Филонов
Павел Николаевич (1883-1941 гг.)
Автор
текста: Александр Каменский
Филонов П.Н. - основоположник русского авангарда. В символически, драматически напряженных произведениях стремился к выражению общих духовно-материальных закономерностей мировой истории. с середины 1910-х годов отстаивал принципы «аналитического искусства», основанные на создании сложнейших, способных к бесконечному калейдоскопическому развертыванию композиций.
«Ко мне на суд, как баржи каравана, столетья
поплывут из темноты»... Эти дантовской силы строки Бориса Пастернака невольно
вспоминаются, когда думаешь о том величавом, мощном и в каких-то оттенках
таинственном возрождении сокровищ отечественной культуры, которые, после
длительного небытия, одно за другим приходят к нынешним современникам.
Филонов
П.Н. Георгий Победоносец
Мастерство
Филонова равнялось его представлению о мастерстве и отвечало потребностям его
гениального дарования.
Самые ранние картины Филонова из числа дошедших до нас (он писал их на рубеже 1900—1910-х годов) — это, прежде всего, художественный мир, организованный по законам собственной логики, эту логику можно не принимать, можно, наверное, оспорить, но нельзя, оставаясь добросовестным, не признать, что она есть. Самодоказательная сила — первый признак настоящей живописи — в высшей степени свойственна картинам Филонова.
Филонов
— художник-авангардист, тесно связанный с русским футуризмом, друг Хлебникова,
знакомец Маяковского, и он, разумеется, был весь устремлен в будущее, хотел
преобразить не только живопись, но и саму жизнь. Тем любопытнее, что в первых
картинах Филонова мы видим сгущенный и суммарный образ живописи прошлого, как
бы каталог или прощальный смотр образов европейской классики. То, с чем не без
горечи прощался Филонов,— это символизм, модерн, из русских — Борисов-Мусатов и
«мирискусники», все то, что два-три года спустя он вместе с футуристами
«сбросит с корабля современности» и предаст остракизму. Вообще, говоря о
художественном авангарде, мы слишком доверяемся манифестам и эскападам самих
авангардистов, часто имевшим характер самозащиты посредством нападения, и от
нас ускользают их реальные связи с искусством прошлого, которые, конечно же,
есть.
Филонов П.Н.
Люди
Он
был смутной легендой... П.Н. Филонов был подвижнически предан своим убеждениям,
гражданским и творческим принципам. Он обладал такой выношенной и неколебимой
внутренней силой, шел в своем пророческом правдоискательстве на такие
непостижимые жертвы и лишения, что предстает перед новыми поколениями в ореоле
мужественного героя и рыцаря художественной и нравственной истины.
Мы
еще скажем об этой жизни: похожа на житие. Но сначала надобно понять тот строй
идей, который придавал всем делам и дням Филонова такую высокую
целеустремленность и вдохновенную энергию.
Еще
задолго до Октябрьской революции, с рубежа XIX—XX веков, русская духовная и
общественная жизнь была преисполнена напряженным предчувствием «неслыханных
перемен», пришествия великой и всеобщей новизны. При этом дело вовсе не
ограничивалось выдвижением каких-то конкретных социально-политических идей
(хотя, разумеется, и оно имело первостепенное значение). Нередко у художников,
поэтов, философов преобладающими оказывались ощущение кардинально изменяющегося
мира, мечта о воцарении гармонического бытия.
Филонов П.Н.
Колхозник
Иногда
такие помыслы казались счастливым забытьём, порой, напротив, обретали
сурово-тревожные интонации. Но и в тех, и в иных случаях преобладали вещие
предвидения. Они пронизывают образы Врубеля и Блока, Коненкова и Скрябина.
Новые горизонты, невиданные миры раскрываются перед ними. И словно бы некая, не
зависящая от их воли сила говорит их устами. Этим мастерам была присуща едва ли
не фанатичная убежденность в своем ясновидящем призвании, рядом с которым все
прочее несущественно и которому должно подчинить все и вся.
Именно
таким художником-пророком был и Павел Филонов. Поражает то, как он всю жизнь до
последнего вздоха следовал своему «внутреннему голосу», не зная ни малейших
колебаний и сомнений.
В
самом, так сказать, приобщении Филонова к ведущей творческой идее есть нечто,
близкое чуду. Он воспринял ее «из воздуха времени». Никто его специально не
наставлял и не обращал в свою веру. Выходец из самых низов общества, сын кучера
и прачки, Павел Филонов, почувствовав с ранних лет тягу к рисованию, был
поначалу всего лишь маляром, красящим крыши. Занимаясь по преимуществу
самостоятельно и в одной частной студии, он несколько раз пытается поступить в
петербургскую Академию художеств. Трижды проваливается; наконец, с четвертой
попытки в 1908 году становится «вольнослушателем» Академии. Настолько, впрочем,
«вольным», что вскоре начинаются его конфликты с профессурой, а в 1910 году
молодой художник добровольно покидает Академию, куда так долго и упорно
стремился. Причина — резкое расхождение поисков Филонова, который и на академической
скамье был уже вполне самостоятельной личностью, с шаблонным мышлением
рутинеров-наставников.
Филонов П.Н.
Цветы
Но
тут крайне важно отметить один парадокс. Иные из молодых бунтарей небрежно
относились к строгой точности воспроизведения натуры, которой гордилась
академическая школа. Филонов, напротив, эту точность просто боготворил и
достигал с ее помощью исключительных результатов, ибо, по его же
словам, «со страшным
упорством добивался каждой формы». Такой формой мастер спокойно мог
работать, «как все»; некоторые его рисунки и живописные портреты («А.Ф. Азибер
с сыном», 1915; «Е.Н. Глебова», 1915) обладают идеальным сходством с объектами
изображения, разве что несколько холодным и отстраненным. Однако совершенная
техника воспроизведения натуры вовсе не сделала Филонова дюжинным салонным
иллюзионистом.
В
абсолютном большинстве случаев его интересовала безукоризненная «сделанность»
каждой детали. Но целое... Оно у него почти всегда удивительно, странно,
никакой похожестью на повседневность не обладает и связано с особой
художественной философией, своего рода миростроительством. При истолковании
творчества Филонова следует, очевидно, начинать именно с этих свойств
жизневосприятия, а не с теоретических постулатов построения формы, которые он
выдвинул. При всей важности этих постулатов они имеют вторичное значение и в
конечном счете проистекают из свойственного художнику общего взгляда на мир.
Филонов П.Н.
Головы
Картина
«Головы», которую Филонов написал в 1910 году: с блестящей и зловещей карнавальностью,
словно в преувеличенном свете театральной рампы, он написал фигуры и лица — от
бьющего в ладоши младенца до патриарха в короне и с библейской бородой, от
женщины с боттичеллиевскими глазами до античной всадницы на белой лошади,
вскинувшей копыта.
По
сути, такое мироощущение всегда было свойственно Филонову, на любом отрезке его
жизни. И уже хотя бы потому его произведения, с молодых лет, решительно не
сводимы к плоской фабульной однозначности. И определенного времени у них тоже
нет: явные отклики современного сложно смешиваются в картинах живописца с
вечным, вознесенным над конкретностью, не знающим хронологических границ.
Филонов
всегда сложен и необычен, лобовая прямолинейность к его искусству вообще
неприменима.
Это
сказывается уже хотя бы в том, что художник насквозь мифологичен. Любые
реальные впечатления преобразуются им в творимую легенду. Как люди древних
времен, он изъясняет мир заново, и при помощи условно-сказочных построений. В
этом смысле (а также по многим иным конкретно-образным приемам) он чрезвычайно
близок Велимиру Хлебникову, своему поэтическому аналогу и собрату. Хлебников с
полнейшей естественностью объединил архаическую фантастику и вырастающую из
аналитических умозаключений XX века способность широчайших обобщений, в том
числе и образных, распространяемых на все мироздание.
В
полотнах Филонова реальные впечатления повседневности переходят у него как бы в
иное измерение, становясь сложной и причудливой поэтической легендой. Филонов
был художником всеобщих качеств бытия. Самое красочное, но ограниченное некоей
фабульной определенностью истолкование его картин может оказаться неточным.
Филонов П.Н.
Крестьянская семья. 1914
Попытаемся
увидеть и понять образный строй некоторых произведений художника. Вот
относительно «обычная» (на первый взгляд!) картина 1915 года «Крестьянская
семья» («Святое семейство»). В центре три фигуры (отец, мать, дитя), в облике
которых сплетены жанровые черты, далекие иконные отголоски, фольклорная
сказочность. Во взглядах и жестикуляции этих фигур очевидно тихое,
просветленное изумление перед тем, что их окружает. И естественно: ведь это не
какой-то ординарный сельский вид, а своего рода легенда о мироздании. В ней
участвуют персонажи-животные, дивные растения и цветы, блистающие своими
гранями кристаллические формы, красочные плоскости. В изображении нет ни одной
самомалейшей паузы; любой миллиметр холста заполнен ясно узнаваемыми или
загадочными деталями. К слову сказать, такая заполненность — непременное
свойство всех картин Филонова. Он не мыслит пустого пространства, для него
всякая частица бытия, будь то не только малая былинка, но и лучик света или
«разорванный ветром воздух» — живой сгусток материи. Все живет, все дышит, все
соотнесено с некими высшими силами сущего! И на всем лежит печать изумляющего и
потрясающего душу первооткрытия!
Филонов П.Н. Пир
королей
Когда
Филонов умирал (в Ленинграде, в блокаду, он, голодный и слабый, простудился на
дежурстве ПВО и слег), над его кроватью в пустой и нищенской комнате висела
картина, которую он любил больше всех, когда-либо написанных им, картина 1913
года «Пир королей». С нее, вероятно, и начинается настоящий Филонов. Об этой
картине отозвался Велимир Хлебников. Он говорил в рассказе «Ка» о филоновском
«Пире королей» 1913 года, великой и характернейшей из композиций живописца:
«Художник писал пир трупов, пир мести. Мертвецы величаво и важно ели овощи,
озаренные, подобным лучу месяца, бешенством скорби». Они, эти короли-мертвецы,
восседали на своих тронах, скрестив на груди огромные руки, с обнаженной женщиной
во главе стола, и словно творили непостижимую молитву. Не только овощи и
фрукты, но и вино, и рыба — эмблема первохристиан; молчание и тайна чудились на
пиршественном столе, и что там ни говори, общее впечатление было
гнетуще-мрачным, наверное, прежде всего, из-за нестерпимо тяжелых взглядов,
устремленных мертвецами прямо на нас. Что это? Может быть, пир во время чумы,
может быть, черная месса. Филонов оставил простор фантазии зрителя, не позволив
усомниться только в одном: он писал сцену, имеющую универсальный смысл, не
эпизод, а мистерию, выражающую, так сказать, все времена, потому что времени в
этом полотне не существует.
Хлебников,
увидев филоновскую картину, написал свою собственную маленькую поэму…
Филонов П.Н. Формула петроградского пролетариата
Сложен
был путь Филонова. Он неуклонно шел в направлении беспредметной живописи и свою
работу называл «первой мировой революцией в психологии художника и искусства».
Великий отрицатель времени, он старался предельно насытить смыслом точку,
пластический эквивалент вечного «мгновения». Октябрьскую революцию он принял
как канун, рубеж, за которым «все будет новое», и не отступал от своей веры,
как бы жестоко ни била по ней действительность.
Источник:
Каменский А. Павел Николаевич Филонов./ Александр Каменский// Огонек
Комментариев нет:
Отправить комментарий