воскресенье, 10 февраля 2019 г.

Проповеди протоиерея Димитрия Смирнова на 10 февраля (28 января)



Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
10 февраля (28 января старого стиля)
   
 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
 Молитва святым новомученикам Российским: Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившия и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, Долготерпеливе Господи, страну нашу в православии сохрани до скончания века. (Тропарь, глас 4)

... Ни одна страна мира не дала человечеству столько православных святых, сколько дала Россия!
Бутовский полигон Москвы, Зауральная роща Оренбурга, шахты Алапаевска и Ганина Яма, воды Волги... - множество мест по всей стране освящены верой и кровью. Каждая жизнь, положенная за Христа, приводит в ряды христиан новых и новых молитвенников. Один Бог знает, сколько не открытых еще имен новомучеников скрывает наша земля.
…Господь сказал: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Когда мы собираемся в церкви, Господь присутствует, потому что мы здесь совершаем таинства.
В церкви вообще все таинство — молитва, например. Стоит человек, осеняет себя крестным знамением и кланяется. Тот, кто никогда не видел православного христианина, скажет, что он с ума сошел, или гимнастику делает, или еще что-то. Это потому, что ему доступно только внешнее, а внутреннее — что в этот момент человек к Богу обращается, а Бог отвечает — он не видит, видит только обряд.
В переводе на русский язык «обряд» значит «одежда». И что этот обряд обряжает, одевает? Некую невидимую часть происходящего. Покаяние видно глазами? Нет. Мысли человека видно глазами? Нет.
Преподобный Ефрем Сирин. Современная икона. Греция. (373-379). Преподобный Ефрем Сирин (306-373 гг.) родился в Месопотамии, благочестивая его жизнь проходила в городе Эдессе. Он был известным создателем духовных гимнов, толкователем Святого Писания. http://azbyka.ru/days/sv-efrem-sirin
… Человек подходит ко кресту и Евангелию, кается в своих грехах, какие-то слова произносит — видно, как сердце его очищается? Нет, не видно. Священник покрывает его епитрахилью, читает над ним молитву. Внешне самое обычное действие, а что происходит в этот момент невидимо? Если человек называет грехи, но в них не кается, то как он пришел с черным сердцем, так с черным и ушел. Если человек подошел с пятью грехами, а раскаялся только в одном, значит, эта чернота чуть-чуть убавилась. Если человек подошел с пятью грехами, четыре исповедовал, а пятый утаил сознательно, чернота эта увеличилась вдвое. Одно дело не исповедовать по забывчивости, по неразумению — выпало у человека из головы или он не может еще раскаяться, не чувствует греха, — а другое, если человек сознательно утаивает грех, по разным причинам: стесняется, боится, еще какие-то у него глупые соображения. В таком случае грех становится сугубым, то есть двойным, увеличивается. И это все происходит невидимо для глаз, поэтому и называется таинством.
Преподобный Ефрем Сирин. Современная икона. Греция. «Гневающийся… убивает свою душу потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве…». «Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душу скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен» (Преподобный Ефрем Сирин)
…Или таинство крещения. Вышел священник, надел белую ризу, помолился над святой водой, воду освятил, трижды погрузил человека в святую воду: «Крещается раб Божий такой-то во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Что в нем изменилось? Внешне ничего не видно, а внутренне он получил отпущение всех грехов в купели крещения, стал чист, как будто ни одного греха никогда не творил, и получил залог Святаго Духа. А видно Святаго Духа в нем? Большинству не видно, потому что это произошло таинственно, невидимо.
Эту благодать невидимую подает только Господь и только в храме.
Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский (VII). Преподобный Исаак Сирин, епископ Ниневийский, жил в VII веке. Вместе со своим братом поступил в монастырь Мар Матфея. Ученость и высокий подвижнический образ жизни выделяли братьев, и им предлагали начальствование над монастырем. Преподобный Исаак, не желая этого и стремясь к безмолвию, ушел из монастыря в затвор. Брат его не раз убеждал его вернуться в обитель, но преподобный не соглашался. Однако, когда слава о святой жизни преподобного Исаака распространилась повсюду, он был возведен на епископскую кафедру города Ниневии. Видя грубые нравы жителей этого города, преподобный чувствовал, что не в силах исправить их, и, кроме того, тосковал по тишине отшельнической жизни. Всё это тяготило святого мужа, и он, оставив епископство, удалился в скитскую пустыню. Здесь он жил до самой смерти, достигнув высокого духовного совершенства. «Кто может с радостью перенести обиду, даже имея в руках средство отразить ее, тот приял утешение от Бога по вере в Него. И кто со смиренномудрием терпит взводимые на него обвинения, тот достиг совершенства, и ему удивляются Святые Ангелы. Ибо никакая иная добродетель не будет столько высока и неудобоисполнима». «Не верь себе, чтобы ты силен, пока не будешь искушен, — и найдешь себя неизменным». (Преподобный Исаак Сирин) http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/podvijnicheskie_nastavleniya
… Никогда не поздно начать жить жизнью духовной, никогда не поздно начать учиться любви. Пушкин, уже умирая от перитонита, в этот момент учился любви. Не стонал, простил Дантеса. Хотя, когда человеку больно, ему дело только до себя. Все мы знаем, что больные люди часто бывают очень капризные: то не так, это плохо, — потому что человек погружен в себя. Но можно и на смертном одре думать о ближнем. Поэтому, как ему ни было больно, — а боль эта жуткая, когда в кишках пуля, — он все-таки старался не стонать, а грыз подушку, чтобы супруга его не беспокоилась. Вот самоотречение! Даже такой человек: вроде жил жизнью не совсем благочестивой и много грехов совершил, в одних дуэлях только восемь-девять раз участвовал, — но на смертном одре не о себе думал. Мог бы и постонать, и покричать, и чего-то такого себе просить и требовать, но нет, ради любви к близкому человеку, стиснув зубы, терпит. Хотя это и трудно, но, тем не менее, совершает это ради ближнего, чтобы ближнему облегчить его страдания, его жизнь. Даже в таком страшном положении человек думает о другом. Вот это высшая любовь.
Суморинская -Тотемская икона Божией Матери прославилась многими чудесами в Спасо-Суморинском монастыре города Тотьмы. Когда жители города обратились к царю Иоанну Грозному за разрешением построить монастырь в их городе, Ростовский архиепископ Никандр в 1554 году выдал преподобному Феодосию грамоту на построение. Игумен Прилуцкого монастыря благословил преподобного иконой Божией Матери на успешное строительство новой обители. Икона получила наименование Суморинской-Тотемской (Суморинской - по фамилии преподобного Феодосия - Суморин). После смерти преподобного чудотворная икона находилась в киоте перед ракой святого в Вознесенском храме обители. Примечательно, что многим больным преподобный Феодосий являлся держащим эту икону в руках. https://days.pravoslavie.ru/images/ii2982_3271.html
… Нет ничего удивительного, что у нас и с молитвой не получается, и с семейной жизнью не получается, и мы полностью растеряны перед своими детьми и не знаем, как быть с нашими старыми родственниками, и вообще все только киснет и разваливается. Ничего в этом катастрофического нет, и если любой из нас возьмется, ну не за ум, но хотя бы за ту часть, где предполагается, что он должен быть, и если мы начнем трудиться, молясь Богу и молясь всем святым, которые жили до нас, о помощи, то эта помощь благодатная обязательно будет.
Это не значит, что у нас получится все идеально. Если бы у нас идеально все получилось, тогда бы мы, конечно, тут же впали в тщеславие, стали бы всех учить. Поэтому Господь, по милости Своей, дает нам все через очень большой труд, чтобы мы в этом труде, каторжном или полукаторжном, забыли о тщеславии, чтобы нам уже было не до него, а только бы лечь и поспать.
Священномученик Игнатий, епископ Скопинский, в миру Сергей Сергеевич Садковский. (1938). 15 октября 1937 года епископ Игнатий был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовой лагерь. Многократные ссылки, заключения в тюрьмы, допросы, каторжная работа в лагере окончательно подорвали его здоровье. Епископ Игнатий на 51 году жизни скончался в Кулойлаге Архангельской области 9 февраля 1938 года и погребен в безвестной могиле на территории лагеря. http://www.newmartyros.ru/life/zhitie-sshchmch-ignatiya-ep-skopinskogo.html

Источники:
Энциклопедия российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997. – 448с.
Помни о Боге: Православный календарь 2012  год: Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге: Православный календарь 2013  год: Из проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина  – Нижний Новгород.: Издательство «Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу: Православный календарь 2015  год: Из проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П. Коршунов  – М.: Православное Сестричество во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01  Православный календарь

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...