воскресенье, 12 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 12 мая (29 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
12 мая (29 апреля старого стиля)
… Гордость наша все время заставляет нас искать себе оправдания, а спасение начинается с обращения к Богу. А с чем мы можем к Богу обратиться, что, мы и перед Ним будем выгораживать себя? Но Бог знает все. То, что забыл наш дедушка, когда нас еще на свете не было, Он и то знает. Поэтому бесполезно перед Богом рядиться, перед Богом можно только признаться, признать­ся во всем, глубоко осознать всю свою греховность, все свое безобразие. Мы всем в жизни пользуемся, а если посмотреть, что мы на эту землю принесли доброго и что злого, окажется, что зла на земле мы сотворили гораздо больше, вагоны, эшелоны зла и среди этого ужаса несколько чайных ложек добра. И это надо осознать, в этом надо признаться самому себе и Богу и ужаснуться, раскаяться.
 
 Девять мучеников Кизических, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон (286-299) Город Кизик находится в Малой Азии на берегу Дарданельского пролива. Христианство в нем начало распространяться еще со времен проповеди святого апостола Павла (память 29 июня). Но гонения язычников привели к тому, что одни из христиан убежали из города, другие же держали веру Христову в тайне. Поэтому в конце III века Кизик был в значительной мере языческим, хотя там и была христианская церковь. Такое положение в городе огорчало истинных христиан, стремившихся утвердить Христову веру. К ним принадлежали и 9 святых мучеников - Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон. Они происходили из разных местностей, были разного возраста: и юные, как святой Антипатр, и престарелые, как святой Руф, занимали разное положение в обществе: среди них были и воины, и поселяне, и горожане, и клирики. Но всех их объединяла вера во Христа и горячее стремление к распространению и укреплению Истинной веры.

Оказавшись в городе Кизике, святые дерзновенно исповедовали Христа и безбоязненно обличали языческое нечестие. Их схватили и представили на суд правителю города. В течение нескольких дней их пытали, заключали в темницу и снова выводили из нее, обещая свободу за отречение от Христа. Но доблестные воины Христовы продолжали славить Имя Христово. Все девять мучеников были усечены мечом (+ ок. 284 - 292), и тела их погребли близ города. https://days.pravoslavie.ru/Life/life951.htm
… Почему наш ребенок делает не то, что положено? Потому что он родился грешным, от грешных родителей, живет в грешном мире. Дитя наше все пропитано грехом и поэтому, естественно, что-то делает не так. А мы в ответ сразу раздражаемся, начинаем орать. Почему мы совершаем такой поступок? Не потому, что хотим, чтобы он исправился. Если бы мы этого хотели, мы бы не орали, мы бы старались проникнуть в его сердце, в его совесть, старались бы эту совесть как-то оживить, чтобы она заставила его осмыслить дурной поступок, чтобы он смог его преодолеть. Это каторжная работа — пробудить совесть в человеке, даже в маленьком. Поэтому такую работу делать неохота, легче наорать, запретить. И мы так и делаем. Отчего это происходит? От себялюбия. Этот объект меня в данный момент раздражает, и я на него это раздражение выливаю, то есть тешу свое себялюбие, поступаю так, как мне угодно: мне в данный момент хочется злобу излить — и я ее тут же и изливаю.
Формально вроде бы мы желаем добра, говорим ребенку, чтоб он плохо не делал, но эффект-то получается противоположный. Поэтому если бы мы на самом деле хотели добра, мы бы так не поступали. А раз поступаем, значит, мы не имеем ни любви к детям, ни желания их воспитать, а только любовь к себе, охранение собственного покоя.
Преподобный Мемнон Чудотворец Египетский, игумен. Преподобный Мемнон Чудотворец с юности подвизался в Египетской пустыне. Тяжелыми постническими трудами достигал он победы духа над плотью.
Став игуменом одного из египетских монастырей, мудро и осторожно руководил братией. Помогая им молитвой и советом преподобный не прекращал своих подвигов и в борьбе с искушениями.
Непрестанной молитвой и трудом он получил дар прозорливости: по его молитве в пустыне открылся источник воды, погибла саранча, губившая посевы; терпевшие кораблекрушение, призвав его на помощь, спасались. По смерти святого одно лишь призывание его имени прогоняло саранчу и разрушало любые козни духов злобы. https://ok.ru/mirvkotoro/topic/68297907601513
… «Много сотворил Иисус перед учениками Своими чудес, о которых не писано в книге сей. Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его». После того как Фома исповедовал Его своим Богом и Господом, Господь сказал: «Блаженны те, которые не видели, но уверовали».
Блаженны. Кто может, подняв руку, сказать: я блажен? Нет, вокруг только унылые лица, недовольство, ропот, обиды. Отчего это происходит? Оттого, что мы не веруем. А зачем же тогда в храм пришли? Стоим здесь, крестимся, говорим: «Воистину воскресе». В какую такую истину? Где она и в чем выражается? Ни в чем. Мы ни одному слову Господню не веруем, ни одному-единственному: все по-своему переиначиваем, все только своего желаем, все новое Евангелие, как Лев Толстой, хотим написать, только у нас ума на это не хватает. У него хватило, к сожалению; нельзя сказать «слава Богу», потому что это все не во славу Божию, а в собственную славу. И потому нет у нас блаженства, и мы не знаем, что такое вечная жизнь, не знаем Христа, не имеем ни упокоения, ни утешения, ни любви — ничего.
Преподобный Нектарий Оптинский (1928) Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию… После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители. https://pravoslavie.ru/70612.html
…Если мы почитаем Евангелие, то увидим, что оно обличает нас. Поэтому многие Евангелия не читают — когда-то, может быть, прочли или что-то слышали в церкви, и им этого достаточно. На словах кого ни возьми, все глубоко верующие люди, причем настолько глубоко, что этой веры даже не видно. Она как в бездонном колодце: камни туда кидай, и никакого отзвука. Никакого отзвука слова Божия нет, то есть ничем не отличается человек так называемый глубоко верующий от человека, в котором совершенно никакой нет веры, — только хуже еще, еще лицемернее, еще противнее и еще безобразнее. Один только внешний вид, и то очень ненадолго. Некоторые даже в течение двух часов, пребывая в храме, не в состоянии побыть верующими, хотя бы фальшивое, хотя бы притворное смирение явить.
Спрашивается: что это за вера такая? Известное дело, бесовская вера, потому что ничего христианского в ней нет. Апостолу Фоме Господь сказал: «Не буди неверен, но верен». И Фома не однажды засвидетельствовал свою веру — и всей своей жизнью, и смертью. Он не стал пальцы в раны Спасителя погружать, а ответил: «Господь мой и Бог мой», верую Тебе как Богу и покоряюсь как своему Господину. Потому что если я раб, я должен во всем слушаться Господа. Только этим и приобретается блаженство.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...