воскресенье, 2 июня 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 01 июня (19 мая)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
01 июня (19 мая старого стиля)
… Как премудро, что человек умирает в старости. Все книжки уже прочитал, по телевизору нового ничего уже не увидишь, детки подросли, новое пальто покупать или нет — подумаешь: зачем новое, и в старом прохожу. И замуж не надо выходить, на косметику деньги не тратить. Все как-то уже спокойно, уже все мирское мало интересует. Куда-то путешествовать поехать? Это американцы ездят — ему семьдесят лет, а он путешествует. Потому что он не думает о смерти. А так в старости и здоровье уже хуже, поэтому настраиваешься на другой лад. К старым людям ездишь причащать, говорят: батюшка, когда же я умру, уже прямо не чаю; девяносто четыре года, и ноги больные, и ходить тяжело, и соседи все уехали. Как это трудно! Вот так Господь постепенно готовит человека к переходу — до тех пор, пока его в этой жизни ничего уже не привязывает. Все сверстники похоронены давно, свой жизненный путь исполнил, дотерпел, осталось только последний вздох — и воспарить к Богу.
 
  Благоверный князь Димитрий Донской (1389). Великий князь и воин Дмитрий Донской родился в 1350 году. В малолетнем возрасте он лишился отца, и его воспитателем, а одновременно и управителем Руси, стал святитель Алексий — духовный друг Сергия Радонежского. Благодаря воспитателю Дмитрий вырос человеком отважным и благородным, соединившим могучую физическую силу воина и мудрость правителя.
Это было трагическое для Руси время. Почти полтора века Земля Русская находилось под игом захватчиков, а князья ездили на поклон в Золотую Орду, постоянно предавая друг друга. К счастью, и в Золотой Орде тоже начались между­усобицы. Дмитрий Донской остался в народной памяти как победитель в битве народов на Куликовом поле.
Но можно, сказать, что всю жизнь, начиная с отроческих лет, он провел в беспрестанных сражениях. Кто только ни шел войной на Москву в те годы с целью пограбить и пожечь ее! Вели­кий князь под руководством святителя Алексия стал и опыт­ным дипломатом. Он сумей объединить многих князей на борьбу против захватчиков. Великий игумен Земли Русской, Сергий Радонежский, который был воспреемником нескольких детей Дмитрия, благословил его на битву и послал с ним двух в прошлом знаменитых воинов-богатырей, ставших иноками, — Пересвета и Ослябю. Битва была столь тяжела, что из ста пятидесяти тысяч воинов в Москву вер­нулись только сорок тысяч. Сам Великий князь сражался в боевых рядах вместе со своими воинами и был изранен. Русская земля была на несколько лет обескровлена этой так тяжело доставшейся победой. И все же после победы русские княжества стали быстрее объединяться вокруг Москвы — все поняли, что с общим врагом надо сражаться, что победить и вернуть свободу возможно.
Великий князь Дмитрий Иванович Донской был одним из самых любимых в народе русских князей. Он скончался 19 мая 1989 года на сорок первом году жизни. В отпевании его участвовал его покровитель, молитвенник и духовный наставник Сергий Радонежский. Был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

… Господь хочет, чтобы мы были небожителями, а не жили этой тараканьей, свинской жизнью, которой мы часто живем; чтобы мы не разменивали свое высокое христианское достоинство на эту греховную муть, которая заполняет нашу жизнь. Конечно, это трудно, потому что мы все срослись с грехом. Но мы забываем о Боге, Который всегда рядом. Еще не было никогда за всю историю челове­чества, чтобы, когда дьявол какого-то человека соблазнял любым грехом, Господь ему не помог, если этот человек Ему взмолился. Если человек в этот момент взмолился Богу и сказал: «Господи, вот видишь, дьявол в очередной и миллионный раз соблазняет меня снова совершить то, что Тебе противно. Господи, Ты меня останови в этом, дай мне силу противостоять этой силе вражьей», — не было ни одного случая, чтобы Господь в эту минуту человеку не помог и оставил его один на один с дьяволом.
ДЕНЬ ПРАЗДНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ПАМЯТИ СВ. БЛГ. КНЯЗЯ ДИМИТРИЯ ДОНСКОГО И КНЯГИНИ ЕВДОКИИ. Святые Димитрий и Евдокия были родителями двенадцати детей, а жизнь их, как отмечают летописные свидетельства, была примером супружеской верности и согласия. Следует отметить, что многие святые, явившие образ супружеской семьи, имеют дни общей памяти (праведные Иоаким и Анна, мученики Адриан и Наталия, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, преподобные Петр и Феврония).
…Так почему же мы с вами падаем? А потому, что мы о Боге забываем и Ему не молимся, потому, что грех представляет для нас сладость, а отказ от греха — горе. Потому что грех, оказывается, нам ближе, чем Сам Бог. То есть мы сами вы­бираем себе отца. Получается, что наш отец не Бог, а Его противник. Как бы хотелось, чтобы все мы в результате своей жизни имели все-таки отцом, как мы и на Божественной литургии Его называем, Небесного Отца, имели отцом Бо­га, чтобы Он нам действительно был отец, чтобы мы были у Него в послушании, а не у дьявола, который через страсти наши воюет в нас. И чтобы все эти таланты, которые Господь даровал, мы бы потратили так, как Бог этого хочет. А хочет Он только одного. Ему не нужно ни наших храмов, ни наших каких-то достижений в жизни, Богу нужно только одно: что­бы мы Его познали и чтобы мы спасли свою душу от греха. И Он это засвидетельствовал Своей смертью. Если бы Ему это было не нужно, Он бы не пришел, не стал бы умирать; все, что Он претерпел, Он не стал бы претерпевать.
Поэтому, если бы мы были людьми нормальными, мы бы непрестанно рыдали, мы непрестанно бы плакали, как плакали все святые. Потому что Господь пришел на землю, стал человеком, претерпел ужасающие истязания и умер, только чтобы явить нам Свою любовь и нас из этого свинства, в котором мы живем, возвести на небеса, а мы еще упираемся, покуриваем, телевизор смотрим, ругаемся, злимся, приворовываем, немножко тщеславимся, привираем. Это же какой-то кошмар! Христос Кровь пролил, а мы эту драгоценную Кровь меняем на какую-то пошлейшую ерунду, совершенно недостойную человека.
Преподобный Корнилий Комелъский (1537). Явление Божией Матери прп. Корнилию Комельскому. Строгость жизни святого возбудила ропот некоторых из братии, и преподобный Корнилий вынужден был оставить обитель и поселиться на Сурском озере, в 70 верстах от своего монастыря. Некоторое время он подвизался и в Троице-Сергиевой Лавре. По ходатайству иноков Корнилиевой обители великий князь Василий Иванович убеждал преподобного вернуться в свою обитель. Подвижник повиновался и, возвратившись в свой монастырь, передал настоятельство своему ученику Лаврентию и затворился в своей келлии.
Во время нападения татар на Вологодскую землю преподобный Корнилий, оберегая братию, вместе с ними удалился в Белозерскии край. Скончался преподобный в возрасте 82 лет 19 мая 1537 года. https://days.pravoslavie.ru/Life/life1101.htm
… Если уж мы существа разумные, надо свою жизнь так устроить, чтобы каждое наше действие, каждый наш поступок, каждое наше слово были бы сообразны с нашим разумом, чтобы мы, прежде чем что-либо сделать, немножечко подумали: а угодно ли это Богу? А если мы не знаем, угодно ли это Богу (бывают такие темные люди, которые не знают заповедей Божиих), то можно подумать так: а хорошо ли это? И тогда через совесть Сам Господь нам скажет — ведь хотя мы и падшие грешники, но у всех нас остатки совести-то есть, это уж большая редкость, чтобы человек был совсем бессовестным, таких очень мало, и такие в церковь обычно не приходят. То есть прежде, чем что-то сделать, что-либо сказать, можно вопросить не Евангелие, а свою совесть: хорошо ли это? Вот вошла я в церковь и хочу поближе по­дойти, чтобы получше услышать, побольше ви­деть, и для этого надо мне протиснуться через людей. А хорошо ли это, если я буду людям мешать? Или что-то мне приспичило спросить. А хорошо ли это или я могу потерпеть, пока служба кончится, и потом спросить? Или взяла свечку и передаю, чтобы ее поставили. И вот эту свечку передают двадцать восемь человек — хоро­шо ли это? Хорошо ли, что люди молятся, а я их отвлекаю? Я не знаю, по-Божьи это или не по-Божьи, но вот так по совести: хорошо ли это? Надо мне Николаю чудотворцу свечку поставить, чтобы он помолился перед Богом за моего сына, или за мою дочку, или за моего внука. Но нельзя ли доброе дело делать так, чтобы ни­кому это не было в ущерб? А то ведь как получается: себе-то вроде делаем добро, но за счет другого, потому что другому мешаем. Тогда хорошо ли это добро?
И всегда, прежде чем что-то сделать, надо стараться подумать, поразмышлять. Даже такая мелочь, как свечку передать — ну не так уж сильно человеку помешал, что свечку передал; в конце концов, никто не кричит, не хулиганит, вещи не раз­брасывает, все тихо, спокойно, шепотком. А все-таки если взвесить, что лучше: послушать слова апостола Павла или свечку поставить? в чем пользы будет боль­ше? И если мы постоянно начнем так к своему уму взывать, то постепенно ум наш будет развиваться, ум наш приучится думать.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...