Собеседник полей и озер –
Левитан Исаак Ильич 1860-1900
Исаак Левитан, испытавший в
юности настоящую нищету и немало потерпевший в жизни из-за своего
происхождения, создал в отечественной живописи удивительный «пейзаж
настроения», выразивший неповторимость русской природы. Имя Левитана стало
выразителем особой прелести русского пейзажа. Каждой своей картиной, каждым
крошечным этюдом Левитан и после своей смерти говорит то, что неоднократно,
волнуясь, повторял при жизни: «Какая всюду нас окружает красота! Какое
величие!..» «Надо жить и жить красиво!
Надо побороть и забыть свои страдания, надо пользоваться жизнью, ее светом, ее
радостью, как блеском солнечного дня» (И.И. Левитан). «Левитан показал нам то
скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, - его душу, его
очарование» (М.В. Нестеров)
Автопортрет молодого Левитана датируется
1880-ми годами.
«Левитан любил природу как-то особенно... Любил ли
Левитан свое искусство? В этом, разумеется, не может быть сомнений. Если он
любил что-нибудь в жизни всеми фибрами своего существа, то именно искусство...
Искусство было для него чем-то даже святым. Верил ли он в себя? Конечно, да,
хотя это и не мешало ему вечно сомневаться, вечно мучиться, вечно быть
недовольным собой. Левитан знал, что идет верным путем, верил в этот путь,
верил, что видит в родной природе новые красоты, но в то же время ему вечно
казалось, что он не передает и доли всего найденного, всего, что жило в его
душе». (М. Чехов. «Из далекого прошлого». 1960 г.)
Левитан И.И. Золотая осень. Слободка.
Фрагмент
Цитата из статьи Константина Паустовского «Исаак Левитан»:
«Самые мягкие и трогательные стихи, книги
и картины написаны русскими поэтами, писателями и художниками об осени. Левитан,
так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и
мимолетного времени года.
Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями
зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом,
пурпуром и серебром. Изменялся не только цвет земли, но и самый воздух. Он был
чище, холоднее, и дали были гораздо глубже, чем летом. Так у великих мастеров
литературы и живописи юношеская пышность красок и нарядность языка сменяется в
зрелом возрасте строгостью и благородством.
Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все
осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста
"осенних" картин, не считая этюдов.
На них были изображены знакомые с детства вещи: стога сена, почернелые от
сырости; маленькие реки, кружащие в медленных водоворотах палую листву; одинокие золотые березы, еще не обитые
ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но
во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль
прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел
перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю».