь бы только монашество не хулили. Хула на монашество — это грех последних времен».
— Уходящая вдаль железная дорога, — вспоминал он, уже будучи иноком, — напоминала о быстротечности нашей земной жизни. «Необходимо почаще включать тормоза возле храма и исповедовать грехи свои, — писал он родным, — мир идет в погибель и надо успеть покаяться...»
«Любостяжание отягчает сердце печалью, а милосердие радует душу. Кто вкусит сей сладости, тот никогда не захочет быть скупым и готов будет отдать все, что имеет, — говорил как-то Леня, будучи уже иноком. — Ибо лучше оказаться нагим, чем без благодати Божией. Она ведь так душу греет».
— Кто любит истину, тот становится другом Божиим, — говорил будущий инок. — Надобно позаботиться приобрести любовь к молитве, трезвенный ум, бодренную мысль, чистую совесть, всегдашнее воздержание, усердный пост, нелицемерную любовь, истинную чистоту, нескверное целомудрие, нельстивое смирение.*
— Православная вера укрепляет в душе мирное горение духа, — говорил Леня, — нужно только верить Богу, выполнять требования Церкви. И тогда многое откроется!
— Как же я отсюда уеду, братики мои милые! Вы посмотрите, место-то какое святое! Зайдешь в храм, а там Матерь Божия, Спаситель наш Христос. А сколько святых на иконах! И все смотрят на тебя с любовью. Как же мне уезжать отсюда? Не могу. Да и приехал я сюда не по своей воле, — продолжал он, — Матерь Божия меня призвала. Велела идти в монастырь каяться. Без покаяния ведь нет спасения.
— Сейчас людям, живущим в миру, в храм ходить стало трудно, — говорил как-то будущий мученик, отвечая на вопрос одного паренька, — потому что враг спасения всячески старается завлечь души пустыми греховными развлечениями. Через развлечения усиливаются страсти, а чем сильнее страсть, тем труднее от нее избавиться. Ищите прежде Царствия Божия, то есть избавления от страстей, а все остальное приложится вам. Надобно каяться, а Господь и так знает, в чем кто имеет нужду, и обязательно поможет.
«А кто курит табачок, не Христов тот мужичок».
— Монах на земле должен быть и жив и мертв, — говорил будущий мученик, на деле исполняя сказанные слова, ибо для добрых дел он всегда был жив и энергичен, а для мирских и греховных желаний уподоблялся мертвецу.
— Жизнь-то своя у каждого, да Суд по делам будет общий, — сказал Трофим, — и смерть-то — она для всех. Ее уж никто не избежит.
— Желая погубить души людские, враг уготовляет христианам всякие коварства и хитрости, которые мы часто не замечаем, — говорил как-то Трофим. — И особенно лютую брань он ведет против монашествующих. Потому что монахи оставили все ради любви Христовой и пришли спасать свои души. Лукавый же обманщик тщится в первую очередь убить веру инока к духовному отцу и настоятелю, показывая мнимые немощи их, особенно пред новоначальными. И вот, когда ему это удается, он становится полноправным хозяином души инока и выводит его из монастыря, чтобы погубить.
— Слушай, брат, какие мы молитвенники? С нашими ли грехами? Вот мы с тобой говорим о молитве, о подвигах, о бдениях, а сами-то и не замечаем, как ропщем, потому что недовольны тем, что имеем. А ропотники ведь Царствия Божия не наследуют. Самый главный для нас, брат, подвиг — это смирение. Без него и все наши молитвы Богу неугодны. Надо научиться смиряться с той обстановкой, в которой живешь. А то ведь, если будут гонения, тогда что же, будем опять на Бога роптать, что нет условий нам для подвигов и молитвы?
«Во время молитвы в храме, — говорил он одному брату, — бесы напоминают уму о каких-либо важных делах, якобы срочных и неотложных, чтобы увлечь его в суету и мечтательность. Тут, брат, надо чтобы ум стал немым и глухим, тогда только можно по-настоящему молиться. Ведь молитва — это возникновение благоговейных чувств к Богу, от которых рождается в душе умиление. Помнишь, в тропаре преподобного Серафима поется: «умиленным сердцем любовь Христову стяжал». Мы должны молиться просто, как дети, не думая ни о чем, кроме Отца нашего, иже на Небесех».
— Младенец, когда находится рядом с матерью, радуется, — отвечал Трофим, — а когда мать отходит от него, то начинает плакать. Так и инок: когда имеет в душе глубокое тихое чувство к Богу и осознает близость Его, тогда с радостью может делать любые дела. Это чувство тоже молитва. Даже если он поговорит с кем-либо, то чувство его ко Христу остается при нем. Но когда отойдет умом своим от Сладчайшего Иисуса, то впадет во искушение и тогда плачет.
— Если ответишь брату грубо или скажешь что с раздражением, — говорил Трофим, — то знай, что уже не сможешь хорошо помолиться до тех пор, пока искренне не покаешься в содеянном.
— Инок, брат, это не тот, кто не замечает ближних, а тот, кто живет по-иному, то есть по Божьи. Всех любит и всем служит.
— Согнись как дуга, и будь всем слуга,
— Знаешь, брат, человеку необходимо смиряться, но есть ведь и мнимое смирение, — обратился однажды Трофим к смиренному по виду, но немного ленивому к труду паломнику. — Оно происходит от нерадения и лености. Имея такое мнимое смирение, некоторые думают, что только милостью Божией спасутся, не прилагая усердия. Но они обманываются в надежде своей, потому что не имеют покаяния.
— Как кузнец не может ничего сковать без огня, так и человек ничего не может сделать без благодати Божией, — говорил Трофим, объясняя сокровенные чувства души человеческой. — Кто считает себя грешнейшим всех людей, тот обретает благодать и слезы покаяния, а кто без слез надеется обрести покаяние, того надежда пустая.
— Велика сила слез. Вода, капая, рассекает твердый камень, а плач разбивает сухость и беспечность души. Плач утишает чувства и омывает скверну грехов. Он окрыляет надеждой и согревает души возлюбивших его. Но кто не презрит всего земного, тот не может иметь истинных слез. Будем же плакать о грехах своих, брат, — закончил Трофим и поспешил в свою келию.
Последнее письмо инока Трофима (у него в миру осталось много
родных и близких):
«Добрый день, братья мои, сестры и родители по жизни во плоти. Дай Бог
когда-нибудь стать и по духу — следуя за Господом нашим Иисусом Христом. То
есть ходить в храм Божий и выполнять заповеди Христа, Бога нашего.
Я еще пока инок Трофим, до священства еще далеко. Я хотел бы, чтобы вы мне помогали, но только молитвами, если вы их когда-нибудь читаете. Это выше всего — жить духовной жизнью. А деньги и все подобное (жратва и шмотки) — семена диавола, плотское дерьмо, на котором мы все свихнулись. Да хранит вас Господь от всего этого. Почаще включайте тормоза около церкви, исповедуйте свои грехи. Это в жизни главное. Саша с пацанами ходили ли в церковь после крещения для причастия? Если нет, пусть поспешат. Дорог каждый день. Мир идет в погибель. Ради церкви можно ездить и в Тулун. Помоги вам Господи понять это и выполнять. Я вас стараюсь как можно чаще поминать. Можете сообщить мне имена всех умерших прародителей отца и матери. Как они там живут?
Я не пишу никому лишь только потому, что учусь быть монахом. А если ездить в отпуск и если будут приезжать родные, то ничего не выйдет. Это уже проверено на чужом опыте. Многие говорят — какая разница?! А потом, получив постриг, бросают монастырь и уходят в мир. А это погибель. МОНАХ должен жить только в монастыре и в тайне. Стараться быть ОДИН. МОНОС — ОДИН. То есть монастырь — это житие в одиночку и молитва за всех. Это очень непросто.
Поздравляю вас, родители, братья и сестры, с вашими женами и мужьями, всех, кто меня знает, с праздником РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Всем вам духовной радости, благ и здравия о Господе нашем Иисусе Христе.
Спасибо за деньги, кофе и фото. Посылку еще не получил. Почему молчит Саша или в какой обиде? И Лена и Наташа? Вы меня правильно поймите, я не потерял — НАШЕЛ. Я нашел духовную жизнь. Это моя жизнь. Это очень не просто.
Молитесь друг за друга. Прощайте друг другу. А все остальное суета, без которой можно прожить. Только это нужно понять.
Дай Бог вам разобраться и сделать выбор. Простите меня, родители, братья и сестры. С любовью о Господе, недостойный инок Трофим. Декабрь 28 дня 1992 года».
О жизни инока Трофима
Оптинский инок Трофим ( в миру Леонид Иванович Татарников)
родился в поселке Даган Тулунского района Иркутской области.
По церковному календарю день его рождения пришелся на 22 января, а по
гражданскому на 4 февраля 1954 года — день памяти святого апостола Тимофея.
В поселке Даган, где родился будущий оптинской инок Трофим, было всего
несколько домов. В одном из них и проживали его родители — Иван Николаевич и
Нина Андреевна Татарниковы. Окруженные густым сосновым лесом, дома походили на
скитские келии отшельников. Здесь-то и прошли детские годы инока Трофима
Вскоре после рождения сына Ивана Татарникова призвали на военную службу, а Нина
с ребенком переехала к своей маме, где жила до возвращения мужа. Много хлопот
доставлял новорожденный младенец своим близким. Он непрестанно плакал. Но когда
малыша окрестили, то, на удивление всем мальчик сразу плакать перестал. Во
святом крещении его назвали Леонидом, в честь мученика Леонида, некогда
пострадавшего в Коринфе.
Ленечка рос веселым и смышленым. Иногда вместе с другими мальчишками он
озорничал, предаваясь беззаботным детским шалостям, но отец строго наказывал
его за это.
Детей у Татарниковых было пятеро: три сына и две дочери. Родители с детства
приучали их к труду, так что каждый имел свои посильные обязанности
Во время летних каникул Леня целые дни пас деревенских коров. Хотя зарплата
была не большой, но все же какое-то подспорье для многодетной семьи.
Осенью Татарниковы всей семьей ходили в лес по грибы и ягоды, которые потом
сдавали в сельпо, а на вырученные деньги покупали детям все необходимое для
школы. Часто Леня просил маму купить ему какую-нибудь интересную книгу. Он
любил читать, хотя целые дни проводил в трудах и на книги оставалось только
ночное время.
После окончания школы Леонид поступил в железнодорожное училище, где он получил
профессию машиниста мотовоза. Любознательному юноше нравилось путешествовать и,
успешно окончив училище, он с радостью стал работать по специальности.
Весной 1972 года Леонида призвали в армию. Службу проходил он в Читинской
области, в танковых войсках. По окончании срока службы вернулся домой и
устроился на работу в Сахалинское рыболовство.
Траулер, на котором он ходил в плавание, возвращался в родной порт лишь спустя
полгода. Плавая в Охотском море, он останавливался в заграничных портах, где
Леня покупал для своих домашних множество гостинцев.
Пять лет ходил Леонид в плавание.
Дивная красота морского пейзажа побудила Леню заняться художественной
фотографией. Он даже стал сотрудничать в местной газете в качестве
фотокорреспондента.
Интересы его были разнообразны: Леня собирал библиотеку из редких книг, много
читал; способный и трудолюбивый, он никогда не скучал — занимался в яхт-клубе,
танцевал в народном ансамбле,
Задумываясь о дальнейшей своей жизни, он желал устроить ее так, чтобы принести
как можно больше пользы людям. У него возникла мысль: «А что, если мне стать
сапожником? Ведь всем людям нужна обувь. Может быть, делая хорошие и удобные
туфли и сапоги, я смогу доставлять людям радость».
Леонид стал обучаться сапожному ремеслу и вскоре устроился на работу в
ремонтную мастерскую. Отличаясь особым усердием и прилежанием, он быстро
сделался прекрасным мастером. Но завистники заставили Леонида уволиться из
мастерской.
Вскоре он устроился на ферму скотником, в ночную смену. «Буду ухаживать за
коровами, — думал Леня, — здесь и польза есть, и людям соблазна не будет».
Работал как всегда на совесть, с усердием. Доярки хвалили Леонида, а нерадивым
скотникам других смен выговаривали:
— У нашего Лени коровы всегда чистые, потому что он следит за ними, а вы всю
ночь спите и лишний раз ленитесь даже пойти посмотреть.
Тогда скотники обратились к Леониду:
— Знаешь, брат, ты давай того, не выпячивайся. Будь как все. А то мы,
понимаешь, сколько лет тут работаем, а ты пришел — без году неделя — и уже в
передовики рвешься!
Спустя некоторое время устроился Леонид в пожарную охрану. «Буду спасать людей
от пожара, — радовался он, — здесь-то уж не будет неприятностей». Но и в
пожарной охране не обошлось без искушений. Там стали смеяться над его искренним
желанием бежать на помощь каждому нуждающемуся.
Через некоторое время он решил уйти из пожарки. Начальник даже домой приходил,
уговаривал, звал обратно, но Леня не пошел: у него созрело желание уехать на
Алтай, в Бийск, где жил его дядя.
В Бийске начался новый этап в его жизни. Поначалу он часто навещал дядю и его
семью, а потом стал заезжать к ним все реже и реже. Дядя недоумевал. Но каково
же было его удивление, когда в один из воскресных дней, придя с семьей на
службу в городской Кафедральный собор, он вдруг увидел там Леонида, облаченного
в стихарь и помогающего священнику. Оказалось, что Леня поселился в селе
Шубенка, недалеко от Бийска, устроился там на работу, а по воскресным и
праздничным дням приезжал в Кафедральный собор на службу. Батюшка приметил
Леонида и благословил прислуживать в алтаре.
Легко исполнял свои обязанности новый пономарь.
Однажды, открыв Евангелие, будущий мученик прочитал слова Христа Спасителя: «В
мире скорбни будете: но дерзайте, (яко) Аз победих мир» (Ин. 16, 33). В детстве
он любил читать книги о правде, мужестве и верности и проникался желанием
подвигов. Теперь, читая Святое Евангелие, которое освещало всю его прожитую
жизнь и указывало путь ко спасению, Леонид начинал понимать, что истина — в
любви к Богу, а страдание за нее и есть подвиг и великая радость.
В Бийске он начал вести дневник, в который записывал понравившиеся ему
святоотеческие поучения. Особое место занимала в нем тема Страшного Суда и
прохождение душой мытарств после смерти. Леонид искал для себя самое важное,
что могло бы спасти душу. И понял, что в деле спасения главное — это любовь и
молитва. «Ревнуйте о дарах больших, — говорит Апостол, — и я покажу вам путь
еще превосходнейший» (1 Кор. 12, 31). А истинный путь — это любовь к Богу.
«Как жаль, что я раньше не знал, что есть монашество, — говорил он, уже будучи
иноком, — я бы сразу ушел в монастырь».
Видя ревностное желание молодого пономаря подражать подвигам древних святых
Отцов, один духовно-опытный бийский батюшка посоветовал Леониду поехать в
только что открывшийся после шестидесятипятилетнего гонения на Церковь
монастырь Оптина Пустынь.
В августе 1990 года вместе с группой бийских паломников Леонид впервые приехал
в святую обитель.
Поселившись в скитской гостинице, Леонид получил первое послушание. С усердием
трудился будущий инок на коровнике. Эта работа была ему хорошо знакома и он
умело исполнял свое послушание, памятуя о том, что несет его ради Христа.
Послушания сменялись: он пономарил в храме, заведовал паломнической гостиницей,
работал в просфорне, звонил на колокольне, переплетал книги, чинил часы, и
старался всем помогать.
«Помотала меня жизнь, — говорил Леонид, — я-то думал: для чего все это? А
оказывается все нужно было для того, чтобы теперь здесь, в монастыре, применить
весь свой мало-мальский опыт для служения Богу и людям. Слава Тебе, Господи!
Как премудро Ты все устраиваешь!»
27 февраля 1991 года на праздник Торжества Православия Леонида одели в
подрясник. Он не мог скрыть своей радости. Многие братия вспоминали, что улыбка
не сходила с лица Леонида наверно недели две, а то и больше.
25 сентября 1991 года послушника Леонида постригли в иночество с именем Трофим.
Он стал одним из главных механизаторов подсобного хозяйства монастыря. Инок
Трофим сеял, пахал, культивировал, нарезал борозды под картошку и делал все это
умело и быстро.
Работы было много. Ведь кроме монастырских полей, надо было еще успеть
обработать и земли близлежащей Шамординской женской обители. А когда обращались
в монастырь крестьяне из соседних деревень с какой-либо просьбой, то Трофимушка
первым спешил на помощь.
— Как не помочь? — говорил он, — ведь Бог всех любит. А мы, иноки, — слуги
Божии, а значит, тоже обязаны всех любить и всем помогать.
Словно Ангел перелетал он с одного места на другое, всем помогая и везде
успевая. Воистину, как говорит Пророк: и «вся елико аще творит, успеет» (Пс. 1,
3). Вот он починил перегоревший чайник, который был так необходим для приготовления
запивки причастникам. Затем принялся заделывать угол в храме, помогая
штукатурам. Потом отправился на подсобное хозяйство, где занялся ремонтом
трактора. Никогда не оставался он в стороне.
… Праздничная Божественная Литургия подходила к концу. В храме все пели:
«Христос Воскресе!» Выходя из алтаря, чтобы подготовить запивку для
причастников, Трофим увидел знакомых паломников, приехавших на праздник из
Москвы. Они были сильно уставшими и почти спящими. Желая их ободрить, он как-то
по-особенному смешно пошевелил верхней губой. Паломники и их дети заулыбались и
оживились.
Причастившись Святых Христовых Тайн, Трофим вместе с другими монахами
отправился разговляться.
— Хочешь, чудо покажу? — спросил он сидевшего с ним за одним столом брата.
— Хочу, — с интересом ответил тот.
Трофим достал из кармана яйцо.
— Вот видишь, с прошлого года яичко, — сказал он, — целый год пролежало у меня
в келии. Простое давно бы протухло, а это освященное, пасхальное — свежее.
Трофим разбил скорлупу и дал понюхать соседу. Яйцо действительно оказалось
свежим. Трофим перекрестился и съел половинку, а вторую отдал брату.
Сразу же после трапезы, в начале шестого утра, вся монастырская братия
отправилась отдыхать. Инок Трофим забежал в храм, нашел там Ферапонта. Тот уже
поджидал его. Они переглянулись и, без слов поняв друг друга, поспешили на
колокольню. Грянул Пасхальный звон. По всей Оптинской земле были слышны его
праздничные переливы.
Инок Трофим стоял спиной к Ферапонту и не видел его, а лишь слышал ритмичный
звон колоколов. Во время звона души их всегда сливались как бы воедино. Вдруг
он почувствовал, что Ферапонта нет рядом, и в то же самое мгновение ощутил
сильный удар острого предмета в спину.
— Боже наш, помилуй нас! — воскликул Трофим и, из последних сил ударив еще несколько
раз в большой кампан, бездыханным упал на деревянный помост.
Колокол долго и протяжно гудел и, наконец, как бы застыв от ужаса, затих, как
затихли два смиренных инока, проливших мученическую кровь. Вслед за ними этим
же мечом недалеко от скитской башни был убит и иеромонах Василий.
Все застыло в страшном безмолвии. Казалось, что земля потряслась и камни
расселись. И сам убийца устрашился. На допросе он сказал: «Я знаю, что они в
раю...»
Источники:
https://www.optina.ru/martyrs/trofim Жизнеописание инока Трофима (Татарникова)
http://www.optina.ru - официальный сайт Оптиной пустыни
https://azbyka.ru/fiction/pasxa-krasnaya/#n46
Павлова Н.А. Пасха Красная: О трех Оптинских новомучениках убиенных на Пасху 1993 года./ Нина Павлова. – М.: Альта-Принт, 2011. – 416 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий