пятница, 15 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 15 марта (02 марта)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
15 марта (02 марта старого стиля)
… Когда император Николай вынужден был из-за предательства всех вокруг отречься от престола, потому что, как он написал в своем дневнике: «Кругом клевета, трусость, предательство и обман», произошло величайшее чудо. Одной женщине во сне явилась Богородица и повелела ей идти в храм в село Коломенское и обрести там икону. Женщина тут же пошла в этот храм и рассказала сон священнику. Стали искать эту икону, обыскали все и не нашли. И вот с чердака принесли какую-то старую, совершенно темную икону, всю в пыли. И когда ее протерли, оказалось, что именно эту икону она видела во сне. Так в день отречения Государя явилась икона «Державной» Божией Матери, на которой Богородица изображена как Императрица, держащая в руке скипетр и державу — символы царской власти.

 Икона Божией Матери Державная (1917). Икона Божией Матери, именуемая "Державная", явилась 2 марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой. Служба и акафист ей составлены с участием Святейшего Патриарха Тихона (+ 1925).
Молитва: О Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Благодарим Тя за неизреченное милосердие Твое, яко благоволила еси явити нам, грешным, сию святую чудотворную икону Твою во дни сии. Благодарим Тя, яко призрела еси с высоты святыя Своея на чад православных, и, яко солнце светлое, увеселяеши ныне изнемогший от печали очеса наша пресладостным зрением державнаго образа Твоего! О Преблагословенная Матерь Божия, Державная Помощнице, Крепкая Заступнице, благодарите Тя, со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, мы припадаем, со умилением, с сокрушением сердечным, со слезами молим Тя: вкорени в сердцах всех нас правду, мир и радость о Дусе Святе, водвори в стране нашей тишину, благоденствие, безмятежие, любовь друг ко другу нелицемерную! Державою Твоею всесильною поддержи нас, слабых, малодушных, немощных, унылых, подкрепи, возстави! Яко да под державою Твоею всегда храними, поем, величаем и славим Тя, Державную Заступницу рода христианскаго во веки веков. Аминь. http://azbyka.ru/days/ikona-derzhavnaja

… Мартовские дни 1917 года стали страшными для России днями, хотя множество людей тогда радовалось, торжествовало и ликовало. Многие, нацепив красные банты, присоединялись к толпам, которые в революционном возбуждении ходили по улицам. Но эта опьяняющая радость революции, радость свободы, конечно, была страшным обольщением, прелестью, и за ней очень скоро последовала скорбь для всей страны и всего народа.
В день явления «Державной» иконы Божией Матери произошло переломное и страшное событие: Император Николай Александрович отрекся от престола, вынужденный к этому многочисленными просьбами генералитета и тогдашних руководителей российского общества. Он оказался предан всеми теми, кто окружал его, и даже члены императорской фамилии присягали на верность временному революционному правительству. И можно сказать, что именно с этих дней начала раскручиваться та кровавая мясорубка, которая впоследствии унесла миллионы жизней, исказила, поломала и наш храм, ныне нами восстанавливаемый, искалечила и душу русского народа.
Вспоминая прошлое, мы часто представляем его упрощенно: дескать, были в России православие и царская власть, удерживающие зло, но потом власть захватили большевики и совершили кровавые, страшные преступления. А если бы не они, если бы иначе сложилась ситуация: Корнилов бы все-таки дошел до Петрограда и взял его, Керенский нечто сделал, Государь не был в то время в ставке, окруженный генералами, которые советовали ему отречься от престола, — то все могло бы быть по-другому. И многим кажется, что этот захват власти явился роковой и несчастной случайностью, потому что силы большевиков были ничтожны, и они были совсем не самой влиятельной партией в России. А из-за того, что они захватили власть, Россию постигло то страшное несчастье, которое мы до сих пор еще до конца не расхлебали, и нам, и детям нашим еще предстоит эту страшную, горькую чашу испивать до дна.
Но мы люди верующие и должны видеть глубинный смысл совершающихся событий, мы должны понимать, что партия большевиков была просто игрушкой в руках дьявола, который от создания мира борется с Самим Богом, противится Самому Богу и на этом пути борьбы выдумывает все новые и новые уловки, предпринимает все новые и новые усилия, чтобы как можно больше людей отвратить от Бога. И это страшное падение России, в результате которого началась кровавая мясорубка и проснулись звериные инстинкты в людях, случилось не внезапно. Оно подготавливалось веками. Подготавливалось грехом и нечестием русских людей: их формаль­ным отношением к Церкви, их всего-навсего ежегодным причастием Святых Христовых Тайн, дурным поведением священства, тем, что верующие люди теряли истинную, настоящую веру, что плохо преподавался Закон Божий в школах, что в семинариях царили нехорошие порядки. Это все подготавливало страшное крушение России, открывало дверь зверю, который вышел из бездны, давало дорогу сатане.
Священномученик Феодот, епископ Киринейский (ок. 326) Святой Феодот жил на острове Кипр и пострадал за веру Христову в ранний период правления императора Константина Великого. Его долго пытали, он уже готовился принять мученическую смерть, но, по приказу императора, его неожиданно освободили. Выйдя на свободу, Феодот еще два года был епископом. Подробнее о нем http://azbyka.ru/days/sv-feodot-kirinejskij
… Даже совершающаяся трагедия служит к прославлению имени Божия; что это наступающее страшное время оказывается радостным для Церкви. И даже то, что время это начинается весной, как бы предвозвещает расцвет Церкви, потому что слава Церкви есть ее мученики. Государь Император в день своего отречения от престола вступил на мученический путь, на котором уподобился Самому Христу, потому что, имея власть, богатство и славу, он добровольно лишился их, идя за Христом, как и Христос добро­вольно пришел на землю и взял на Свои рамена позорный крест, прославив его Своим вольным распятием.
Хотя дни эти были трагическими для России, мы празднуем явление в это страшное время замечательной чудотворной иконы Матери Божией. Через нее Господь показал нам, что власть над Россией никаким большевикам не принадлежит, что власть эта в руках Божиих и, если отрекается от нее добровольно Государь Император, власть эта переходит в руки Матери Божией. Матерь Божия является Царицей России, Она является вершительницей судеб наших с вами и судеб Церкви Российской. Она наша Предстательница, Она указывает нам крестный путь. На Своей «Державной» иконе Она держит в руках Крест, как царский скипетр, напоминая о том, что нам с вами тоже предлежит крестный путь, и что путь этот и в начале своем, и в середине, и в конце всегда обязательно являет утешение и радость от Бога.
Святитель Арсений Тверской, епископ (1409). Святитель Арсений, епископ Тверской, родился в Твери, в молодых летах принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся благочестием, Арсений выделялся святой жизнью - строгим хранением монашеских обетов, знанием Церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Вступив на кафедру, епископ Арсений, как великий молитвенник и миротворец, смог прекратить многие раздоры в Тверском княжестве. В его епископство, с 1390 по 1409 год, были построены и освящены соборы в честь Архангела Михаила в Старице и Микулине, обновлен Спасо-Преображенский кафедральный собор, заложена соборная колокольня. Святитель основал на реке Тьмаке, близ Твери, Желтиков монастырь, где по подобию Киево-Печерского монастыря была построена церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских (1394) и каменный Успенский собор (1406).
Желая, чтобы иноки новой обители всегда назидались подвигами Печерских отцов, святитель Арсений повелел в 1406 году сделать с Киево-Печерского Патерика список, представляющий самую древнюю из дошедших до нашего времени редакцию этого драгоценного памятника русской письменности, получившую название Арсеньевской. Почил Святитель в 1409 году, 2 марта, и был погребен в созданном им Желтиковом монастыре Успения Пресвятой Богородицы.
… Мы слишком уж привязаны к земле, поэтому для многих из нас смерть — это вещь действительно страшная, это просто катастрофа. Потому что все, к чему страстно привязан здесь, на земле, все придется оставлять, это все от души придется с кровью отрывать.
Поэтому человеку, который не приучился отвергаться себя, отторгаться своего, не позавидуешь. И состояние это называется «грех». Поэтому в Писании сказано: «Смерть грешников люта». Не потому, что их будут бритвой резать на куски, а потому, что все то, к чему страстно привязана душа, придется оставить здесь. И конечно, это будет просто ад, если мы не можем какого-то пустяка даже потерпеть, какой-то незначительной мелочи, о которой и говорить-то неудобно. И вот крест Господень каждого из нас призывает к тому, чтобы еще и еще раз в этом свете посмотреть на свою жизнь, посмотреть на то, что происходит в моей голове, что происходит в моем сердце. Что я мучаюсь, что я руками машу, что я ссылаюсь на какие-то бесконечные искушения и все сваливаю на бесов, на дьявола, на плохих людей, когда все дело во мне самом, потому что во мне нет ни терпения, ни смирения и нет даже желания их воспринять?

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...