Чтение на каждый день проповедей протоиерея Димитрия Смирнова
25 января (12 января старого стиля)
Святая мученица
Татиана Римская, дева, диакониса (226 – 235 гг.). Святая дева Татияна жила в первой половине III века. Она родилась в
знатной римской семье, отца ее трижды выбирали консулом. При этом он был тайным
христианином, и воспитывал свою дочь в благочестии. Когда Татьяна выросла, она
не захотела выходить замуж, а все силы отдала Церкви. Она была диаконессой в
одном из римских храмов и служила Богу постом и молитвой, ухаживала за больными
и помогала нуждающимся.
В 222 году императором Рима стал Александр Север, которого воспитала
мать-христианка, поэтому сам император не преследовал христиан, но его
наместники были свирепыми гонителями нелепого, как им казалось, суеверия. По их
повелению, христиан принуждали поклоняться римским богам, а тем, кто
отказывался повиноваться, угрожали пытками и казнями.Татьяна была схвачена одной из первых. От нее требовали немного: стоило ей принеси жертву какому-нибудь из римских языческих божеств — и она была бы свободна. Сначала ее поволокли в храм Аполлона. Татьяна всю дорогу молилась, и неожиданно содрогнулась земля, рухнули стены храма, а статуя развалилась на куски. Мучители продолжали терзать Татьяну, но она лишь молилась за них, и восемь из них скоро пали к ее ногам, умоляя ее отпустить им их грехи. Их тоже пытали и казнили. А израненную Татьяну снова поволокли к языческому храму, на этот раз — богини Дианы. И снова раздался удар грома, блеснула молния и уничтожила языческую статую, а заодно — и мучителей святой девы. Тогда Татьяну привели в цирк, чтобы ее растерзал оголодавший лев, но лев лишь ласкался у ее ног. Святую бросили в огонь, но пламя было бессильно против искренней молитвы к Богу. Палачам ничего не оставалось, как отрубить святой голову.
… Я был знаком с одной женщиной необычайных христианских
добродетелей, при этом очень простой, малограмотной; она сейчас уже умерла. У
нее было много детей, семь человек, но все как на подбор, не дети, а ангелы. В
наше время это просто какое-то чудо. Вот говорят, в семье не без урода, но тут
ни одного урода. И все снохи одна к одной, и все внуки ну просто замечательные.
Как достичь, что семеро детей, и все так хороши, и все прекрасно воспитаны, и
все верят в Бога, и у всех есть жены, и отношения в доме нормальные, и никто не
в разводе? Люди книги читают, стараются, изобретают, консультируются, как
ребенка воспитать. Ведь это такой тяжкий труд, нужно колоссально много ума. Это
же не просто вырастить какую-нибудь яблоню или рябину — это ведь живой человек.
Спрашиваю: «Как вы детей воспитывали?» «Никак, — говорит, — ничего особенного
не делала». Я говорю: «Ну, может, наказывали или учили?» — «Нет, только слезами
их воспитывала». — «Как слезами?» — «Ну вот он начинает что-нибудь не то делать
— я к иконам и плачу: «Матерь Божия, помоги!»
Икона Божией Матери
Млекопитателъница
… Человек свою жизнь никак не хочет менять, не хочет ни в
чем Христа послушать, слово Божие от него отскакивает, как горох. Господь
говорит: «Молитесь за обижающих вас» — а он вместо этого злобится, обижается,
клевещет, желает другому всякого зла, настаивает на своем. И после этого идти
причащаться? После этого припадать к Крови и Телу Христа Спасителя и говорить:
«Вот, Господи, я хочу с Тобой соединиться?» Ну как же можно соединиться с Духом
Христовым через Святые Тайны, если ты Его отвергаешь, причем отвергаешь всем
своим существом? Да, бывает такая немощь, такое состояние души, когда человек
не может с собой ничего сделать и согрешает невольно. А ведь у нас-то это происходит
и произвольно, намеренно. И главное, уже намеренно согрешили — и не хотим от
этого отказаться. А большинство вообще не знают, как они живут, потому что
пребывают в некоем сне. Как парализованного коли иголкой, он ничего не ощущает
— так и душа. Вот чувствую, что очень грешен. А в чем? Ни в чем, даже не знаю,
в чем. Потому что во мраке человек пребывает. А спасение начинается для
человека, когда он увидит в себе грех, как песок морской.
Когда с маской водолазной ныряешь в море и над дном плывешь, видишь, сколько в море песка. Вот если столько увидишь в своей душе грехов, значит, ты сделал первый шаг к спасению. А если ты на исповеди давишься-давишься, и больше двух слов не можешь из себя выдавить, просто ничего не видишь, то, значит, спасение для тебя еще не началось, значит, жертва Христа Спасителя для тебя принесена напрасно, значит, в церковь ты ходишь зря, в этом нет никакого смысла.
Хотя это хорошее времяпрепровождение, лучше, конечно, в храм ходить, чем у телевизора сидеть, это понятно, но нужен какой-то результат, нужен какой-то в этом смысл. Христианин — это воин, прежде всего. Против кого он воюет? Не против людей, он не хочет кого-то заставить цены повысить или понизить, нет, он борется со злом, которое есть в его собственной душе, против каждого греха, который в себе увидел. Вот это море грехов — он против каждого воюет.
Когда с маской водолазной ныряешь в море и над дном плывешь, видишь, сколько в море песка. Вот если столько увидишь в своей душе грехов, значит, ты сделал первый шаг к спасению. А если ты на исповеди давишься-давишься, и больше двух слов не можешь из себя выдавить, просто ничего не видишь, то, значит, спасение для тебя еще не началось, значит, жертва Христа Спасителя для тебя принесена напрасно, значит, в церковь ты ходишь зря, в этом нет никакого смысла.
Хотя это хорошее времяпрепровождение, лучше, конечно, в храм ходить, чем у телевизора сидеть, это понятно, но нужен какой-то результат, нужен какой-то в этом смысл. Христианин — это воин, прежде всего. Против кого он воюет? Не против людей, он не хочет кого-то заставить цены повысить или понизить, нет, он борется со злом, которое есть в его собственной душе, против каждого греха, который в себе увидел. Вот это море грехов — он против каждого воюет.
Икона Богородицы
Акафистная. Икона Божией Матери «Акафистная»
находится в иконостасе соборного храма Введения Богородицы сербского Хиландарского
монастыря на Афоне. Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Акафистной»:
О, Пречу́дная и Превы́сшая все́х тва́рей Царице и Богородице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вныя и пресла́вныя чудеса́ содева́еши! Смире́нно мо́лим Тя́, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, услы́ши на́с и удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, я́ко блага́я Скоропослу́шница, испо́лни. Благода́тию Твое́ю ду́ши на́ша освяти́ и не отнима́й от на́с покро́ва Своего́, под ни́м же при́сно пребыва́я, я́ко Стено́й Неруши́мей защище́ни пребу́дем от все́х бе́д и напа́стей, от вся́каго врага́ и супоста́та, от все́х злы́х ко́зней вра́жиих на на́с при́сно находя́щих. Благоуха́нием непоро́чней души́ Своея́ напо́лни ду́ши на́ша, да возвеселя́тся сердца́ на́ша, и́бо не́сть никто́ в ми́ре се́м милее и прекраснее Тебе́, Де́во Пресвята́я! Ты́ еси́ на́ше Бога́тство, Ты́ еси́ на́ше Сокро́вище, Ты́ еси́ на́ше Упова́ние и на́ша Защи́то! К Тебе́ Еди́ней в печа́лех на́ших притека́ем и у Тебе́ Еди́ней утеше́ние получи́ти ча́ем. О, Всепе́тая Де́во Богородице, не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и наде́жду на Тебе́ иму́щих, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
О, Пречу́дная и Превы́сшая все́х тва́рей Царице и Богородице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, припа́даем и поклоня́емся Тебе́ пред свято́ю и пречестно́ю ико́ною Твое́ю, е́юже ди́вныя и пресла́вныя чудеса́ содева́еши! Смире́нно мо́лим Тя́, всеси́льная ро́да на́шего Засту́пнице, услы́ши на́с и удиви́ на на́с пребога́тыя ми́лости Твоя́, и проше́ния на́ша, приноси́мая Тебе́, я́ко блага́я Скоропослу́шница, испо́лни. Благода́тию Твое́ю ду́ши на́ша освяти́ и не отнима́й от на́с покро́ва Своего́, под ни́м же при́сно пребыва́я, я́ко Стено́й Неруши́мей защище́ни пребу́дем от все́х бе́д и напа́стей, от вся́каго врага́ и супоста́та, от все́х злы́х ко́зней вра́жиих на на́с при́сно находя́щих. Благоуха́нием непоро́чней души́ Своея́ напо́лни ду́ши на́ша, да возвеселя́тся сердца́ на́ша, и́бо не́сть никто́ в ми́ре се́м милее и прекраснее Тебе́, Де́во Пресвята́я! Ты́ еси́ на́ше Бога́тство, Ты́ еси́ на́ше Сокро́вище, Ты́ еси́ на́ше Упова́ние и на́ша Защи́то! К Тебе́ Еди́ней в печа́лех на́ших притека́ем и у Тебе́ Еди́ней утеше́ние получи́ти ча́ем. О, Всепе́тая Де́во Богородице, не преста́й моли́тися о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и наде́жду на Тебе́ иму́щих, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
… Почему мы не усваиваем ту благодать, которую Церковь нам
дает? Потому что мы ею пренебрегаем, мы сами изгоняем из своего сердца Христа и
Его благодать своей приверженностью к миру. Мы миролюбцы, мы любим все мирское,
желаем только удовольствий. И если мы «переживаем» за наших близких, то очень
редко нас волнует то, что эти люди не идут в Царствие Небесное. Нас больше
беспокоит, что они пьют, курят, ругаются, еще какие-то делают безобразия — то,
что нам приносит некую досаду. А человек, который не курит, не пьет и с нами
вежлив, нас вполне удовлетворяет, наша душа о нем не болит. Ближайший пример:
любая бабушка жаждет, чтобы внук обязательно был крещен. Спрашивается почему?
Что, она хочет для него Небесного Царствия? Нет, она сама не знает, что это
такое, и никогда к нему не стремилась. А почему она так жаждет крестить? Чтобы
Господь ребеночка защищал, чтобы у него был Ангел-хранитель, чтобы он поменьше
болел, чтобы он был получше, попослушней, чтобы с ним было полегче. А до души
ребеночка нет никакого дела.
Источники:
Энциклопедия
российских праздников./ Сост. В. Воскобойников, Н. Голь. – СПб.: РЕСПЕКС, 1997.
– 448с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2012 год:
Поучения, проповеди и советы протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера
Правдина – Нижний Новгород.:
Издательство «Христианская библиотека», 2011. – 384 с.
Помни о Боге:
Православный календарь 2013 год: Из
проповедей и бесед протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Вера Правдина – Нижний Новгород.: Издательство
«Христианская библиотека», 2012. – 320 с.
Шаг к Богу:
Православный календарь 2015 год: Из
проповедей протоиерея Димитрия Смирнова./сост. Е.Н. Понкратова, оформление В.П.
Коршунов – М.: Православное Сестричество
во имя Преподобномученицы Елизаветы, 2014. – 384 с.
https://azbyka.ru/days/2019-01-01 Православный календарь
Комментариев нет:
Отправить комментарий