воскресенье, 19 апреля 2020 г.

Иван Петрович АРГУНОВ – русский портретист


Иван Петрович АРГУНОВ – русский портретист
Автор текста: ПРЕСНОВА Н.
Источник: ПРЕСНОВА Н. Иван Петрович АРГУНОВ: К 275-летию со дня рождения./ Н. ПРЕСНОВА, кандидат искусствоведения// Юный художник. - 2004, № 12. - с.34-37. – (МАСТЕРА РУССКОГО ИСКУСТВА)

Аргунов И.П. Предполагаемый автопортрет. (портрет неизвестного скульптора). Конец 1750-х — начало 1760-х гг. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/dc/Argunov-self.jpg
Художник Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802) во­шел в историю отечественной живописи как один из наиболее значительных портретистов середины XVIII века. Подневольный человек, не получивший систе­матического художественного образования, он едва ли не единственный из крепостных живописцев, кто выдвинул­ся в число ведущих мастеров реалистического портрета то­го времени.
И.П. Аргунов происходил из семьи крепостных худож­ников. Аргуновы были крепостными крестьянами князя A.M. Черкасского, а с 1743 года - графа П.Б. Шереметева, к которому они перешли в качестве приданого его жены, княжны В.А. Черкасской.

И.П. Аргунов рос и воспи­тывался в Петербурге, в семье своего дяди С.М. Аргунова, так как, вероятно, его родители рано умерли. С.М. Аргу­нов — дворецкий князей Черкасских, а затем управитель графов Шереметевых, долгие годы ведал Миллионным домом, где прошла большая часть жизни его племянника Ивана. Сохранившиеся архивные документы подтвержда­ют ученичество Ивана Аргунова в 1746 - 1749 годах у Г.Х. Гроота, немецкого портретиста, работавшего в Рос­сии по приглашению императорского двора.
Аргунов И.П. Умирающая Клеопатра. 1750 https://artchive.ru/res/media/img/ox800/work/6b4/472065.jpg
В ранний период творчества худож­ник осваивал сюжеты и приемы мод­ной живописи рококо, примером чего осталась несколько наивная «Умираю­щая Клеопатра».
Начинал мо­лодой художник как иконописец: пи­сал иконы для Воскресенской церкви Царскосельского дворца, в 1753 году — для Благовещенской церкви Воскре­сенского монастыря в Новом Иеруса­лиме под Москвой.
Аргунов И.П. Портрет графа Петра Борисовича Шереметева. Масло. 1860
Расцвет творчества Аргунова падает на 1750 - 1760-е годы, период подъема и расцвета всей рус­ской национальной культуры, время интенсивной духовной жизни общест­ва, оживления общественной мысли. В передовых кругах дворянства под воз­действием просветительства начал подниматься вопрос о достоинстве дворянина, осознании им своего общественного долга. На первый план ставились личные качества и достоин­ства человека, его желание и способ­ность служить обществу, его ум, энер­гия, а не сословная принадлежность, знатность и богатство. Интерес к чело­веку привел Аргунова к созданию за­мечательных по силе вложенного в них чувства, выразительных интимных портретов.
Такими произведениями, в которых наиболее полно раскрылись индивидуальные особенности творче­ства художника — правдивость, глубо­кая человечность и теплота, - являются портреты супругов Хрипуновых, неиз­вестного скульптора (автопортрет?) и его жены, младшей дочери графа П.Б. Шереметева — В.П. Шереметевой.
Аргунов И.П. Портрет графини В.П. Шереметевой. Масло. 1766
По­следний является одним из самых оба­ятельных женских образов Аргунова, в котором отражены грациозность и прелесть юности. Портрет очень кра­сив гармонией серовато-дымчатых и приглушенных розовых тонов, воз­душных и глубоких. С присущим ху­дожнику мастерством передана факту­ра материалов: тонкость и воздуш­ность кружева на платье, расшитого цветами, мягкость волос, сияние дра­гоценных сережек. Образ изображен­ной отличается непосредственностью и наивной доверчивостью.
Аргунов И.П. Портрет графа Николая Петровича Шереметева в детстве. Масло. Конец 1750-х — начало 1760-х годов
Эти же черты характерны и для дет­ских портретов Аргунова: графа Н.П. Шереметева в форме офицера Преоб­раженского полка, калмычки Аннуш­ки, Е.П. Стрешневой.
Портрет кал­мычки был написан в связи со смертью жены графа П.Б. Шереметева — Варвары Алексеевны - и является изображе­нием ее любимой воспитанницы.
Аргунов И.П. Портрет калмычки Аннушки. Масло. 1767
Тема воспитательной и благотворительной деятельности русского дворянства ори­гинально решена в портрете. Девочка держит в руках гравированный портрет графини, демонстрируя его зрителю, и тем самым напоминает о благородных деяниях своей хо­зяйки. Найденный таким образом мотив «портрета в порт­рете» художник обыгрывает, поместив свою подпись и да­ту окончания работы под гравированным портретом. Жи­вая прелесть ребенка раскрыта в очертаниях и выражении нежного смуглого лица девочки, во взгляде живых, раско­сых, блестящих глаз («глазушек-таракашек», как их образ­но называла графиня). Колорит портрета строится на соче­тании ярко-красного, белого, зеленовато-коричневого то­нов, создающих выразительную живописную гамму, отли­чающуюся красочностью и радостным мироощущением, сродни традициям народного искусства. Это выражает ха­рактерную особенность творчества Ивана Аргунова.
Аргунов И.П. Портрет императрицы Екатерины II. Масло. 1762
Большое место среди работ живописца занимали за­казные парадные портреты, в которых он должен был счи­таться со вкусом заказчика. К этой группе относятся пар­ные портреты владельцев крепостного художника - графа П.Б. и графини В.А. Шереметевых, графини Толстой, а также императорские портреты, которые Аргунов писал не с натуры, а обращался к уже известным, узаконенным образцам: великой княгини Екатерины Алексеевны,  Екатерины II, императрицы Елизаветы Петровны. Герои па­радных изображений Аргунова представлены поколенно, в рост, на фоне условного пейзажа или дворцового инте­рьера, в импозантных позах, нарядных костюмах с соот­ветствующими аксессуарами.
Парадная столовая дворца в Кускове с портретами Б.П. и А.П. Шереметевых
Особое место среди парадных портретов Аргунова за­нимают посмертные, или исторические, изображения, со­зданные после смерти изображенных лиц в связи с повы­шенным в среде русского общества интересом к отечест­венной истории. Граф П.Б. Шереметев заказал крепостно­му художнику парадные портреты своего легендарного отца - Б.П. Шереметева, первого русского графа, фельдмар­шала, сподвижника Петра I: конный и поколенный. Для написания каждого из них Аргунов использовал два об­разца. Одним из них для построения композиции являлся парадный портрет какого-либо крупного сановника или военачальника, как правило, работы известного иностран­ного мастера. Другой - прижизненный портрет - служил для передачи портретного сходства персонажа. Таким об­разом художник строил, сочинял свое новое произведение, обладающее оригинальной выразительностью, но передающее дух давно ушедшей Петровской эпохи.
К портрету фельдмаршала Аргу­новым был выполнен парный портрет его супруги графини А.П. Шеремете­вой и к данной паре портретов — пар­ные изображения князя A.M. и княги­ни М.Ю. Черкасских, родителей гра­фини В.А. Шереметевой. Все четыре портрета составляют целостную ком­позицию, их объединяют одинаковые размеры, единство метода и колорис­тического замысла. Им свойственна подчеркнутая декоративность, так как они украшают дворцовый интерьер.
Аргунов И.П. Портрет неизвестной крестьянки. Масло. 1785
К позднему периоду творчества от­носится одно из самых поэтических и совершенных созданий художника — портрет неизвестной в русском костю­ме, в котором Аргунов запечатлел об­лик русской женщины из народа, ее душевную чистоту, спокойствие и вну­треннее достоинство. В построении портрета сказывается логическая яс­ность, продуманность, плавная завер­шенность силуэта, а также сочность и теплота колорита.
Художник Аргунов Иван Петрович проявил себя  и как талантливый педагог. В 1753 - 1758 годах по распоряжению императрицы Ели­заветы Петровны обучал «спавших с голоса» певчих придворной капеллы, среди которых оказались знаменитый впоследствии исторический живопи­сец А.П. Лосенко, а также К.И. Головачевский и И.С. Саблуков, будущие преподаватели Академии художеств. В конце 1760-х Аргунов был назначен управителем Миллионного дом.а в Пе­тербурге, в 1788 году переехал в Моск­ву и стал управителем московского до­ма графа Н.П. Шереметева. В связи с этой занятостью в последние годы жизни он творческой деятельностью почти не занимался. Умер И ванн Петрович Аргунов в Москве.
Семь представителей этой та­лантливой семьи вписали свои имена в историю русского искусства: скульптор Алексей Аргунов - «урных дел мас­тер», архитектор Федор Семенович, его двоюродные бра­тья живописцы Федор Леонтьевич и сам Иван Петрович, а также три его сына — архитектор Павел и художники-портретисты Николай и Яков.
Роль и место Ивана Аргунова в ис­тории искусства определяется тем, что он продолжил передовые традиции рус­ской портретной живописи Петровской эпохи и подготовил расцвет портрета второй половины XVIII века, представ­ленный именами Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого и В.Л. Боровиковского.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...