вторник, 16 апреля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 17 апреля (04 апреля)


Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
17 апреля (04 апреля старого стиля)
… Один человек может воскресить другого, такие случаи бывают: святые пророки воскрешали мертвых, а теперь уже и врачи умеют из мертвых воскрешать. Если человек умер недавно, несколько минут назад, то врачи могут его реанимировать — конечно, не каждого, а кому Господь даст. Но сам себя воскресить может только Бог. Поэтому самым главным свидетельством того, что Иисус Христос не человек, а Богочеловек, является то, что Он воскрес.
  Икона Божией Матери, именуемая Геронтисса (Старица - Настоятельница), прославилась в Афонском монастыре Пантократор (Вседержитель).
Благочестивый игумен-старец той обители получил откровение о своей близкой кончине. Перед смертью он хотел причаститься Святых Христовых Тайн и попросил служащего священника поторопиться совершить Божественную литургию, но тот не внял его просьбе. Тогда от чудотворной иконы Геронтиссы, стоявшей в алтаре, был услышан грозный глас, повелевший священнику поторопиться исполнить желание своего игумена.
Другое чудо от иконы совершилось, когда по молитве настоятеля обители в пустых монастырских сосудах умножился елей.
На иконе Матерь Божия изображается в полный рост без Богомладенца. Полный рост Матери подчеркивает Ее величие, решительность и силу. Будучи старицей, Богородица в молитве просит Сына помочь людям. Раскрытые руки свидетельствуют о непрестанной молитве за всех нуждающихся и готовность принять любую просьбу.
Перед Нею сосуд, из которого изливается через края елей. Живительная жидкость перетекает через край, что символизирует постоянную полноту милости Господней. Сколько бы человек ни просил, Бог всегда даст намного больше, даже через край. Только просить надо с верой, в чистоте и простоте, в смирении и терпении, простив обидчиков.
Известна икона Божией Матери Геронтиссы в алтаре соборного храма Успенской Почаевской Лавры. По благословению архиепископа Волынского и Житомирского Модеста священнослужители перед началом богослужения испрашивали перед иконою Матери Божией благословение на начало службы. http://molitvennikk.ru/tainstva/akafist-i-molitva-ikone-bozhiej-materi-gerontissa-pravoslavnye-molitvy.html
Молитва иконе Божией Матери «Геронтисса»: «О Пресвятая Госпоже, Владычице моя Богородице, Небесная Царице! Спаси и помилуй мя, грешного раба Твоего, от напрасныя клеветы, от всякия беды и напасти и внезапный смерти. Помилуй мя в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани мя: стояща, седяща соблюди, и на всяком пути ходяща, и в ночных часех спяща снабди, покрый и заступй. Защити мя, Владычице Богородице, от всех враг моих видимых и невидимых и от всякого злаго обстояния. На всяком месте и на всякое время буди ми, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое.
О Пресвятая Госпоже, Владычице Дево Богородице! Приимй недостойную молитву мою, и сохрани мя от внезапныя смерти, и даруй ми прежде конца покаяние.
Пресвятая Богородице, спаси нас! Ты мне Хранительница жизни всея явися, Пречистая: Ты мене избави от бесов в час смерти: Ты и по смерти мене упокой. Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево: молений наших не презри в скорбех, но и от бед избави нас, едина Чистая и Благословенная. Пресвятая Богородице, спаси нас. Аминь».
… С человеком, достигшим Бога, ничего сделать нельзя. Нельзя ничего сделать ни с Сергием Радонежским, ни с Пересветом и Ослябей, ни с Серафимом Саровским. Ну что можно? Максимум убить. Но этим достигается противоположный эффект: то человек принадлежал какой-то стране, какому-то месту, а после отхода в вечность он уже начинает принадлежать всему миру, он становится для всех достижим. Если, пока он жив, к нему надо ехать, надо как-то добиваться, ждать, пока он тебя примет, а может, и не примет, то, когда он отошел ко Господу, в любой момент, где бы ты ни был, ты можешь к нему обратиться — и он придет на помощь. То есть его возможности увеличиваются колоссально. Поэтому Господь говорит: «Врата ада не одолеют Церковь». А Церковь как раз эти люди, которых невозможно одолеть ни соблазном, ни трудностями, ни болями, ни скорбями — ничем. Потому что с ними Бог, а Бог неодолим. И поэтому торжество зла, дьявола, дурных людей мнимое, призрачное, ненастоящее, это все обман.
Преподобный Иосиф, песнописец (883).
Преподобный Иосиф Песнописец родился в Сицилии в благочестивой христианской семье. Родители его, Плотин и Агафия, спасаясь от варварского нашествия, переселились в Пелопоннес. В возрасте 15 лет святой Иосиф ушел в Фессалоники и поступил в монастырь. Он отличался благочестием, трудолюбием, кротостью и пользовался любовью всей братии обители. Впоследствии преподобный был посвящен в сан пресвитера… Во время возобновления иконоборческой ереси при императоре Феофиле (829 - 842) преподобный Иосиф вторично пострадал от еретиков. 11 лет он был в изгнании в Херсоне. В 842 году при святой царице Феодоре (память 11 февраля), восстановившей православное почитание святых икон, преподобный Иосиф был поставлен сосудохранителем в Софийском соборе в Константинополе. Но за смелое обличение брата царицы Варды в незаконном сожительстве он снова был отправлен в изгнание и возвращен лишь после смерти Варды, в 867 году.
Патриарх Фотий (857 - 867, 877 - 886) восстановил его в прежней должности и назначил духовником всего константинопольского клира.
Достигнув глубокой старости, преподобный Иосиф заболел. Перед самой Пасхой, в Великую Пятницу, Господь известил его в сновидении о приближении кончины. Преподобный сделал опись церковного имущества Софийского собора, которое по должности было на его попечении, и отослал ее патриарху Фотию. Несколько дней он горячо молился, готовясь к смерти. В своих молитвах преподобный просил Церкви мира, а своей душе - -милосердия Божия. Причастившись Святых Христовых Таин, преподобный Иосиф благословил всех, бывших при нем, и с радостью преставился к Богу (+ 883). Лики Ангелов и святых, которых преподобный Иосиф прославил своими песнопениями, с торжеством проводили душу его в Горний мир.
О духе и силе песнопений преподобного его жизнеописатель, диакон Константинопольской Церкви Иоанн, так писал около 890 года: "Когда он стал писать стихи, те" и слух поражал чудной приятностью звука, и поражал сердце силой мыслей... Чудное отдохновение находят здесь те, которые стремятся к жизни совершенной... Писатели, оставив другие стихотворения, из одной этой сокровищницы - из писаний святого Иосифа - стали черпать сокровища для своих песней, или лучше сказать, ежедневно их черпают… https://days.pravoslavie.ru/Life/life775.htm
… На пятой седмице Великого поста мы совершаем прекрасную службу, которая в народе называется «Стояние Марии Египетской». Нам всегда приходится на ней много постоять, но когда все заканчивается, то совсем не жалко, что мы так потомили себя. Потому что в душу нашу входит нечто святое, и сердце наше умиляется, и тем самым мы приобщаемся к тому великому строю духовной жизни, который заповедали нам святые отцы и который мы, каждый в свою меру, продолжаем.
На примере Марии Египетской мы видим, что каждый человек, как бы низко он ни пал, может не только восстать, но и достичь необыкновенной святости. Поэтому и нам, молясь и постясь, в малую свою меру трудясь во славу Божию, не нужно унывать. Много у Бога святых, но из них только несколько человек за две тысячи лет могли по воде ходить, как посуху. И вот бывшая грешница сподобилась такой благодати, достигла подлинно ангельской жизни.
Святитель Николай Караулов, епископ Вельский, священномученик (1932) Будущий епископ Николай родился 28 мая 1871 г. в селе при Введенской Томашской церкви Кадниковского уезда Вологодской губернии. В 1925 г. владыку Николая первый раз арестовали, он содержался в Вологодской тюрьме, затем его освободили. Архиерейское служение в Вологде осуществлял епископ Николай. Он совершал богослужения в храме св.великомученицы Екатерины, где до епископской хиротонии был священником. «Епископ Николай (Караулов) это <был> совершенно седой старец с длинной бородой, с голубыми глазами», - вспоминал протоиерей Алексий Резухин, который тогда мальчиком начинал прислуживать в храме. В начале 1931 года поднялась очередная волна гонений на Русскую Православную Церковь, обрушившаяся и на клир Вологодской епархии. Сначала были арестованы некоторые миряне, члены церковного совета; 10 мая 1931 года власти арестовали архиепископа Амвросия, епископа Николая, священников и мирян. Всего было арестовано тридцать пять человек: семнадцать священнослужителей, семь монахов и одиннадцать мирян. Их обвинили во взаимном общении, посещении друг друга в церковные праздники и дружеских беседах, имевших, по мнению властей, антисоветский характер… 14 декабря 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Николая к трем годам ссылки в Северный край, а 7 марта 1932 года, во изменение прежнего постановления, – к тому же сроку, но на другой край страны – в Казахстан. Епископ Николай (Караулов) скончался в тюрьме – 17 апреля 1932 года и был погребен в безвестной могиле. http://arhispovedniki.ru/library/research/2397
На примере жития Марии Египетской нам становится понятно, что духовная жизнь слагается из трех вещей: не делать то, что нельзя, делать то, что нужно, и терпеть. Вот и все. А как быть, если человек не понимает, не чувствует, что хорошо, а что плохо? Для таких непонимающих и написано Священное Писание, там сказано, что можно делать, что нельзя. И дальше, как бы тебе ни хотелось делать то, что нельзя, — не делай; и как бы тебе не хотелось делать то, что нужно, делай все равно, во что бы то ни стало.
Вот мы отстояли пять часов, и ничего. А завтра можно устроить эксперимент: встать где-нибудь в магазине и пять часов простоять. Хватит у нас сил? Не хватит. Спрашивается: что нас держит? Благодать Божия. Она нам помогает. Так и Мария Египетская всем сердцем устремилась к Богу — и вот она поднимается прямо туда, к небу, чтобы быть к Нему ближе хотя бы еще на метр. Для Бога это не составляет никакого труда. Бог установил закон всемирного тяготения, и Бог в любой точке может взять и его нарушить. Это в Его Божией воле, это Он все сочинил, Он придумал, и, если Ему угодно, Он это все меняет, Он это устраивает — не на глазах у всех, а там, вдалеке, в пустыне Иорданской. И с нами устроит, потому что Ему угодно, чтобы каждый из нас спасся. Спасся от чего? От греха. Спася от того, что делать нельзя, и научился тому, что делать можно и нужно.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...