вторник, 24 ноября 2020 г.

Сказочно красива Азбука. Буква М

 Красота букв русской азбуки

Отправимся в путешествие на остров Азбуки, где каждая Буква имеет свое дерево, на листьях которого расписаны стихи, загадки, пословицы, сказки. Есть и листочки с расшифровкой значения того или иного старинного, церковно-славянского языка. Остров украшен чудесными, орнаментальными буквицами. Итак, древо под названием:

Буква «М»

Светлые слова на букву «М»:
Матерь Божия; Младенец Христос; Молитва; Мир; Мудрость; Милость

Буквица из книги: Библия для детей

«Многомилостиве и Всемилостиве Боже мой, Господи Иисусе Христе, многое ради любве сшел и воплотился еси, яко да спасеши всех». (Из утренних молитв. Молитва 8-я, Господу нашему Иисусу Христу)

«Мати Божия Пречистая, воззри на мя, грешнаго, и от сети диаволи избави мя. И на путь покаяния настави мя, да плачуся дел моих горько». (Из Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу)

***
Много молитва мамина может,
Силы твои она приумножит,
Радость придет, и мир воцарится,
Если ты с мамой будешь молиться.
***
Чтоб израильский народ
Не пропал и шел вперед,
По пустыне знойной всей
Вел Израиль (Моисей).

***
Бог внимать тебе готов:
Ты открыл (Молитвослов).
***
Есть у веры две сестры -
Бескорыстны их дары.
Оттого мы вновь и вновь
Чтим надежду и (Любовь)

Заповедал нам Отец
К милостям усердие,
И бальзамом для сердец
Служит (Милосердие).

Загадка про букву «М»

Что посреди земли стоит? (Буква «М»)
***
Взялись за руки  друзья и сказали:
- Ты да я – это мы.
А между тем
Получилась буква... (М)
(А .Шибаев)

Русские народные загадки на «М»

Буквица из книги: Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей

  • Маленькая крошка сквозь землю прошла, Красну шапочку нашла. (Мак)
  • Красна девица росла в темнице, Люди в руки брали, косы срывали. (Морковь)
  • Старая бабушка по двору шныряет, чистоту соблюдает. (Метла)
  • Маленько озерко, да дна не видать. (Молоко в горшке)
  • Никто не солил, а солоно. (Море)
  • Сперва блеск, потом треск, потом плеск. (Молния, гром, дождь)
  • Летит птица орел, Несет в зубах огонь, Огневые стрелы пускает, Никто ее не поймает. (Молния)
  • Вырос лес, белый весь, Пешком в него не войти, На коне не въехать. (Морозный узор на окне)

Названия русских народных сказок на «М»

Художник Станислав Ковалев

  • Марья Моревна
  • Морской царь и Василиса Премудрая
  • Морозко
  • Мудрая дева
  • Мизгирь
  • Медное, серебряное и золотое царство
  • Маша и медведь. Загадка про эту сказку:
    А дорога далека,
    А корзинка – нелегка,
    Сесть бы на пенек,
    Съесть бы пирожок.

Евангельские истины в народных пословицах на «М»

Художник Сергей Ефошкин

    • Много спать - добра не видать.
    • Материнская любовь конца не знает.
    • Милостыня – сухари на дальнюю дорогу (т.е. в Царствие Небесное).
    • Милостыня пред Богом оправдывает.
    • Милость – подпора правосудию.
    • Мир не без добрых людей.
    • Мать высоко руку подымает, да не больно опустит.
    • Маленькое дело лучше большого безделья.
    • Могила не все покрыла: концы на тот свет вышли.
    • Молоденький умок старым умом крепится.
    • Мы с печалью, а Бог с милостью.
    • Маленькое дело лучше большого безделья.

Словарь старинных русских слов на «М»

Художник Станислав Ковалев

Майна — полынья.

Маклак — посредник при сделке; плут.

Малёнка — мера для измерения сыпучих тел; считалась равной 16 кг овса, 24 кг ржи или 32 кг пшеницы.

Матереть – входить в возраст, становиться большим и сильным.

Матка, матица — средняя потолочная балка в избе.

Матрошить — воровать.

Меженный (межоный) — длинный, долгий, летний.

Межень — средний уровень воды, какой устанавливается после половодья (в июне — до жары и засухи).

Мерлушка – мех из шкуры ягненка, молодой овцы.

Мерёжа — рыболовная сеть, натянутая на обруч; паутина.

Мешкотный — медлительный, непроворный.

Мизгирь — паук.

Мир — крестьянская община.

Мирова — примирение.

Мирошник — мельник.

Мирской — сделанный, приготовленный сообща, всем миром.

Младень — младенец.

Молодик — молодой месяц.

Моль — мелкая рыба.

Морда — плетенка из лозы.

Морок (морока) — облако, туча.

Морошно – сумрак, мрачность, мгла.

Мост — пол, сени.

Мостина — половица.

Мотовило — палка с развилинами на концах, около метра длиной, употреблявшаяся для перемотки пряжи с веретен в мотки.

Мотушка — моток пряжи, катушка с намотанной пряжей.

Мотыга — ручное земледельческое орудие.

Моченец — вымоченная в воде конопля.

Мочесник, или мыкальник — кузовок, куда складывали веретена с напряденными нитками.

Мошок — мох;

Мошно, мошна – мешок для хранения денег.

Мшить — прокладывать,   конопатить избу мхом.

Муравейничек — мелкой породы медведь, который любит лакомиться муравьиными яйцами.

Муравленный — покрытый глазурью.

Мушкет — ручное огнестрельное оружие с фитильным замком. В. России мушкеты появились в XVI в. и были заменены ружьями при Петре I. Название «мушкет» сохранялось до 1810 г. для кремневых ружей.

Мялица — мялка, снаряд, которым мнут лен и коноплю, очищая волокна от кострицы.

Что означает буква «М» в старославянской азбуке

Мыслете - очень важная буква-слово, истинный смысл которой обозначает «мыслить», «мыслящий», «думать», «размышлять» или, как говорили наши предки, «мыслить умом». Для славян слово «мыслить» обозначало не просто сидеть и размышлять о вечности, в это слово вкладывалось духовное общение с Богом.

Мыслете - это буква, которой соответствует число 40 - сорок. В славянском мышлении число 40 имело особое значение, ведь говоря «очень много» славяне имели в виду 40. Видимо, в древности это было наивысшим числом. Например, вспомните фразу «сорок сороков». Она говорит о том, что число 40 славяне представляли, как мы сегодня, например, число 100 - сто. Если же обратиться к Священным письменам, тогда стоит отметить, что считалось 40 еще одним божественным числом, которое обозначает определенный период времени, который проходит человеческая душа с момента искушения до момента наказания. Отсюда традиция на 40 день после смерти поминать усопшего.

Значение слов в православии на букву «М»

Маккавеи — семь братьев, замученных Антиохом Епифаном

Мамона — богатство.

Мание — мановение, бессловный знак.

Мантия — верхняя одежда без рукавов, надеваемая поверх под­рясника или рясы. М. является принадлежностью облачения архиерея и архимандрита (лилового цвета) и монахов малой и великой схемы, иначе называемая паллием (черного цвета). В чинопоследовании пострига М. называется одеждой нетления и чистоты. Как монашеское облачение появилась в IV — V вв.

Метание — поклон.

Месяцеслов — церковный календарь с указанием праздников и дней святых. В М., прилагаемых к богослужебным книгам, содержатся также богослужебные указания. М. входит в состав служебника и типи­кона.

Мзда — награда, воздаяние.

Минеи-Четьи (или Четьи-Минеи) — книги для чтения на каждый день месяца для православного верующего. В России Минеи-Четьи составил Московский митрополит Макарий (а начало им положил Симеон Метафраст). Кроме житий святых, здесь помещены все книги Св. Писания, содержится множество поучений и статей духовного содержания. На ос­новании макарьевских миней были составлены более обширные и обсто­ятельные Минеи-Четьи св. Дмитрия Ростовского. Свой капитальный труд — один из самых больших по отеческой литературе — св. Дмитрий Ростовский писал более двадцати лет.

Миро (гр. myron — благовонное масло) — благовонное масло, изготавливаемое из оливкового масла, белого виноградного вина и аро­матических веществ, освящаемое специальным чином в Великий Чет­верг на литургии. Состав из благовонных веществ, употреблявшийся в ветхо­заветной церкви. Издревле употребляется миро в Церкви христианской. Но состав его ни в греческой, ни в Православной Церкви определен точно не был. В России в XVII веке миро составляли из 53—55 разных благовонных веществ, потом их стало 28, ныне — еще меньше. Миро освящается архиереем по особому чину мироварения. Освящение М. совершает глава поместной церкви, в Русской православной церкви — патриарх. Употребляется при соверше­нии таинства миропомазания.

Миропомазание — второе таинство православной церкви, во время которого человек освящается Святым Духом и становится членом цер­кви. Верующему подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Совершается священником или архиереем через помазание миром лба, глаз, ноздрей, рта, ушей, груди, ладоней и ступней с произнесением слов "Печать дара Духа Святого. Аминь." М. сопровождает обряд креще­ния и возведения на царство.

Мирра — смирна, вещество, состоящее из смолы и камеди, пахучее и горькое. Добывается из дерева, растущего в Египте, Аравийской и Нубийской пустынях. Употреблялась для курения и умащения на пир­шествах и в спальнях богатых женщин, а в порошке и зернах ее клали в складки платья. Смирной бальзамировались тела умерших.

Мирсина — мирт, миртовое дерево.

Миры — приморский город древней Ликии (теперь территория Тур­ции). Город прославлен служением там св. Николая Чудотворца Мирликийского.

Митра (гр. mitra — повязка, носимая на голове) — священная одежда епископа. Головной убор округлой формы, укра­шенная небольшими образками и цветными кам­нями, принадлежность богослужебного облачения архиере­ев, архимандритов. Митра патриаршья, увенчанная сверху крестом, жалуется лицам в сане не ниже митрополита. Митра знаменует собою терновый венец, который был возложен на голову страждущего Спасителя. Митру имеют также и архимандриты. В исключительных случаях правящий архиерей дает право наиболее заслуженным протоиереям при Богослужениях надевать митру вместо ка­милавки.

Митрополит (гр. metropolites — столичный) — первоначально архиерей, глава митрополии — крупной церковной области, объединяю­щей несколько епархий/ Архиереи, управляющие епархиями, подчиня­лись митрополиту. Впоследствии М. стали называться архиереи, управ­ляющие крупными епархиями. В Русской православной церкви титул М. является следующим после архиепископа. Звание митрополита — только почетное отличие, которое дается архиереям за личные заслуги перед Церковью или в честь городов, где они архиерействуют. Власть же они имеют одинаковую с епархиальными архиереями. В отличие от прочих архиереев Отличительной частью обла­чения М. является белый клобук.

Мнити — думать, представлять.

Множае — больше.

Молебен — церковное богослужение, заключающее благодарст­венное или просительное моление. М. совершается по просьбе верую­щих или в бедственных случаях. М. бывают общественные, совершае­мые в храме, поле и т.д., и частные, которые могут происходить на дому. Чинопоследование М. содержится в "Требнике".

Молитва — просьба, прошение. Буквальный перевод с латинского «mollire» — «умягчать»: то есть молитва — средство к умягчению раз­гневанного неба. Обращение священника или верующего к Богу, Бо­городице или святому. Впоследствии церковью был выработан однообразный порядок для совершения молитвы. Внешняя форма моления перешла от иудейского культа. Осенять себя крестным знамением во время М. стали со времен апостольских.

Молитва Господня – Образец Молитвы дал своим ученикам Иисус Христос в ответ на их слова: «Научи нас. Господи, молиться». Молитва Господня "Отче наш, сущий на небесах" (Мф. 6:9-13; Лк. 11:2-4) вош­ла в широкое богослужебное употребление. В этой молитве все главное о мире и душе и жизни. В молитве Господней указаны наши нужды и ос­новы жизни. Читая молитву, нужно вдумываться в ее глубокий смысл:

Отче наш... — мы взываем к Богу и называем Его Отцом.
Иже еси на Небесех — изъявляем го­товность отвращаться от привязанности к жизни земной и стремиться к Небу, где обитает Отец наш.
Да святится имя Твое — просим Бога, что­бы имя Его всегда и всеми людьми было с любовью и благоговением произносимо, чтимо, прославляео.
Да приидет Царствие Твое — царствуй в нас, да наступит в нас и других людях Царство Божие, да живут люди по святым законам.
Да будет воля Твоя, яко на Небеси, и на земли — да бу­дет с нами в жизни все по воле Твоей, как все со­вершается согласно ей на небе.
Хлеб наш насущ­ный даждь нам днесь — этими словами мы про­сим у Бога не только хлеба и пищи, но и всего действительно необходимого, без чего жить не­льзя — в том числе пищи для души, то есть Таин­ств Церкви, Причастия, молитвы и всего истинно доброго.
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим — здесь под нашими долгами разумеются наши грехи, а под нашими должниками — те, кто в чем-то виноват перед нами. Если мы просим Бога простить нам грехи наши, а сами не прощаем другим — то не получим и мы прощения.
И не введи нас во ис­кушение — мы просим Бога не избавить нас от искушений — испытания нашей верности и веры, а не допустить нас быть побежденными в них.
Но избави нас от лукаваго — так как зло происхо­дит от диавола, то, конечно, в прошении об избав­лении от зла заключается и прошение об избавле­нии от его виновника.

Молитва Иисусова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного (или грешную). Или краткий вариант : «Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя»
Молитва мытаря: - (Евангелие от Луки, глава 18, стих 13), читается, когда отходишь ко сну: «Боже, милостив буди мне грешному».

Молитвослов — сборник обращений священнослу­жителя или верующего к Богу.

Монастырь — обитель, в которой живут иноки, люди, удалившие­ся от мирского общества, посвятившие себя подвигам поста, молит­вы и давшие обеты целомудрия, послушания и нищеты. Монастыри существуют отдельно — мужские и женские (или девичьи). По вне­шним отличиям, то есть укладу и уставу, делятся на лавры, скиты, пустыни.

Монах (от гр. monos — один) — человек, посвятивший себя Богу через принятие обетов, сопровождаемое постригом волос. Это люди, отказавшиеся от мирского общества, дав­шие обет беспорочной жизни послушания и нищеты. По особому поста­новлению Церкви они получают благословение на эти подвиги и живут в обществе себе подобных. Обязательное условие — ношение черной одежды, которая должна им постоянно напоминать о данных обетах и располагать к глубокому смирению. В соответст­вии с принятыми обетами М. делятся на три категории: 1) рясофорный монах (рясофор)— подготовительная степень к принятию малой схимы; 2) монах малой схимы принимает обеты целомудрия, нестяжательства и послушания; 3) монах великой схимы, или ангельского образа (схимонах), принимает обет отречения от мира и всего мирского. Готовящийся к постригу и проходящий испытание в монастыре называется  послушником.

Монашество — возникло в III в. в Египте и Палестине. Осно­вателем его считают преподобного Антония Великого, который прожил отшельником в пустыне 85 лет, а в 305 г. возглавил первую монашескую общину. Он создал иночество отшельническое и скитское, но при его жизни появилось и иночество общежительное — монастыри, или киновии. Они были организованы св. Пахомием Великим и вскоре распро­странились по всему миру. Основателями русского М. считаются Антоний и Феодосии Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монас­тырь.

Моногамия — единобрачие.

Мощи — оставшиеся нетленными после смерти тела святых. Час­тицы М. вшиваются в антиминс. Начало почитания М. относится к пер­вым векам христианства и обосновывается учением Св. Писания об учас­тии христианских тел, как храмов Духа Святого, вместе с душами в бес­смертии.

Мрежа — невод, рыболовная сеть.

Мытарь — сборщик податей. Синонимом ему служит понятие «ли­хоимец, притеснитель». Мытарей ненавидел весь народ иудейский, хотя они были его представителями. Их уравнивали с язычниками и прелю­бодеями и смотрели как на великих грешников.

Мытница — место сбора податей.

Пропись церковно-славянской буквы «Мыслете»:

 

Источники:

  • «Чудо чудное»: Русские народные сказки от А до Я./ Составитель Владимир Соколовский, художник Станислав Ковалев. – М.: ДОМ, 1992. – 204 с.
  •  Юдин Г. Аз, Буки, Веди: Азбука православия для детей с иконами и картинами русских художников.// Георгий Юдин. – М.: Белый город, Даръ, 2005. – 384 с.
  • Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева./ художник Т. Маврина – М.: Художественная литература, 1980. – 320 с. Веялис Ю. Мед и леденцы: О Деде Морозе – проказнике в Рождество и новогодние праздники (истории, шутки, игры, загадки). В помощь организаторам праздников. / Юрий Веялис. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: НП «Изографъ», 2013. - 132 с. – (из серии «Незабудки. Приложение к детскому православному журналу «Лампадка»)
  • Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. Путь к храму./ Валентина Савельевна Колесникова. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2004. – 589 с.
  • https://wellspeak.ru/the-letter-is-a-land-value-old-slavonic-cyrillic-and-modern-writing.html К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г.
  • http://armih.cerkov.ru/umk-vertograd/cerkovnoslav
  • https://vladk3.livejournal.com/315740.html Алфавит с героями сказок
  • https://vk.com/album-30504651_168801557 «Азбука в пословицах». Художник Сергей Ефошкин.
  • http://vertograd.cerkov.ru/cerkovnoslavyanskaya-azbuka Воскресная школа "Вертоградъ"

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...