СВЯТОЙ ВЛАДИМИР
Автор текста: Ж.
Белик, кандидат искусствоведения
В
истории каждой страны есть свой Просветитель. Дело просвещения Руси светом
православной веры, духовное и политическое объединение разрозненных племен в
единое государство связано с именем князя Владимира Святославича. Поэтическая
народная память сохранила образ киевского князя, Красного Солнышка, Крестителя
Руси, в церковной истории он прославлен как равноапостольный. Иконопись в
полной мере выразила его значение в истории Святой Руси, а также любовное
уважение русского народа.
Владимир Святославич был сыном киевского князя Святослава Игоревича и внуком равноапостольной киевской княгини Ольги (+ 969). Год рождения Владимира неизвестен, но из сопоставления сведений из отечественных и зарубежных источников можно сделать вывод о рождении князя между 955 и 963 годами, причем наиболее вероятной выглядит дата около 960 года.
Согласно Повести временных лет матерью Владимира была «ключница» св. княгини Ольги Малуша, дочь «Малъка Любечанина», то есть уроженца города Любеча близ впадения Десны в Днепр. Внебрачное происхождение в древнерусском княжеском семействе раннего Средневековья, как и в целом по Европе того времени, не ущемляло династических прав. Об этом свидетельствует и данное при рождении Владимиру Святославичу княжеское имя, которое попадает в обиход других сословий только в XIX веке.Воспитателем
Владимира был известный былинный богатырь Добрыня. После смерти княгини Ольги,
управлявшей государственными делами в отсутствие сына, князь Святослав,
отправляясь во второй балканский поход, выделил сыновьям уделы. Владимиру
достался Новгород, куда он отправился вместе с Добрыней; верный помощник и
воспитатель князя, кроме известных военных талантов, поэтически описанных в
русских былинах, обладал и государственным умом. Через некоторое время после
гибели Святослава (весна 972 года) между сыновьями разгорелась междоусобная
война, в результате которой сначала в борьбе с Ярополком погиб Олег, а затем
Владимир победил Ярополка и овладел Киевом. С 972 года начинается 10-летний
языческий период его киевского княжения. Повесть временных лет описывает
предпринятую им «языческую религиозную реформу»: установление на Старокиевской
горе, рядом с княжеским двором, «кумиров», которым были установлены
жертвоприношения, в том числе и человеческие. Язычество не удовлетворяло
религиозность самого Владимира Святославича и мешало дальнейшему развитию государства:
Русь стояла перед необходимостью вступления в семейство христианских держав.
Из
всей совокупности данных крещение Владимира и его деятельность по
христианизации Руси предстает как сознательный, целенаправленный выбор.
История обращения князя изложена в Повести временных лет в виде Сказания об
испытании вер, где повествуется о последовательном приходе к нему посольств от
мусульман (волжских булгар), латинян, хазарских иудеев и из Византии, каждое
из которых убеждает киевского князя принять их веру. По разным причинам он
отказывает первым трем посольствам и благосклонно выслушивает пространную
Речь философа, который кратко опровергает учение мусульман, латинян и иудеев,
сжато излагает ветхозаветную историю, ветхозаветные пророчества об отвержении
иудеев и пришествии Спасителя, затем переходит к событиям новозаветным и,
наконец, производит большое впечатление на князя, нарисовав перед ним яркую
картину Страшного суда.
Князь Владимир.
Фреска. Архангельского собора Московского Кремля. 1652 - 1666
После
чего Владимир по совету дружины отправляет собственные посольства, которые,
побывав в мусульманской мечети, латинской церкви и на патриаршей службе в
Царьграде, поразились красотой греческого богослужения. В результате князь и
дружина решают принять «закон греческий» еще и потому, что именно его в свое
время приняла княгиня Ольга. Иконописная традиция представляет святых
равноапостольных князя Владимира и княгиню Ольгу равными по значению в
христианизации Руси, поэтому на некоторых иконах они изображаются вместе
одинаковыми по возрасту, несмотря на то что в реальной истории княгиня Ольга
была родной бабушкой князя Владимира. На иконах они предстают в русских
княжеских или византийских одеждах с крестом в руках, на головах русские
княжеские шапки или короны. Крест в руках равноапостольных святых означает не
знак мученичества, как на иконах святых мучеников, а символ утверждения ими
христианской веры в своей стране. В стенных росписях фигуры князя Владимира и
княгини Ольги помещаются, как правило, симметрично на двух центральных
столпах, как, например, в Архангельском соборе Московского Кремля, где князь
Владимир изображен с поднятыми вверх руками, воздетые руки символизируют
моление о новообращенных людях и о всей Русской Земле.
В. Васнецов. Крещение
князя Владимира. Роспись Владимирского собора в Киеве. 1885 - 1896
Крещение
Руси началось с крещения самого князя Владимира. В отношении обстоятельств и
времени Крещения князя в древнерусских источниках нет единства, что отмечал и
составитель Повести временных лет. Первая версия, получившая название в науке
«Корсунская легенда», которой придерживался и составитель Повести, повествует
о крещении князя в 988 / 89 годах в крымском городе Корсунь (Херсонес) и сводится
к следующему: решив принять крещение, Владимир с дружиной захватил византийский
город Корсунь. После этого князь послал послов в Константинополь, требуя
отдать за него замуж царевну Анну, сестру византийских императоров Василия II
и Константина VIII, они уговаривают сестру выйти замуж за киевского князя при
условии крещения последнего. Владимир соглашается, Анна с группой священников
прибывает в Корсунь. В это время Владимира поражает внезапная слепота, от
которой он исцеляется во время крещения. В росписи «Крещение Владимира» на
стенах Владимирского собора в Киеве Виктор Васнецов изобразил момент
исцеления. В баптистерии (крещальне) византийского храма происходит
трехкратное погружение Владимира в воду, местный епископ совершает таинство
крещения, вокруг греческие священники и дружина - ближайшее окружение князя, на
их глазах происходит превращение Владимира-язычника во Владимира-христианина.
По замыслу художника в момент крещения произошло исцеление Владимира от
слепоты телесной и духовной. Все источники свидетельствуют о глубоких переменах
в характере князя после крещения. Прославленные в народных сказаниях княжеские
пиры с дружиной сменились деятельностью, соответствующей идеалу христианского
государя. Нищелюбие (раздача продовольствия и денежной милостыни на княжеском дворе,
продовольствие также развозилось по городу для тех, кто сам не мог явиться к
раздаче) и человеколюбие Владимира-христианина отмечают все древнерусские
источники.
Дионисий. Князь Владимир. Фреска церкви Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. 1502
Равноапостольный
князь Владимир, святые князья Борис и Глеб. Икона из Софийского собора в
Новгороде. Конец XV века
Собранные
исторической наукой сведения о крещении князя не позволяют предпочесть одну
версию другой. Поэтому каждое изображение крещения Владимира показывает, какой
именно точки зрения по этому вопросу придерживался художник. Так, например, Виктор
Васнецов следовал в точности за автором Повести временных лет и показал
крещение Владимира в византийском храме, то есть за пределами Руси.
Древнерусские
источники единодушно утверждают, что в крещении Владимир был наречен Василием в
связи с тем, что его заочным крестным отцом был византийский император Василий
II (такова была обычная практика византийских «политических» крещений). Первые
шаги по христианизации Руси были предприняты немедленно после возвращения в
Киев: разрушение языческих святилищ в столице и крещение были, очевидно,
предприняты во всех крупных городах, хотя прямые указания на этот счет есть
только относительно Новгорода.
Князь Владимир в
молении. Начало XX века
Важнейшим
шагом стало учреждение в Киеве митрополии патриархата (не позднее 996 года) и
нескольких епископских кафедр. Развернулось деревянное храмовое строительство.
Согласно митрополиту Иллариону, при Владимире Святославиче появились и первые
русские монастыри. Уже в 990 / 91 или 991 / 92 (по хронологии Повести временных
лет) князь заложил в Киеве каменную церковь Пресвятой Богородицы Десятинную,
для ее строительства были приглашены греческие мастера и переданы иконы, мощи
и церковная утварь, вывезенные из Корсуни. Служили в ней греческие священники.
Владимир
Святославич скончался внезапно в своей загородной резиденции Берестове и был
погребен в Десятинной церкви. После его смерти на Руси разгорелась кровавая
междоусобная война Владимировичей (сыновей князя Владимира), в которой погибли
и святые князья Борис и Глеб, а также Святослав. Гроб и мощи святого Владимира
были утрачены под развалинами Десятинной церкви в 1240 году после захвата Киева
монгол-татарами. В 1632 - 1636 годах при разборе руин с целью постройки новой
церкви при митрополите Петре Могиле были обнаружены мощи, которые были
утрачены во время Второй мировой войны.
Владимир
Святославич вручает Борису меч и отправляет его на войну с печенегами. Погребение
князя Владимира, умершего в отсутствие сына. Клейма иконы «Борис и Глеб с
житием». Вторая половина XIV века
О
времени прославления князя Владимира точных сведений не имеется. Можно
предположить, что очень рано после окончания усобицы Владимировичей в 1026 году
русские люди уже осознавали деятельность князя как благодатный подвиг
равноапостольного государя. Однако вследствие отсутствия чудотворений от мощей
и других причин почитание князя Владимира не получило широкого распространения.
Его житие появляется в Прологах в первой половине XIII века, хотя, несомненно,
протографом для него послужил неизвестный список домонгольского времени.
Ранние иконы изображают князя Владимира с его святыми сыновьями Борисом и
Глебом. В первое время почитание князя Владимира было в тени рано установившегося
празднования святым Борису и Глебу. Сцены с изображением Владимира
Святославича появились во второй половине XIV века в житийных иконах св.
Бориса и Глеба. Два первых клейма иконы показывают князя Владимира сидящим на
престоле, он посылает Бориса на войну с печегенами, следующее клеймо -
погребение Владимира - изображает вынос завернутого в саван тела из терема в
Берестове и его захоронение в Десятинной церкви.
Прижизненные
изображения Владимира на монетах и печатях передают некоторые физиогномические
черты и атрибуты, которые в точности повторяются на иконах и фресках: Владимир
с усами, в плаще, с крестом в правой руке и в императорском венце.
Род царствия
благословится. Фреска Ильинской церкви в Ярославле. 1716
Почитание
Владимира как родоначальника святой династии русских государей нашло выражение
в настенных росписях многих русских храмов. Композиция «Род царствия
благословится» в Ильинской церкви Ярославля показывает генеалогическую связь
московских правителей со святыми киевскими князьями (1716 год). В основании
древа государей самым первым святым в династии изображен князь Владимир.
Сохранилось изображение князя Владимира, созданное Дионисием, и другие
бесценные иконы и фрески - замечательные произведения безымянных мастеров
прошлого.
Белик Ж. Святой
Владимир./ Ж.
Белик, кандидат искусствоведения.// Журнал
«Юный художник». – 2007 год, № 7. –с.3 - 6. - (РУССКИЕ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ЛИЧНОСТИ В ИКОНЕ)
Комментариев нет:
Отправить комментарий