пятница, 15 марта 2019 г.

Духовное наследие о красоте человеческой души



О красоте души человека, как образа и подобия Божиего
 
 Богоматерь с младенцем. Фрагмент картины. Художник Боровиковский В.Л.
«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, ни золотые уборы, или нарядность в одежде,  но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет.3,3-4)
Святитель Иоанн Златоуст:
«Будем заботиться о душевной красоте, будем украшаться этим украшением, чтобы нам войти на Небеса, в духовные обители, в нетленный брачный чертог. Красота душевная всегда цветет, никогда не увядает, она не боится никакой перемены! Ни наступившая старость не наводит на нее морщин, не приключившаяся болезнь не заставляет увядать, ни беспокойная забота не вредит, но она выше всего этого»
Святитель Иоанн Златоуст:
«Целомудрие и правда - вот красота души, а мужество и благоразумие – вот ее здоровье»
Святитель Иоанн Златоуст:
«Украшай свою душу — и красоту ее возлюбит Бог»

Богоматерь с младенцем. Художник Боровиковский В.Л.

Преподобный Макарий Египетский:
«Бог сотворил душу человека такой, чтобы быть ей невестой и сообщницей Его и чтобы она слилась с Ним в едином духе. Если душа стремится к Господу, то и Господь, побуждаемый милосердием и любовью, приходит и соединяется с ней. И так становятся единым духом, единым слиянием, единым разумом — душа и Господь. Человеку нужно, чтобы не только сам он был в Боге, но чтобы и Бог был в нем».

Святитель Григорий Нисский:
«Душа может соединиться с нетленным Богом, только если сама, насколько возможно, очистится целомудрием, чтобы воспринять подобное, стать как бы зеркалом для чистоты Божией, чтобы участием в первообразной красоте и отражением ее и самой преобразиться».

Митрополит Сурожский Антоний (Блум) о красоте Образа Божиего в человеке
ТРИ ЧЕРТЫ РУССКОЙ СВЯТОСТИ: КРАСОТА, АСКЕТИЗМ И ТЕРПЕНИЕ
Сергей Ефошкин. Преподобный Сергий. Чудо о птицах (масло)
https://zagopod.com/blog/43290413692/Hudozhnik-zhivopisets-Efoshkin-Sergey?nr=1
Первое, что поражает в русской святости, — это охваченность сердец, умов, жизней красотой. Когда наши предки впервые встретили Православие, им показалось, что они уже не на земле, а на небе, их поразило сознание красоты.
И не случайно духовные писатели часто говорят о Боге не только как об Истине, о Вечности, о Творце, но и как о Красоте.
Наши предки отозвались именно на красоту, которая была выражена в византийском богослужении, красоту храма, икон, пения. Но за этим была красота духа; красота людей, которые познали все величие, к какому призван человек, и которые всеми силами стремятся к тому, чтобы быть достойными себя, достойными Бога.
А из этого истекает присущее русской святости сознание, что все должно быть безмерно, абсолютно, так же велико, прекрасно, как Бог, как любовь, как красота. И это подвело к тому, что в русской святости ярко сияет аскетический момент, т.е. отношение человека к себе беспощадное, строгое и одновременно ликующее, потому что человек-аскет, святой любит, почитает в себе образ Божий и всеми силами старается его очистить, обновить и сделать достойным той любви, которую Бог нам отдает.
А дальше — бесконечное терпение и сострадание ко всякой твари, всякому человеку. Ведь преступников у нас называли несчастными — не потому что были наказаны, а потому что они себя изуродовали, вместо того, чтобы быть красотой, стали страшными и уродливыми.
Задумаемся над этими тремя чертами русской святости, они призывают последовать этому примеру, как апостол Павел говорил: «Будьте мне последователями, так же как я — последователь Христов» (I Кор. 4:16).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...