Разговор о композиции. Эскиз
Автор текста: В. Маторин,
художник
В. Маторин. Ледовое побоище. Масло. 1997
В творчестве и преподавании
одной из самых сложных и наиболее интересных проблем является композиция. Ее по-разному
понимают педагоги и профессиональные художники. Однако в основе лежит
целостная и важная для всех сумма правил. Они полезны для начинающего
живописца не потому, что это свод готовых рецептов. Такого в искусстве не
бывает. Вместе с тем, в этой науке — а композиция это наука! — воплощен
многовековой опыт раздумий, наблюдений и творческих прозрений. Умение грамотно
и тактично пользоваться этим великим наследием — признак высокой
профессиональной культуры любого мастера.
В преподавании наиболее часты
замечания о том, что у молодого художника «разваливается» композиция. Предметы
мелковаты в данном формате. Или, наоборот, они излишне крупны и «вываливаются»
из холста. Порой мы видим, что неверны тональности, по-плакатному кричащ и не
собран колорит. Все это, мне думается, от нарушения этапов выявления
композиционного замысла. Нередко — от невнимания к тому, как учащийся решал
первый этап к картине - эскиз.