Рябушкин А.П. – певец минувшей красоты
Автор текста Головач Л.
Источник: Головач Л. ЯСНОВИДЕЦ МИНУВШЕЙ КРАСОТЫ/ Л.
Головач.// Юный художник. – 1991. - № 3. – с.48
Большая станковая композиция
«Выход царицы Марии Ильинишны из церкви» выполненная в 1893 году черной
акварелью.
Рябушкин А.П. Выход царицы Марии
Ильинишны из церкви. 1893. черная акварель.
Мария Ильинична — дочь
дворянина Ильи Даниловича Милославского — первая жена царя Алексея
Михайловича. Она была очень любима за свой добрый нрав и готовность помогать
людям во всякой беде. Известный историк И.Е. Забелин в книге «Домашний быт
русских цариц в XVI и XVII столетиях» приводит любопытные подробности о пеших
выходах знатной женщины, запечатленные в народных песнях:
Пойдет она от церкви от соборной.
Впереди идут лопатники (чистят дорогу лопатами),
За лопатниками идут метельщики (метут),
За метельщиками идут суконщики,
Расстилают сукна одинцовые...
Под руку ведут 30 девиц
И по другую 30 девиц;
Над ней несут подсолнечник,
Чтобы от красного солнца не запеклось ее лицо белое;
На ней надето платье цветное,
На платье подведена луна поднебесная,
Печет красное солнышко
И светит светел месяц,
Рассыпаются частые мелкие звездочки...
Впереди идут лопатники (чистят дорогу лопатами),
За лопатниками идут метельщики (метут),
За метельщиками идут суконщики,
Расстилают сукна одинцовые...
Под руку ведут 30 девиц
И по другую 30 девиц;
Над ней несут подсолнечник,
Чтобы от красного солнца не запеклось ее лицо белое;
На ней надето платье цветное,
На платье подведена луна поднебесная,
Печет красное солнышко
И светит светел месяц,
Рассыпаются частые мелкие звездочки...
Поэтическое осмысление
красоты давнего быта, словно переносящее нас в историю, как раз и присутствует
в этом произведении.
Композиция его строится
симметрично. В центре прекрасная Мария Ильинишна, румяная, статная, в великолепном
царском наряде, украшенном золотым шитьем, жемчугом, дорогим мехом.
Архитектура храма изогнутыми напевными линиями как бы повторяет полусферу
головного убора царицы, покатые ее плечи. Круглый зонт-солнечник, не столько
полезный для защиты от солнца, сколько употребляемый как украшение для
торжественного выхода, гармонирует своей конструкцией с общим композиционным
ритмом. По правое плечо государыни видна дворовая девица боярышня, по левую —
две. И эта небольшая пластическая сдвинутость чуть в сторону уравновешена
метко найденными деталями: движением рук, а также своеобразными боковыми
кулисами — поднятыми «красными сукнами», ограждающими царицу от глаз людских.
Вроде бы все симметрично, но
не точь-в-точь. Все зеркально, да не совсем. Некоторые отклонения придают
сценке особенную жизненность. Когда всматриваешься в этот эскиз, соотносишь
его с другими работами Рябушкина, понимаешь, что художником руководило страстное
желание возвысить обыденность до сказки, вернуть в сумеречную действительность
извечную гармонию и нарядность национальных обрядов и обычаев, утвердить своим
искусством спасительную Красоту.
Рябушкин А.П. Русские женщины XVII столетия в церкви
«Вот теперь только я выучился»,—
сказал Андрей Петрович Рябушкин (1861 —1904) после завершения одной из своих лучших
картин «Русские женщины XVII столетия в церкви». Это было за четыре года до его
безвременной кончины.
Любимый ученик В.Г. Перова в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества (а школьными друзьями его были А. Архипов,
братья Коровины, М. Нестеров), окончивший затем полный курс Петербургской академии
художеств и получивший высшую для того времени профессиональную квалификацию,
Рябушкин — крупнейший мастер русской исторической темы, при жизни не был известен.
Первая его выставка состоялась в Петербурге через 8 лет после смерти. Редко выставляясь,
он не принадлежал ни к каким группировкам. Передвижникам не нравилась декоративная
орнаментация и цветовая звонкость его полотен. Жюри XXI передвижной выставки 1892
года отвергло картину Рябушкина «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его
государевой комнате».
Рябушкин А.П. Сидение царя Михаила Федоровича с
боярами в его государевой комнате
И. Репин специально приезжал успокаивать
огорченного художника. «Это ничего не значит,— говорил Репин,— что картина не попала
на выставку. Сама по себе она вещь значительная». Содружеству мирискусников Рябушкин
также оказался чуждым. Отправленная в 1903 году в Петербург на выставку «Мир искусства»
картина «Иоанн Грозный с приближенными» не была включена в экспозицию.
Рябушкин А.П. Иоанн Грозный с приближенными. 1903
С досады Рябушкин сжег ее. Но,
пожалуй, как ни один из русских художников, он оставил огромное (около двух тысяч)
количество рисунков, натурных штудий, бытовых зарисовок, фантазий «из головы»,
эскизов на исторические сюжеты. Дар композиционного чутья у его был поразителен.
Нестеров вспоминал: «Вся сила Рябушкина в эскизах. Он делать их любил, делал
их хорошо».
Комментариев нет:
Отправить комментарий