Духовная красота Соловецких островов
Соловецкие отражения
(Автор фотографий иеромонах Стефан)
«...ВЕДЬ ГДЕ-ТО ЕСТЬ ПРОСТАЯ ЖИЗНЬ И СВЕТ, ПРОЗРАЧНЫЙ,
ТЕПЛЫЙ И ВЕСЕЛЫЙ» (АННА АХМАТОВА)
Под покровом тумана
Свет духовного отражения
Соловков осознается как тайна приобщения к мгновению вечности. Для многих из
нас это духовная родина, где прошла первая исповедь, испытана радость первого
причастия и ощущения причастности к Церкви единой.
Соловки отражаются в нас, мы
— в Соловках. II человек чуткий постоянно возвращается сюда, либо
паломничеством, либо мыслями, либо своим творчеством, стараясь сохранить в
сердце монастырь как живую свечу, теплящуюся перед Богом молитвой за весь мир
.
ПРОБЛЕСКИ ВЕЧНОЙ КРАСОТЫ
Триединый образ. Глава Благовещенской
церкви
Соловки, как чуждая унынья,
откровенная песня радости, принесенная нам в дар автором альбома...
За зрительными образами —
модель мироздания, в которой странным образом сплелись мир реальный и
художественный, видимый предмет и его духовное отражение.
Здесь мы, наш мир, наш
сегодняшний дух. соприкосновение с «островом спасения» от озарения первых
насельников монастыря на берегу студеного моря до интуитивного прозрения
сегодняшнего фотохудожника, инока, сумевшего схватить проблески вечной красоты
и остановить миг, в котором разом уместились и необъятный мир, и древний
зодчий, и его миропонимание.
«ИСКУССТВО И СОСТОИТ В ТОМ, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ДОСТУПНЫМ
НАШЕМУ ВЗОРУ ВЕЩИ, О КОТОРЫХ ОНО ПОВЕСТВУЕТ, КАК ОТНОСЯЩИХСЯ К БУДУЩЕМУ НАШЕМУ
СОСТОЯНИЮ, ИЛИ НЕВИДИМО ОКРУЖАЮЩИХ НАС В ЭТОМ МИРЕ. ОНО ДАНО НАМ, ЧТОБЫ МЫ МОГЛИ ВООБРАЗИТЬ
ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО СВИДЕТЕЛЕЙ НА НЕБЕ, НА ЗЕМЛЕ, НА МОРЕ...» (Д. РЕСКИН)
Закат в золотистой патине
Между сосен – песок да трава.
Сон ли это, быль или небыль?
Соловецкие острова.
Край земли между морем и небом.
Неуместны любые слова.
Родом мы – от Бориса и Глеба.
Смертна плоть. А душа права –
От рожденья глазами – в небо.
И умолкнет лихая молва.
… Не свинцом. Не единым хлебом...
Соловецкие острова.
Край земли, уходящей в небо. 1995 (Виолетта Баша. https://www.chitalnya.ru/work/4957 )
Сон ли это, быль или небыль?
Соловецкие острова.
Край земли между морем и небом.
Неуместны любые слова.
Родом мы – от Бориса и Глеба.
Смертна плоть. А душа права –
От рожденья глазами – в небо.
И умолкнет лихая молва.
… Не свинцом. Не единым хлебом...
Соловецкие острова.
Край земли, уходящей в небо. 1995 (Виолетта Баша. https://www.chitalnya.ru/work/4957 )
МЫ СЛОВНО РАСТВОРЯЕМСЯ В ЛЕГКОЙ ПРОЗРАЧНОСТИ
ИЗОБРАЖЕНИЙ, ВОЗНИКАЮЩИX КАК ОБЛАКА ПЕРЕД ГЛАЗАМИ ТОГО, КТО ПРИКОСНУЛСЯ К ВЕЧНОСТИ
Средь небес гладь водная
Все окружающее, и вместе с
ним мы смотрим, как в опрокинутый мир своих отражений, пропуская через себя
реальность мира. Удивительные по красоте архитектурные образы, созданные
эффектами контражура и заката... От зданий лишь зубчатый силуэт в мягкой ряби
воды... отражения неба в озерах... отражение целого мира в дождевой капле... и
отражения света, не умирающего даже в тенях.
…И ЛЮБЕЗНАЯ БЕЛИЗНА НЕ ПРИЧИНЯЕТ БОЛИ СОЗЕРЦАЮЩЕМУ
Солнышко светлое в вечере тихом
Мы словно возвращаемся на
Соловки ранним утром, когда солнце еще скрыто монастырской стеной. массивом
собора, погруженным в предрассветный туман и незадолго до приближения вечера,
когда свет по-особенному прозрачен м золотист и становится свечением, а
«любезная белизна» не причиняет боли созерцающему. Мы видим особое очарование в
обычном, и посредством мимолетных впечатлений пытаемся удержать поэтическую
красочность природы, ее поэтический динамизм. Свет то глуше из-за тени
деревьев, то откровенно сияющий, а то смягченный облаками и распространяющийся
как какая-то неясность, открывающая глубинность пейзажа.
ПРОЗРЕНИЯ В ИНОЙ МИР, НИКОГДА НЕ ЯВЛЯЮЩИЙСЯ В
ОБНАЖЕННОМ ВИДЕ
Вид от Белой башни
Мы ощущаем мимолетное
движение ветра и мягкость туманных перелесков, мерцание стволов деревьев среди
колышущейся листвы и оставленные следы на воде, тающий в дымке монастырь и
чудесное видение — Небесный Иерусалим. Трепетность отражений, переливающихся,
мистически живых...
Такие восприятия могут
содержать и себе прозрения в иной мир, никогда не являющийся в обнаженном виде.
ОТРАЖЕНИЯ В ОТРАЖЕНИЯХ, РАСКРЫВАЮЩИЕ ТАЙНУ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЕРДЦА
Величавая старина
Образы этого Царства, его
черты чуть слегка обозначены. Вспомним чудесное видение преподобному Зосиме,
или описанные отцом Павлом Флоренским миражи: «...Северного сияния не видно, если оно есть. Зато начался сезон других
явлении — миражей. По утрам на западе от севера до юга, над морем бывают видны
с удивительной отчетливостью крутые увесистые берега, покрытые снегом фиорды, и
будто здания...». Отражения в отражениях, раскрывающие тайну сердца
человека, уже ставшего «иным» и все усилия своей душа устремляющего к тому,
чтобы увидеть невидимую и великую божественную красоту.
КРАСОТА В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА СОЗДАНА БОГОМ…
«…во отоце окияна моря»
Приведем в слова русского
философа В. Ильина: «Для того, кто хочет и может видеть далее грубой коры
вещества, черный монашеский клобук над русской живописью, поэзией, музыкой,
философией будет всегда виднеться как бы в тонком сне... И если это видение не
улавливается, то значит, что либо считающий себя видящим в действительности слеп,
духовно слеп, либо автор произведения отклонился как блудный сын, ушел на
сторону далече...»
Золотолучистый рассвет
Никольская церковь
В лодке
Небо ли такое белое
Или солью выцвела вода?
Ты поешь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.
Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.
Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно – Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.
Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит,
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.
Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день…
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень. (С. Есенин). Известно, что Сергей Есенин вместе с друзьями посещал Соловки в 1917 году.
Или солью выцвела вода?
Ты поешь, и песня оголтелая
Бреговые вяжет повода.
Синим жерновом развеяны и смолоты
Водяные зерна на муку.
Голубой простор и золото
Опоясали твою тоску.
Не встревожен ласкою угрюмою
Загорелый взмах твоей руки.
Все равно – Архангельском иль Умбою
Проплывать тебе на Соловки.
Все равно под стоптанною палубой
Видишь ты погорбившийся скит,
Подпевает тебе жалоба
Об изгибах тамошних ракит.
Так и хочется под песню свеситься
Над водою, спихивая день…
Но спокойно светит вместо месяца
Отразившийся на облаке тюлень. (С. Есенин). Известно, что Сергей Есенин вместе с друзьями посещал Соловки в 1917 году.
Молитва в дорогу
Источник:
Соловки – духовная твердыня Беломорья: Фотоальбом,/ фото иеромонах
Стефан; текст Алла Ивановна Иванова: Перевод Татьяна Николаевна Клушина.
–Архангельск: Архангельское подворье Спасо-Преображенского ставропигиального
Соловецкого мужского монастыря, 2005. – 128 с., иллюстрации
«Соловки – это северный форпост Русской Православной
Церкви, место, отмеченное величием и подвигами монахов. Но вместе с тем это и
трагическое место, где многие и многие пострадали за веру и правду.
Нот уже десять дет как идет возрождение обители, и
наша главная задача - вернуть ее духовное значение для всех православных людей.
вернуть то благолепие, которое всегда отличало Соловки, что бы паломники имели
возможность всегда приезжать в святыню - одну из русских Голгоф» (Патриарх Московский п Всея Руси Алексий
II. 2о августа 2001 года)
Комментариев нет:
Отправить комментарий