пятница, 3 мая 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 04 мая (21 апреля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
04 мая (21 апреля старого стиля)
… Грехи бывают разные. Можно замахнуться, а можно ударить. Можно предаваться желанию мысленно, а можно и сделать. И то, и то грех, но степень-то, понятно, разная. Хотя всякий гневающийся на брата своего напрасно согрешает, но, если человек не убил, все-таки ему суд не грозит. А если убил, то придется сидеть. Разница совершенно очевидная: преодолел человек помысел или нет.
 
Святитель Ианнуарий Беневентский, Путеольский (Неапольский), епископ, священномученик (и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион (ок. 305). Священномученик Ианнуарий, епископ, и с ним святые мученики Прокул, Соссий, Фавст диаконы, Дисидерий чтец, Евтихий и Акутион приняли мученическую смерть за Христа около 305 года, во время гонения императора Диоклетиана (284–305).
Святителя Ианнуария схватили и привели на суд к правителю Кампании (Средняя Италия) Тимофею. За твердое исповедание христианской веры святителя бросили в раскаленную печь. Но, подобно вавилонским отрокам, он вышел оттуда невредимым. Тогда по приказу Тимофея его растянули на станке и били железными прутьями так, что обнажились кости.
Среди собравшейся толпы были святой диакон Фавст и святой чтец Дисидерий, которые плакали при виде страданий своего епископа. Язычники догадались, что они христиане, и бросили их в тюрьму города Путеола вместе со священномучеником Ианнуарием. В той тюрьме находились заключенные ранее за исповедание Христа два диакона, святые Сессий и Прокул, и два мирянина – святые Евтихий и Акутион.

На следующее утро всех мучеников вывели в цирк на растерзание диким зверям, но звери не тронули их. Тимофей объявил, что все чудеса происходят от колдовства христиан, но тут же ослеп и стал взывать о помощи. Кроткий священномученик Ианнуарий помолился об его исцелении, и Тимофей прозрел. Душевная же слепота не оставила мучителя, и он, с еще большей яростью обвиняя христиан в колдовстве, приказал отсечь всем мученикам головы за стенами города. https://days.pravoslavie.ru/Life/life908.htm
… Бог не хочет, чтобы мы жили так, как мы хотим; так, к чему в течение нашей развращенной жизни мы в итоге пришли; так, чтобы всю жизнь переиначить по-своему. Это безумная затея, никто не переиначит. Столько бы люди ни хотели устроить Царствие Божие на земле, ничего из этого не выйдет, эта Вавилонская башня рухнет, как рухнули все предыдущие. Поэтому путь только один — путь кротости, милосердия. Господь говорит: «Я посылаю вас не как волков среди овец, а как агнцев среди волков». А вот этой агнечности-то и не очень видно, все кругом только зубы скалят, каждый готов впиться в плечо другому. Что-то совсем не видно любви, совсем не видно милосердия. Так, умилиться: ах, ох! Но больше, чем на десять минут, и не хватает. Сразу злоба, раздражение, негодование, обиды, трясущиеся губы и так далее — всё как всегда. А где ж твое христианство? Получается, наше христианство — это мыльный пузырь: надули, и лопнул?
Алексий (Гневушев) Бортсурманский, иерей (1848) Ненавидя праздность – матерь всех пороков, святой, как только появлялось хоть немного времени, шел работать в поле или трудился по дому. Обретя великое дерзновение пред Господом, он исцелял больных своими святыми молитвами, утешал страждущих словом Божиим, часто являя дар прозорливости.
Во времена наполеоновского нашествия (1812) праведный Алексий молился за литургией, чтобы Господь даровал России победу, и внезапно увидел ангела, который возвестил, что силы небесные уже двинулись на помощь и враг будет сокрушен.
К подвижническим трудам отца Алексия питал глубокое почтение преподобный Серафим Саровский. Хотя они никогда не встречались, святой Серафим знал об отце Алексии благодаря дару прозорливости и говорил так: «Сей человек своими молитвами подобен свече, возжженной пред престолом Божиим. Вот труженик, который, не имея обетов монашеских, стоит выше многих монахов. Он как звезда горит на христианском горизонте». https://pravoslavie.ru/53311.html
… В Великую Субботу Церковь меняет облачения на белые, потому что в Церкви траура нет. Господь не умер, а почил. И человек, когда его душа разделяется с телом, не умирает, а временно переходит в другое состояние своего бытия: душа, однажды получив свое начало, уже неуничтожима. Белый цвет имеет еще один смысл: в древней Церкви всех вновь приходящих крестили в Великую Субботу, а в знак полученной чистоты им давали белые одеяния, в которых они ходили всю Светлую Пасхальную седмицу. И когда человека в белом одеянии встречали на улице, все его приветствовали и радовались, что еще одного ученика Господь приобрел Себе.
Поэтому богослужение Великой Субботы с большим чтением Священного Писания имеет смысл огласительный: это последнее оглашение перед принятием крещения. И отрывки из Послания к Римлянам и Евангелия от Матфея — именно те, которые читаются перед святым крещением. После совершения таинства новые полноправные члены Церкви крестным ходом, с зажженными свечами, в белых одеяниях, в окружении верных подходили к вратам храма, и начиналась Пасхальная крещальная Божественная литургия, где все — и вновь крещенные, и верные — объединялись в молитве и благодарили Бога. Праздновали Пасху, что в переводе с еврейского значит «переход» — переход в жизнь вечную.
Сейчас все смешалось, и не только по нашей вине. Но это не значит, что мы должны забывать, ради чего Господь умер, и зачем мы крестились, и что значит Пасха, и какой переход из какого Египта в какую землю обетованную мы должны совершить в результате своего крещения.
После крещения человек должен отойти от греха. А очень часто мы видим, что человек впадает в те грехи, которые он даже не совершал раньше. Что это: невежество, безумие или полная расслабленность? Связано это с тем, что дьявол очень сильно преуспел, трудясь день и ночь над нашими сердцами. Поэтому мы не можем белизну одежд, которые получили в святом крещении, сохранить. А в древности христиан даже хоронили в этих белых одеяниях — в знак того, что они сохранили чистоту, приобретенную в святом крещении, и к Господу, на Его суд представали в незапятнанных одеждах.
Священномученик Иоанн Пригоровский пресвитер (1918) 17 августа 1916 года отец Иоанн возвратился служить в храм пророка Божия Илии в станице Незамаевская и 30 сентября того же года был назначен настоятелем этого храма. После прихода безбожников к власти началась гражданская война и станицы Кубанской области по нескольку раз стали переходить то к Белой, то к Красной армии.
В конце Страстной седмицы 1918 года станица Незамаевская была захвачена большевиками. В Великую Субботу, 21 апреля (4 мая), в храм, где совершалось богослужение, ворвался отряд красноармейцев и отец Иоанн был арестован и выведен большевиками на площадь перед храмом. Убийцы с бранью набросились на священника. Отца Иоанна жестоко избили, изуродовали ему лицо и, окровавленного и едва живого, вытащили за околицу и здесь зверски убили, запретив жителям станицы его хоронить. https://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-svyashhennomuchenika-ioanna-prigorovskogo.html
… В позапрошлом веке был такой случай. Один раб Божий, которому исполнилось сорок лет, попросил у митрополита Московского Филарета благословения жениться, а тот ему резолюцию написал: пора уже подумать о вечной жизни, то есть уже пора думать больше о смерти, о переходе в вечную жизнь. Митрополит Филарет сам был подвижник, аскет, молитвенник; и хотя он был вознесен очень высоко в обществе и государстве, но по внутренней своей жизни был устремлен в Царствие Небесное. Поэтому ему было дико, что человек в таком возрасте думает о какой-то женитьбе, ведь женитьба — дело временное. Нехорошо, конечно, человеку жить одному, лучше в браке, но ведь в сорок лет пора какими-то серьезными вещами заниматься, тем, о чем все-таки в первую очередь должен думать человек, а не устройством здесь, на земле.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...