среда, 10 апреля 2019 г.

Основы православной христианской веры. Часть 1



НАША ВЕРА
«Есть ли человек который никогда не испытывал чувства благоговения? Яркий закат солнца, первые зеленые листики весны, смех ребенка, неожиданное проявление доброты во время страдания, выдающиеся произведения искусства, музыки или литературы — все это может вызвать в человеке чувства благоговения и изумления. Еще более благоговейными представляются самые глубокие человеческие чувства — любовь, сострадание, скорбь, радость, благодарность.
Если в какой-либо момент нашей жизни нам довелось испытать чувство благоговения, мы испытали присутствие Бога. Бог открывает Себя нам таким и многими другими способами, но наиболее полно и совершенно Он открывает Себя в Том, Кого поколения и поколения христиан в России и во всем мире знают, как Его Сына Иисуса Христа. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18)» (Феодосий (Лазор), архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады (25 октября 1977 — 21 июля 2002)
       Двенадцать добрых друзей христианина
1. Правда – от смерти избавляет.
2. Чистота – к Богу присвояет.
3. Молитва с постом – с Богом соединяет.
4. Любовь… Идеже любовь тут и Бог пребывает.
5. Смирение со благодарением, — еюже сам сатана трепещет.
6. Разсуждение – выше всяких добродетелей.
7. Послушание – святое дело и скорый путь ко спасению.
8. Воздержание – ему же несть заповеди.
9. Т руды – телу честь и душе спасение.
10. Покаяние – самая радость Богу и ангелам.
11. Неосуждение – без труда спасение.
12. Милость – самого Бога дело.  ((Оптинский Патерик)

ВЕРА
Икона. Собор Архангелов с образом Христа Эммануила. XVI в. ГТГ, Москва
Вера — это основа нашей жизни, как православных Христиан. Без веры, Бог не мог бы полностью раскрыть Себя нам через Иисуса Христа. «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евреям 11:1).
  • Вера дает нам возможность познать Бога. «Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» (Ефесянам 1:17-19).
  • Вера — ключ к спасению... «Которого не видевши любите, и Которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостью неизреченною и преславною, достигая наконец верою вашею спасения душ» (1 Петра 1:8,9).
  • Вера - самое существенное для вечной жизни. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную... Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия» (Иоанна 3:16,18)
ПРИМЕРЫ ВЕРЫ ИЗ ЕВАНГЕЛИЯ
  • Иисус превозносил веру
  • сотника, чей слуга был исцелен: «Истинно говорю вам: и в Израиле не нашел Я такой веры» (Матфея 8:10)
  • женщины, страдавшей кровотечением, которая также была исцелена: «Дерзай, дщерь! Вера твоя спасла тебя» (Матфея 9:21)
  • женщины хананеянки, которая просила Иисуса изгнать беса из ее дочери: «О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему» (Матфея 15:28).
ДОВЕРИТЕЛЬНАЯ ВЕРА
Вера включает в себя доверие к Богу.
«Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин... Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего... Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного... Верою Моисей оставил Египет... Верою совершил он пасху... Верою перешли люди Чермное море, как по суше... И что еще скажу?» (Евреям 11:4,7,17,27-30,32).
НЕУГАСИМАЯ ВЕРА
Вера — это не просто упражнение души. Вера должна активно влиять на нашу жизнь.
«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Галатам 2:20).
«Верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам. Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит...» (Иоанна 14:11-12).
«А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздаст» (Евреям 11.-6).

ПРАВОСЛАВНОЕ ХРИСТИАНСТВО. ЦЕРКОВЬ
Икона. Покров Пресвятой Богородицы
ПРАВОСЛАВИЕ - правильная или истинная вера, доктрина, правильное мировоззрение.
Православное Христианство — это не институт или организация. Напротив, это образ жизни, впервые начатый Иисусом Христом, а также это живой организм, состоящий из тех, кто верит в Него.
ЦЕРКОВЬ - это Тело Христово и  это люди (Народ Божий), которые собираются вместе ради Него, называя себя христианами; разделяют общую веру и надежду, основанную на любви к Богу; подтверждают правильность истины, или православия, своей веры и пережитого опыта; и возвещают всем Евангелие (Благую Весть) Иисуса Христа.
Таким образом, Православный Христианин — это тот человек, который живет по Божией правде, как это и было впервые открыто Иисусом Христом и затем пережито повсюду и во все времена Его людьми, Церковью.
ЦЕРКОВЬ
  • создана из Божиих людей, «...вы род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет. Некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Петра 2:9,10).
  • ...которые принадлежат Христу и друг другу. «Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Римлянам 12:5).
  • Иисус Христос — глава Церкви... «Он — есть глава тела Церкви» (Колоссянам 1:18).
  • ...и в Нем все наши корни. «...Вы сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе» (Ефесянам 2:19-21).
  • Будучи Церковью, мы испытываем всю полноту Божией любви к нам. «...Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водной, посредством слова, чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:25-27).
ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ началась при наступлении Пятидесятницы, когда Святой Дух сошёл на апостолов; последовательно распространяется во все уголки мира. Сейчас насчитывается более 200 миллионов православных христиан.
ХРИСТИАНИН — тот, кто верит в Иисуса Христа и следует Его жизни.

СИМВОЛ ВЕРЫ
Икона. Первый Вселенский Собор в Нике http://хризма.рф/ikoni/ikony_svjatykh/o/otcy_i_vselenskogo_sobora_svtt/20-1-0-1631
Первый Вселенский Собор был собран императором Константином Великим в 325 году в пригороде Константинополя городе Никее. Поэтому его называют Никейским Собором
Мы заявляем о своей вере в Бога посредством Никео-Константинопольского Символа Веры, который является
  • торжественным заверением нашей личной веры, как православных христиан,
  • публичным провозглашением Божией истины и жизненным опытом Его людей и Церкви;
  • выражением всего, что было открыто нам Богом в Священном писании. Священном Предании и Иисусом Христом, Сыном Божиим.
Зачем стал нужен Символ Веры?
К IV веку появилось множество ложных учений об Иисусе Христе, Святом Духе и Церкви. Чтобы противостоять ереси и четко установить Истину, были проведены два Вселенских Собора.
Собор в Никее, проведенный в 325 году н.э., прояснил Православное учение об Иисусе Христе, разработав первую часть Символа Веры.
Верую во единаго Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век. Света от света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И восшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же Царствию не будет конца.
Собор в Константинополе, проведенный в 381 году н.э., установил Православное учение о Святом Духе, разработав вторую часть Символа Веры.
И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную, и Апостольскую Церковь. Исповедую едино Крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.
Фреска. Второй Вселенский собор. Император Феодосий Великий, Нектарий патр. Константинопосльский, Кирилл патр. Иерусалимский, Дамасий папа Римский, Мелетий патр. http://святойсимеон.рф/church/events/479-7-vselenskikh-soborov-k-dnyu-svyatykh-ottsov-vii-vselenskogo-sobora.html
Прошел в Константинополе в 381 году. Был созван против ереси Македония, считавшего Святого Духа творением Божиим
Никео-Константинопольский Символ Веры исповедовался и исповедуется православными христианами во всей своей полноте, без изменений, начиная с IV века.

ИСТОЧНИКИ НАШЕЙ ВЕРЫ
Старинные Евангелия. Разворот из книги «Апостол». 1564 года
Православное Христианство основано на Священном Предании и Священном писании
СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ
Это образ жизни Народа Божия; это многолетний опыт существования Церкви, который был пережит и передан нам со времен Христа и апостолов; и это сама жизнь Церкви в том виде, в каком она вдохновляема и ведома Святым Духом.
Священное Предание состоит из тех вещей, которые важны для жизни и спасения Народа Божия. Его никогда не следует путать с различными традициями и обычаями, которые часто ассоциируются с Православным Христианством.
Существуют также несколько других источников нашей веры, которые также являются выражением Священного Предания и находятся в полном согласии со Священным Писанием.
СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ — это самый главный продукт Священного Предания. Мы верим, что Священное Писание - это Слово Божие; написано людьми, которые были вдохновляемы и ведомы Святым Духом; и является откровением Самого Бога.
Библия — это собрание книг, написанных и собранных в течение многих тысяч лет разными людьми.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ содержит откровения Бога, имевшие место до пришествия Иисуса Христа.
НОВЫЙ ЗАВЕТ завершает откровения Бога, провозглашая Иисуса Христа Спасителем всех.
Священное Писание было составлено Церковью и для Нее.
ПИСАНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ
Есть и другие писания которые являются источниками. Самыми важными из них являются писания святых отцов, которые объясняли основные учения Церкви и защищали истинную веру.
ЖИЗНЕОПИСАНИЯ СВЯТЫХ содержат свидетельство Божией правды, а также вдохновляет нас вести святую жизнь.
ЦЕРКОВНЫЕ СОБОРЫ И КАНОНЫ
Чтобы разъяснить наиболее важные и существенные доктрины и обряды, ранняя Церковь провела семь вселенских Соборов, вдохновляемых Святым Духом. Определения, религиозные убеждения и канонические законы, которые там были разработаны, являются истинным выражением нашей веры.
МОЛИТВА И ОБРЯД ЛИТУРГИИ
Мы призваны следовать своему личному молитвенному правилу, что неразрывно связано с общественными церковными обрядами или литургией. Литургия — это общее действие Народа Божия и общение с Самим Богом.
ИСКУССТВО ЛИТУРГИИ
Иконы    это произведения литургического искусства, которые изображают Христа, Святых или различные события из их жизни. С помощью линий, формы и цвета они раскрывают Божию истину и напоминают нам, что мы тоже призваны быть иконами или образами Бога.
Псалмопение является не менее важным источником нашей веры. Тексты различных псалмов служат для наставления, а также для восхваления Бога и в качестве благодарственных молитвословий.

БОЖИЕ ОТКРОВЕНИЕ
Икона. София – Премудрость Божия. Богородица на лестнице из главных христианских добродетелей. XIX в.
Бог не скрывает Себя от нас. Как сказано в Псалме 118:26-27: «Бог Господь, и явися нам. Благословен грядый во имя Господне.»
Мы можем познать Бога и общаться с Ним, потому что Он показал Себя нам. Невозможно узнать Его самое сокровенное и Его суть, но нам было явлено то, что мы можем увидеть, понять и постичь из Его божественной природы и воли.
В Ветхом Завете Бог раскрывает Себя по-разному:
  • В Творении. Сотворив все на земле, Бог открыл Себя, как творца и источника жизни; показал нам Свою бесконечную любовь; и проявил Себя, как Тот, Кто призвал всех к жизни, разделяя со всеми Свою жизнь, любовь и бытие.
  • В явлении Моисею. Моисей увидел Бога в виде горящего куста. Когда Моисей спросил имя Бога, Он ответил: «Я есмь» Бог открыл Себя, заявив о Своем Существовании. Сама основа Его Божественной природы — это быть, существовать, и делиться своим бытием и существованием с тем, что Он сотворил.
  • Через пророков. Пророки были призваны провозгласить волю Бога и призвать Его людей вести святую жизнь. «Слушай, о Израиль, Господь ваш Бог един... Он святой...» Это суммирует все то, что Бог раскрыл через пророков.
Затем Бог раскрыл Себя как
  • Создателя и Источника жизни;
  • Само Существование;
  • Саму Любовь;
  • Тот, Кто всемогущ, вездесущ, всепрощающ, и вечен;
  • Тот, Кто Един, Свят, и Господь Бог для всех.
В Новом Завете Бог полностью раскрывает Себя через Иисуса Христа. ИИСУС ХРИСТОС – это Самое великое откровение Бога Его людям. Иисус Христос пришел в мир, чтобы завершить откровение Бога.
  • Он — полнота и совершенство откровения Бога;
  • завершение постепенного и частичного откровения Бога, данного в Ветхом Завете;
  • единственно истинно «благословенный грядущий во имя Господне»
«Пророки послал еси, сотворил еси силы святыми твоими,. Глаголал еси нам бысты раб Твоих пророков, предвозвещая нам хотящее быти спасение; закон дал еси в помощь... Егда же прииде исполнение времен» глаголал еси нам самем сыном Твоим, имже и веки сотворил еси, иже сый сияние славы Твоея.,. Но Бог сый превечный, на земли явися, и человеком споживе... И пожив в мире сем, дав повеления спасительная... Приведе в познание Тебе истиннаго Бога и Отца...» (Литургия Свягого Василия Великого)

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Источник:
НАША ВЕРА. Основы Православной Христианской Веры./ Составитель Протоиерей Иоанн Матусяк, Председатель Отдела Просвещения Молодежи Православной Церкви в Америке, Главный редактор газеты Православная Церковь, официальная газета Автокефальной Православной Церкви в Америке, и Настоятель Храма Святого Иосифа, Чикаго, Иллинойс, США. Книга не подлежит продаже
«Эта маленькая книжка — краткое изложение православной христианской веры, написанное, чтобы открыть вам доступ к вере, которая глубоко пропитывает древнюю русскую культуру. И, что важнее всего, книжка эта написана, дабы вы смогли лично войти в это духовное наследие.
Русская Православная Церковь принесла Православие в Северную Америку более двух веков тому назад. Сегодня мы, православие американцы, рады возможности дать что-либо России. Отец Иоанн Матусяк много потрудился для того, чтобы эта книжка вышла в свет. Теперь он работает над тем, чтобы она стала доступной для вас в России. Я благодарен ему и всем, кто помогал ему в этом деле любви. Да благословит Господь их и всех вас держащих в руках эту книжку». (Феодосий (Лазор), архиепископ Вашингтонский, митрополит всей Америки и Канады (25 октября 1977 — 21 июля 2002)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...