воскресенье, 23 февраля 2020 г.

Рябушкин А.П. – певец минувшей красоты


Рябушкин А.П. – певец минувшей красоты
Автор текста Головач Л.
Источник: Головач Л. ЯСНОВИДЕЦ МИНУВШЕЙ КРАСОТЫ/ Л. Головач.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.48
Большая станковая ком­позиция «Выход царицы Марии Ильинишны из церкви» выполненная в 1893 году черной акварелью.
Рябушкин А.П. Выход царицы Марии Ильинишны из церкви. 1893. черная акварель.
Мария Иль­инична — дочь дворянина Ильи Да­ниловича Милославского — первая жена царя Алексея Михайловича. Она была очень любима за свой доб­рый нрав и готовность помогать лю­дям во всякой беде. Известный историк И.Е. Забелин в книге «Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях» приводит любопытные подробности о пе­ших выходах знатной женщины, за­печатленные в народных песнях:
Пойдет она от церкви от соборной.
Впереди идут лопатники (чистят дорогу лопатами),
За лопатниками идут метельщики (метут),
За метельщиками идут суконщики,
Расстилают сукна одинцовые...
Под руку ведут 30 девиц
И по другую 30 девиц;
Над ней несут подсолнечник,
Чтобы от красного солнца не запеклось ее лицо белое;
На ней надето платье цветное,
На платье подведена луна поднебесная,
Печет красное солнышко
И светит светел месяц,
Рассыпаются частые мелкие звездочки...

Поэтическое осмысление красоты давнего быта, словно переносящее нас в историю, как раз и присут­ствует в этом произведении.
Композиция его строится симмет­рично. В центре прекрасная Мария Ильинишна, румяная, статная, в ве­ликолепном царском наряде, укра­шенном золотым шитьем, жемчугом, дорогим мехом. Архитектура хра­ма изогнутыми напевными лини­ями как бы повторяет полусферу головного убора царицы, покатые ее плечи. Круглый зонт-солнечник, не столько полезный для защиты от солнца, сколько употребляемый как украшение для торжественного выхода, гармонирует своей конст­рукцией с общим композиционным ритмом. По правое плечо государы­ни видна дворовая девица боярыш­ня, по левую — две. И эта неболь­шая пластическая сдвинутость чуть в сторону уравновешена метко най­денными деталями: движением рук, а также своеобразными боковыми кулисами — поднятыми «красными сукнами», ограждающими царицу от глаз людских.
Вроде бы все симметрично, но не точь-в-точь. Все зеркально, да не совсем. Некоторые отклонения при­дают сценке особенную жизнен­ность. Когда всматриваешься в этот эскиз, соотносишь его с другими работами Рябушкина, понимаешь, что художником руководило страст­ное желание возвысить обыденность до сказки, вернуть в сумеречную действительность извечную гармо­нию и нарядность национальных обрядов и обычаев, утвердить своим искусством спасительную Красоту.
Рябушкин А.П. Русские женщины XVII столетия в церкви
«Вот теперь только я выучил­ся»,— сказал Андрей Петрович Рябушкин (1861 —1904) после за­вершения одной из своих лучших картин «Русские женщины XVII столетия в церкви». Это было за че­тыре года до его безвременной кон­чины.
Любимый ученик В.Г. Перова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (а школьными друзьями его были А. Архипов, бра­тья Коровины, М. Нестеров), окон­чивший затем полный курс Петер­бургской академии художеств и по­лучивший высшую для того време­ни профессиональную квалифика­цию, Рябушкин — крупнейший мас­тер русской исторической темы, при жизни не был известен. Первая его выставка состоялась в Петербурге через 8 лет после смерти. Редко выставляясь, он не принадлежал ни к каким группировкам. Передвиж­никам не нравилась декоративная орнаментация и цветовая звонкость его полотен. Жюри XXI передвиж­ной выставки 1892 года отвергло картину Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате».
Рябушкин А.П. Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате
И. Репин специально приезжал успокаивать огорченного художника. «Это ниче­го не значит,— говорил Репин,— что картина не попала на выставку. Сама по себе она вещь значитель­ная». Содружеству мирискусников Рябушкин также оказался чуждым. Отправленная в 1903 году в Петер­бург на выставку «Мир искусства» картина «Иоанн Грозный с прибли­женными» не была включена в экс­позицию.
Рябушкин А.П. Иоанн Грозный с приближенными. 1903
С досады Рябушкин сжег ее. Но, пожалуй, как ни один из рус­ских художников, он оставил огром­ное (около двух тысяч) количество рисунков, натурных штудий, быто­вых зарисовок, фантазий «из го­ловы», эскизов на исторические сюжеты. Дар композиционного чу­тья у его был поразителен. Несте­ров вспоминал: «Вся сила Рябуш­кина в эскизах. Он делать их лю­бил, делал их хорошо».



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...