Разговор о композиции. Эскиз
Автор текста: В. Маторин,
художник
В преподавании наиболее часты замечания о том, что у молодого художника «разваливается» композиция. Предметы мелковаты в данном формате. Или, наоборот, они излишне крупны и «вываливаются» из холста. Порой мы видим, что неверны тональности, по-плакатному кричащ и не собран колорит. Все это, мне думается, от нарушения этапов выявления композиционного замысла. Нередко — от невнимания к тому, как учащийся решал первый этап к картине - эскиз.
А. Рябушкин. Едут. (Народ московский во время въезда
иностранного посольства в Москву в конце XVII века). Масло. 1901. ГРМ
Задача эскиза - зафиксировать
на бумаге или холсте сюжетное воплощение образа. Все это целесообразно сначала
определить в рисунке. Порой в самом общем, лишь зафиксировавшем наиболее важные
идеи замысла. Найти пропорциональные соотношения фигур, тонально-пластических
масс, групп предметов. К примеру, когда мы с художником П. Поповым работали над
большим полотном «Куликовская битва», то сначала почти все задачи постарались
решить на этапе эскиза. В карандаше, масле их было создано более пятнадцати. Мы
решали: какими средствами
выявить композиционный
центр работы, сколько будет
неба, земли в картине и как расположатся главные и второстепенные персонажи,
как выявятся в действии их характеры. В этот период нам
необходимо было определить границы большого цветового пятна. Это всегда
помогает найти нужный контраст или, наоборот, подчеркнуть гармонию.
И. Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти
трех невинно осужденных. Масло. 1888. ГРМ
Опытные художники любили
повторять, что картина — это цветовое пятно, наложенное на сюжет. Им
определяется эмоционально-психологическая
выраженность картины. Этот способ был использован мною при работе
над картиной «Ледовое побоище», «Казнь Пугачева». Здесь много значил анализ
работ таких выдающихся русских живописцев, как А.А. Иванов, Н.Н. Ге, И.Е. Репин.
Об этом в мою студенческую пору нам часто говорил наш педагог Н.Н. Третьяков.
В подобном подходе немалую роль сыграло и внимательное изучение монографий о
творчестве отечественных художников. Хочу добрым словом вспомнить и отдельные
тома «Мастера искусства об искусстве».
В. Васнецов. После побоища Игоря Святославича с
половцами. Масло. 1880. ГТГ
И. Горюшкин-Сорокопудов. Сцена из 17-го столетия
Разумеется, всегда в фокусе
нашего зрения должна оставаться образно-чувственная задача. Однако художнику
необходимо ее убедительно и с эмоциональной силой выявить. Для этого в эскизе,
уточняя свои представления, размышляя о сюжете, полезно (но как говорится, с
умом), «погонять» облака-пятна объемов, пластических групп и масс на поле
бумаги.
В. Маторин. Эскиз к картине «Ледовое побоище». 1 Картон, масло. 1997
Это позволит найти
оптимальное соответствие сюжетно-важных «узлов» будущего произведения. В это
время, сопоставляя разные варианты, можно от чего-то, что сначала кажется удачным,
даже отказываться. Ища нужное живописное решение, надо понимать, что будущую
картину нельзя превращать в живописный полигон, гоняя по нему краску из угла
в угол. Это нужно закончить на этапе генерального эскиза. В картине же,
сохранив найденный образ, придется, наоборот, собирать и укреплять сюжет и
пластику точными деталями, подтверждающими верность исторической правде.
Только тогда картина имеет в дальнейшем шанс состояться как явление искусства.
В батальной композиции, к
примеру, это даст сумму разнообразных смыслово-обусловленных действий, убедительность
показа этапов или результатов борьбы. Границы такого «пятна» (сначала
смыслового) помогут выявить особенность силуэтов, выразительность жестов, насытить
изображение реальностью. Здесь приближается этап использования исторических
знаний. Персонажи «одеваются» в соответствующие костюмы. Для картины
отрисовываются формы оружия, ищутся другие необходимые и точные детали.
Конечно, бывают и исключения.
В. Маторин. Казнь Пугачева. Масло. 2000
В своей дипломной картине
«Казнь Пугачева» мне, для получения нужного впечатления, пришлось одеть
сенатского чиновника в генеральский мундир. Иначе его коричнево-зеленый
форменный кафтан зрительно терялся бы рядом с другими персонажами и почти
пропадал на фоне панорамы московских зданий.
В. Маторин. Эскиз к картине «Казнь Пугачева». Бумага,
масло. 2000
Разрабатывая эскиз, следует помнить,
что повторяемые крупные массы, излишне крупные фигуры, как и их измельчение в
плоскости изображения, наводят скуку. Найденные общие силуэтные или предметные
«пятна» позволяют внутри изображенной формы определить оси симметрии или
асимметрии, выявить движения, ритмы, статику. Затем наступает этап включения
сюжетного решения в формат. Пространство изображения двухмерно.
Реалистическая картина традиционно трехмерна. Добавление иллюзии глубинности
изображения наталкивается на ряд соединенных с этим трудностей.
В. Маторин. Этюд к картине «Казнь Пугачева». Картон,
масло. 2000.
Первая — в поиске границ
изобразительной плоскости. Мы знаем, что не слишком удачны очень длинные
(фризовые) соотношения высоты и длины холста. Всегда стоит помнить и о том, что
угол нормального зрения не превышает 38 градусов, то есть сужает сферу
традиционного восприятия плоскости. Трудны, чаще неудачны для результата и
чрезмерно вытянутые вверх форматы картины. Полезны классическая форма «двух,
двух с половиной квадратов», прямоугольника или вертикального формата,
построенных с учетом принципа «золотого сечения». Эти границы, гармонизируя
плоскость, сами по себе помогают дальнейшей работе. Не менее существенен
размер полотна. Выдающийся отечественный пейзажист А.М. Грицай любил
повторять, что каждому выразительному сюжету соответствует свой, единственно
верный размер.
Талантливый художник
реализует свою картину через колорит, живописный образ, построенный на вариациях
сложных цветов. Старинное правило «светлый верх - темный низ», или «верхний и
нижний силуэт картины», тоже заставят нас мыслить более конструктивно и
изобретательно.
Старые мастера сознательно
ограничивали себя в количестве используемых красок. Выбирая при этом самые
стойкие и долговечные цвета, они параллельно решали и задачи гармоничных
смесей, когда еле ощущаемые уподобления цвета в тех или иных сочетаниях
помогали объединять колорит. Естественно, что «настрой» палитры в каждом
случае должен соответствовать замыслу и не повторяться из картины в картину.
Часто спрашивают — что такое
композиция? Обычно отвечаю, что для живописца это, прежде всего, ясность
мышления. Можно увидеть поразительную сцену, вообразить любой сюжет и не
суметь его убедительно и творчески отобразить. Что греха таить — у самого на
стеллажах немало начатых, но незавершенных эскизов или картин. Встречаюсь с
подобным и в творчестве коллег. В искусстве талантливо и продуманно решенная
композиция — в выявлении сюжета, тона, цвета — это всегда встреча с самым интересным
для зрителя. Уникальностью авторского дарования, способностью показать мир в
его неожиданных новых чертах и образах.
После этого наступает
основной этап. Мы подходим к написанию картины на холсте. Если вся идея уже в
воображении решена, то остается только исполнительское мастерство. В истории
искусства мы знаем такие примеры в творчестве И.Е. Репина или И.К. Айвазовского,
завершавших свои полотна в поразительно короткие сроки. Художники фактически
видели свои произведения внутренним зрением. Но начинающему живописцу полезно
всегда иметь перед глазами свой эскиз. Это поможет сохранить целое и избежать
ошибок. Работа над холстом в процессе написания картины также подчиняется своей
внутренней логике. Но об этом мы поведем разговор в следующей статье.
Источники:
Маторин В. Разговор о композиции. Эскиз. // Журнал
«Юный художник». – 2007 год, № 6. –с.34-37. - (Уроки изобразительного искусства)
Комментариев нет:
Отправить комментарий