понедельник, 11 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 12 февраля (30 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
12 февраля (30 января старого стиля)
Большой праздник Православной Церкви - СОБОР ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ. В этот день отмечается память трех знаменитых отцов Христианской Церкви, Собор вселенских учителей и святителей — Василия Великого, Григория Бо­гослова и Иоанна Златоуста.
 
 Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Молитва святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту:
О пресветлии светильницы Церкве Христовы, Василие, Григорие и Иоанне, светом православных догматов вся концы земли озаривший и мечем слова Божия хульных смущения и шатания ересей угасившия! Припадающе к вашему милосердию с верою и любовию из глубины души вопием: предстояще престолу Пресвятыя, Единосущныя, Животворящия и Нераздельныя Троицы, за Нюже словом, писанием и житием добре подвизастеся и души своя полагаете, всегда молитеся Ей, да укрепит и ны в православии и единомыслии, и непоколебимей даже до смерти исповедании веры Христовы, и во вседушевнем послушании Его Церкви Святей; да препояшет ны с высоты силою на вся невидимыя и видимыя враги наша; да соблюдет Церковь Свою незыблему от неверия, суеверия, ересей и раскола; да дарует народу нашему долгоденствие и во всем благое поспешение; пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, властем суд и правду, воином терпение, мужество и одоление на враги, сирым и вдовицам заступление, болящим исцеление, юным благое в вере возрастание, старцам утешение, обидимым заступление и всем вся, ко временней и вечней жизни потребная, яко да в мире и покаянии, желанием спасения горяще, Господеви работающе, добрым подвигом подвизающеся, течение наше скончаем и сподобимся в Небеснем Царствии купно с вами всегда пети и славити пресвятое и великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. http://azbyka.ru/days/sv-sobor-vselenskih-uchitelej-i-svjatitelej-vasilija-velikogo-grigorija-bogoslova-i-ioanna-zlatoustogo
… Мы с вами живем в этой удивительной стране, которую ненавидит весь мир, ненавидит и боится, потому что понять, что такое духовная жизнь, Запад практически не может.
И спасение людей, спасение вообще всего мира, и то, когда антихрист придет, как это будет скоро, на самом деле зависит только от того, что происходит здесь, у нас. А то, что здесь происходит, зависит от того, что происходит в Церкви, то есть каковы мы с вами, каждый из нас. Потому что христианин призван Богом для того, чтобы быть солью земли. Все христианами быть не могут, это невозможно. Христово стадо — это всегда стадо малое. Подлинный христианин — тот, кто свят; все остальные грешники. И чтобы такую огромную массу народа удержать в каком-то более-менее приличном, не совсем гнилом состоянии, нужно иметь определенный процент людей, которые живут свято.
Не стоит город без праведников. Действительно, иногда посмотришь, что в Москве творится, думаешь, когда же сюда водородную бомбу кинут. А потом думаешь, ведь все-таки живет здесь и такой-то человек, и такой-то, и вот ради них и терпится Богом вся эта мерзость, которая разливается таким самодовольным, сытым, золотым блеском по всему миру, все эти ужасные сатанинские падения человека. Единственное, что этому может противостоять, конечно, жизнь святая. И каждый человек, который призван к Богу, — а каждый из нас к Нему действительно призван, к тому, чтобы молитвы читать, или в храм прийти, или вместо того, чтобы злом за зло кому-то воздать, наоборот, творить добро,— такой человек противостоит этому мировому злу.
Святая блаженная Пелагия Дивеевская (1884 г.) Блаженная Пелагия в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре. Настенная роспись Казанской церкви Дивеевского монастыря. По молитвам блаженной Пелагии Ивановны Господь являет Свою милость и в наши дни. Ныне блаженная Пелагия Ивановна почивает в мощах в Казанском храме Серафимо-Дивеевской обители вместе с блаженными Параскевой Ивановной и Марией Ивановной. 31 июля 2004 года все они были причислены к лику местночтимых святых Нижегородской епархии. В сентябре того же года совершилось обретение святых мощей блаженных стариц. Честные мощи святой блаженной Пелагии были обретены 17 сентября. В октябре 2004 года Архиерейский собор благословил общецерковное прославление Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. http://nne.ru/saints/svyataya-blazhennaya-pelagiya-ivanovna-serebrennikov
… Когда мы подходим к исповеди и раскаиваемся в каком-то грехе, священник может не видеть, искренне мы каемся или нет, но Господь наше сердце видит, и мы получаем отпущение грехов. А если человек не кается, то, сколько над ним священник молитв ни читает, он отпущения грехов не получает. Поэтому отпущение грехов зависит от нашего покаяния: чем глубже мы каемся, тем глубже нам Господь прощает наши грехи. У того, кто не верует, не знает Христа, нет покаяния, ему некуда сбросить эту тяжесть, и грех в душе у него растет, пока гора грехов полностью его не раздавит. А христианин, который уверовал во Христа, уверовал, что Господь имеет власть его простить, только надо просить этого прощения, может получить прощение грехов. Вот какую великую власть имеет Церковь христианская: власть прощать грехи, данную ей от Бога.
… Желание причаститься — это Божественное желание. Дьявол не может внушить человеку такую мысль, потому что для дьявола это невыносимо. Наоборот, он всеми правдами и неправдами старается нас отвратить от причастия. Если не может под благовидным предлогом, то старается любым способом так устроить, чтобы нас увести от этого подальше. И нужно всегда помнить, что то или тот, кто нас от причастия отводит, есть сеть или непосредственно служитель дьявола.
К сожалению, мы часто, следуя, как нам кажется, своим мыслям (на самом деле они внушены нам сатаной), под разными предлогами уходим от причастия. А Господь нас зовет. Он же не говорит: пиите от нея Маша, Даша, Катя и Вова, Он говорит: «Пиите от нея вси» — все, весь мир призывается к Чаше для соединения с Богом. Но единственное условие этого соединения — покаяние, потому что мы все пришли к Богу в грехах. Если бы мы родились в христианских семьях, то были бы святы, потому что у святых родителей рождаются святые дети. А наши родители, наши деды, прадеды вольно или невольно послужили тому, что, наоборот, все святое было отнято, все разрушено. По милости Божией, мы можем соединиться со Христом, нам дана еще такая возможность, но нужно покаяние.
Мученик Стефана Наливайко (1945) Его жена с дочерью переехали в Симферополь, и летом 1937 года Степан приехал к ним и устроился маляром. Он ходил в храм на кладбище, и настоятель храма священник Николай Швец в августе 1940 года попросил его выполнить работу для храма — выкрасить крышу. В это же время настоятель собора предложил Степану управлять хором. Здесь, на церковной службе в храме, Степан снова нашел свое место — не было для него ничего любимее и дороже, чем церковь. И конечно, беседуя с верующими, он не скрывал религиозных взглядов — как Священное Писание смотрит на современные вопросы человеческой жизни. Так возникло его последнее «дело»... Степана Пименовича отправили в исправительно-трудовой лагерь в Норильск. С началом Великой Отечественной войны переписка между ним и родными прекратилась. Только в начале 1945 года они получили от него первое после перерыва письмо: «До окончания моего срока остается три месяца. Даст Бог, и нам придется еще пожить вместе».Родные послали ему письмо, деньги, посылку, но ответа уже не пришло. Через некоторое время Раиса Степановна написала в управление Гулага, откуда ей ответили, что Степан Пименович Наливайко умер 12 февраля 1945 года. От голода. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-mch-stefana-nalivayko-1945.html
… Притча о блудном сыне - это притча о покаянии, о том, как милостивый Господь ждет человека, ждет его покаяния, ждет, когда он придет в себя.
Человек создан Богом очень богатым: у него есть слово, у него есть прекрасный разум, высокие чувства; он имеет такие колоссальные способности и такое могущество, что может даже всю Землю перевернуть. Но по данной ему свободе воли человек — сын, а не раб, поэтому он, если того пожелает, может от Бога уйти, а если пожелает, может с Богом остаться. Когда человек уходит от Бога, он теряет очень многое: теряет ум — становится более глупым; теряет зрение — перестает видеть духовный мир; Бог, ангелы и вообще духовный мир для него перестают существовать. Как маленький ребенок, который говорит: «Я вам сейчас сделаю темно», и зажмуривает глаза; он думает, что раз ему темно, то, значит, и всем темно. Так и человек, удаляясь от Бога, перестает быть зрячим. Он становится глухим — уже не слышит, как к нему Господь обращается, не слышит голоса своей совести и перестает различать добро и зло. Человек нищает, приходит в убогое состояние, но память о том, что есть блаженная жизнь в Отцовском доме, у него сохраняется.
Когда человек удаляется от Бога, он поступает на службу к дьяволу. Это происходит часто невольно, но всегда. «Тот послал его на поля свои пасти свиней». Символически под свиньями разумеются страсти, которые человек приобрел взамен добродетелей, заложенных в нем Самим Богом. То есть вместо милосердия, смирения, молитвенности, воздержания, вместо благости, веры, любви, послушания в нем растут гордость, тщеславие, зависть, блудность, осуждение, злоба, злопамятность, чревоугодие, объедение, сребролюбие, жадность, осуждение — множество свиней в его душе.
Он их пасет, утучняет, развивает, старается прокормить, но голод его от этого не перестает. Таков закон духовной жизни: сколько ни пьешь — не напьешься; чем больше съел в понедельник, тем больше хочется во вторник; чем больше денег копишь, тем больше тебе надо. Страсти греховные, которые человек пасет в своем сердце, не насыщают его; невозможно насытиться грехом. Поэтому в притче сказано, что он мечтал насытиться, но ничего не получалось, он оставался голодным. И тут произошло чудо: коснулась сердца блудного сына благодать Божия, и он опомнился, пришел в себя (то есть раньше вышел из себя). И отец не только принял его в число наемников, но и восстановил в сыновнем достоинстве.
Эта притча про нас с вами. Живя по своим страстям, Бог весть, чем занимаясь, мы уходим от Бога на страну далече, постоянно изменяем Ему. Но каждый раз, когда мы приносим Ему покаяние, Он готов нас простить, готов нас обнять, дает нам восстановление в нашем сыновнем достоинстве, потому что все мы изначала являемся сынами Божиими, это сыновство подается нам крещением, — и мы вновь и вновь можем участвовать в пире Сына Божия, Пресвятой Троицы, причащаться Святых Христовых Тайн.
Какое поучение мы можем извлечь из этой притчи? Во-первых, что Господь всегда знает все наши прегрешения. Он дает нам полную свободу, потому что Ему не нужны несмысленные рабы. Господу нужна любовь, а любовь может быть только свободной. И поэтому каждый из нас свободен: грешить или не грешить. Но если, греша, человек все-таки придет в себя и поймет, что он грехом не насытится, а только больше и больше будет от этого страдать; и, наконец, поставит предел греху и решит немножко потрудиться над своей душой — как наемник, как раб, как чернорабочий поработать для Царствия Божия, для того, чтобы ему вернуться к Отцу; и если он обратится к Богу с покаянными словами: «Господи, Ты меня прости», — Господь имеет такое великодушие, такое снисхождение к нам, что Сам выбегает к нам навстречу, Сам приходит к нам. Но первый шаг должны сделать мы. Почему Господь не к каждому подходит, не берет его за шиворот, не вынимает из грязи и не ставит на то место, которое ему предназначено? Дело в том, что пока человек сам не придет в чувство, не придет в себя, от него бесполезно ожидать любви.
Евангелие
Евангелие — греческое слово, обозначает «благовестие». Евангелие состоит из четырех книг, названных по именам их создателей, ближайших учеников (апостолов) Господа Иисуса Христа: Матфея, Марка, Луки и Иоанна.
Евангелия входят в Новый Завет. Написаны они после смерти и Воскресения Спасителя.
Самым ранним считается Евангелие от Марка. По форме и стилю Евангелие от Марка почти документально. Возможно, евангелист записывал свои впечатления и сами события еще при земной жизни Иисуса.

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...