понедельник, 4 марта 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 04 марта (19 февраля)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
04 марта (19 февраля старого стиля)
  Апостолы от 70-ти Архипп и Филимон, и его супруга равноапостольная Апфия (I). Святые апостолы от 70-ти: Архипп, Филимон и Апфия (вторая память 22 ноября) были учениками и сподвижниками святого апостола Павла. В послании к Филимону апостол именует святого Архиппа своим сподвижником.
Апостол Архипп был епископом города Колоссы во Фригии. Апостол Филимон был именитым гражданином того же города, и в его доме собирались христиане, чтобы совершать Богослужение. Он был также рукоположен в сан епископа апостолом Павлом и обходил фригийские города, проповедуя Евангелие. Впоследствии он был архипастырем города Газы. Святая Апфия, супруга его, принимала в своем доме странников и больных, с усердием служа им. Она была верной сотрудницей супруга в благовестии Слова Божия.
В гонение на христиан императора Нерона (54 - 68) святые апостолы Архипп, Филимон и равноапостольная Апфия были преданы суду градоначальника Артоклиса за проповедь веры во Христа. Апостол Архипп был зверски изрезан ножами. После истязаний Филимона и Апфию по пояс закопали в землю и били камнями, пока святые мученики не скончались.  ….Подробнее о них http://azbyka.ru/days/saint/2465/102/6331/group
… Церковный человек не тот, который знает, в какой праздник сколько петь стихир на «Господи, воззвах». Кого угодно можно выучить читать по-славянски, это совсем не трудно, а если немного слуха есть, можно и петь научиться. Но самое главное в церковной жизни — освоить смирение. Как освоить? Святые отцы, которые учили монашеской жизни, говорили, что главное для смирения — это послушание и отсечение своей воли.
Вот человек хочет поесть, а ему говорят: «Иди спать». Он поворачивается и идет спать. Только лег, ему говорят: «Вставай». Спрашивается, зачем такая бессмыслица? А чтобы благодать Божию достигнуть. Не так поступать, как я знаю, не так, как я хочу, как считаю нужным, не так, как велит мне опыт, а сядь — сел, встань — встал; сел, встал — легко и просто. Попробовать бы нам так хоть один день, до обеда: вот кто бы что ни сказал, выполни, причем выполни не так, как тебе кажется лучше, потому что обычно человек даже не вникает, зачем его просят, и делает по-своему: я сам умею, я сам знаю — и приходит с результатом. А от тебя совсем не это надо; нам не нужен результат, нам нужен процесс: само послушание, чтобы немножко пригнуть свою волю. Вот это нужно, потому что наше своеволие и препятствует благодати Божией. Пока человек сам знает, сам умеет, о каком смирении может идти речь, о каком спасении? Нет, будем ходить вокруг да около, все изучать, все рассматривать, всему названия давать, обо всем суждение иметь — а в чем состоит духовная жизнь, мы и не знаем: нет Духа Святого, который дается только через смирение. Вот поэтому нам нужно смиряться, если мы хотим достигнуть благодати Божией. Другого пути нет. Если бы можно было попроще, давно бы кто-нибудь этот путь нашел. Но нет, нету другого пути, как только познание собственной немощи. И вот тогда действительно Господь будет помогать, а не тогда, когда мы ловкие, хорошие, не когда мы бизнесмены и у нас денежек нормальное количество, потому что мы так ловко все это устроили.
Преподобный Феодор Санаксарский (в миру Иоанн Ушаков). (1791). После непродолжительной болезни отец Феодор скончался в ночь на 4 марта1791 года Тело его, хотя и лежавшее в теплой келье до погребения, не издавало запаха тления. На могильной плите была сделана надпись: «Здесь погребен 73-летний старец иеромонах Феодор, по фамилии Ушаков, возобновитель Санаксарского монастыря, который пострижен в Александро-Невской Лавре, продолжал монашеское житие 45 лет; со всеми видами истинного христианина и доброго монаха 19 февраля 1791 года скончался».
В 1999 году преподобный Феодор Санаксарский был прославлен в лике местночтимых святых Саранской епархии. В 2004 году Архиерейским соборомРусской Православной Церкви канонизирован для общецерковного почитания.  Его мощи находятся в соборном храме Рождества Богородицы Санаксарского монастыря.
Племянник преподобного Феодора Санаксарского – блестящий флотоводец адмирал Федор Ушаков, выйдя в отставку, также жил возле Санаксарского монастыря, скончался в 1817 году и был похоронен возле своего дяди. Вместе со своим преподобным сродником он прославлен в лике святых Русской Православной Церкви в 2004 году. http://arzblag.ortox.ru/svyatyni/svyatye/prepodobnyj-feodor-sanaksarskij
… Кто из нас не страдает, видя, что наши дети идут не тем путем, которым нам бы хотелось? У кого из нас не возмущается сердце, когда мы видим, что наше дитя лежит, задрав ноги, и ничего не делает, плюет в потолок, если в комнате, допустим, беспорядок. Как же так, почему же это такое? Вот ты убери все, а тогда валяйся. Это с нашей точки зрения. А с его совсем наоборот — зачем убираться, когда завтра опять будет беспорядок, какой в этом смысл? Уж лучше просто лежать, и все. У каждого своя правда. Мы уже привыкли к порядку, он нам мил, мы понимаем, что без него нельзя ничего в жизни достичь, это необходимое условие всякой работы и вообще жизни. Беспорядок мучает нас; никто не любит убираться, но все любят порядок, воспринимают его как благо. А наше дитя, еще не имея такого опыта, воспринимает его не как благо, а, наоборот, как необходимое зло.
Поэтому очень понятно, что нам хочется одного в жизни, а Богу — нашему Отцу — хочется другого. Это происходит оттого, что мы маленькие, глупые, мы не понимаем и не думаем, чтобы понять. Девочка маленькая, которая не приучилась к домашнему хозяйству (мама ее все время заставляла, а она все время упиралась), не понимает, что мама-то ей желает не зла, а добра. Мама знает, что если дочка вырастет неумехой, то никогда не даст семье своей благо, а, наоборот, там всегда будет кавардак, мучение, раздраженный муж и так же не приученные к порядку дети, то есть сегодняшний сумасшедший дом возрастет в квадрате. Но ребенок ищет своего и не ищет исполнения благой воли родителей. Так и мы, маленькие, глупые, не понимаем того, что нашу жизнь нельзя назвать полной, что после смерти тела жизнь наша не кончится, а только начнется. О смерти, которая всем нам предстоит, мы теоретически знаем, но совершенно о ней не думаем и не сознаем, что она переведет нас в абсолютно другую ситуацию, к которой мы не готовы и которая многих из нас поставит в полный тупик.
И чтобы вывести нас из этого тупика, Отец Небесный послал на землю Единородного Сына Своего, Вторую Ипостась Пресвятой Троицы, Божественный Логос, Господа Иисуса Христа. Человек может воспринять нечто недоступное только через подобие, поэтому Сын Божий принял плоть человека, чтобы каждый из нас по подобию мог понять Отца Небесного, воспринять Его. Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом, как говорили святые отцы.
Мученик Димитрия Волкова (1942).  27 декабря 1941 года Особое Совещание при НКВД приговорило Дмитрия Ивановича Волкова к пяти годам ссылки в Омскую область. Несмотря на приговор к ссылке, он, однако, не был освобожден из тюрьмы. Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили его смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме № 1 и был погребен в безвестной могиле. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-mch-dimitriya-volkova-1942.html
… Полное очищение от страстей есть чистота сердечная. Человек становится бесстрастен. Бесстрастный не значит невозмутимый — нет, это тот, у которого в сердце уже нет никаких греховных страстей; у него только одна страсть — любовь к Богу. Она проявляется в любви к ближнему и вообще ко всему живому и неживому творению Божьему. А если нет любви к Богу, значит, есть любовь к чему-то еще — к различным идолам, грехам, потому что наши страсти нудят нас к ним.
Достигнув очищения сердца от страстей, мы узрим Бога, мы с Богом будем общаться непосредственно. Если сейчас нам нужно сквозь толщу помыслов, рассеяние, лень, сонливость, еще кучу всяких вещей прорываться к Богу, как бы кричать из глубины души, взывать к Нему, то тогда общение с Ним будет ничем не затруднено. Это состояние очищенного сердца и неотступного предстояния Богу и есть святость, потому что в чистом сердце обычно поселяется Дух Святый. Человек тогда становится пророком, становится рабом Божиим, он, собственно, уже не живет для себя и, как апостол Павел, может сказать: «Не я живу, но живет во мне Христос». У него и мысли, и слова, и дела, и внешность — все Христово. Он как живой Христос, потому что является частью Тела Христова, целиком становится членом Церкви. И если Господь сразу не забирает его на Небеса, то только по одной причине, что, может быть, у него есть какие-нибудь особенные дарования, которыми он может послужить Богу на земле, то есть людям.
У Бога только одна забота: как бы людей привести на Небо. И если кто-то имеет к этому способности, Господь, бывает, оставляет его в мире для того, чтобы он потрудился. Человек уже предпринял труд для очищения своего сердца, но может еще потрудиться для очищения сердец других. Серафим Саровский так говорил: «Стяжи мирный дух, и вокруг тебя спасутся тысячи». Если где-нибудь заводится святой человек, вокруг него сразу тысячи спасаются. Бывают такие ослепительные святые, которые спасают сотни тысяч и даже миллионы людей. Например, Сергий Радонежский. Он обладал такой благодатью, что спас не только себя и монахов, своих учеников (десятки их стали святыми), — он всю Россию перевернул своей святостью, собрал ее воедино так, что она смогла выйти из того страшного тупика, в котором находилась во время татаро-монгольского пленения, попущенного россиянам за их грехи, за отступление от Бога, междоусобицу, нарушение закона любви. Господь попустил им побыть под татарами, чтобы они немножко, так сказать, очухались, а потом послал Сергия Радонежского, собравшего все духовные силы Руси воедино, — и создалось заново наше государство, в котором мы с вами, слава Богу, живем.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...