О русском художнике Филонове П.Н.
Автор текста: Михаил Сергеевич Лебедянский,
доктор искусствоведения
Когда
говорят, что искусство создается традицией, то это верно лишь отчасти, потому
что тогда трудно объяснить творческие явления, выходящие из ряда им подобных, а
самобытность художника во многом вообще необъяснима. Следует признать, что в
необычайных явлениях творчества есть неразгаданная тайна, а поиски источников рождения
неповторимых явлений искусства только лишь чуть приоткрывают завесу
таинственного.
Филонов
П.Н. За столом
Самобытность
художника надо принимать и воспринимать такой, какова она есть, и исходить в
своих суждениях, оценках и размышлениях о нем и его творчестве в первую очередь
из нее самой. Именно так надо относиться к такому художнику, как Павел
Николаевич Филонов, чье искусство сегодня, уже освобожденное из-под строжайших
запретов и огульной критики, все еще недостаточно известно, мало изучено и мало
понято.
Среди
всемирно известных русских художников, начавших свою деятельность в первые
десятилетия XX века, таких, как В. Кандинский, К. Малевич, В. Татлин, пожалуй,
самую трудную жизнь прожил П. Филонов. Даже К. Малевич, оставшийся навсегда в
России, как и П.Н. Филонов, был при жизни более признан и имел большие
возможности работать. Он удостоился персональной выставки в Третьяковской
галерее в 1929 году и выхода приуроченной к этой выставке брошюры о его
творчестве, написанной известным искусствоведом А. Федоровым-Давыдовым
Филонов такой чести при жизни удостоен не был. Почти в это же время, в 1930 году, в Русском музее была собрана и подготовлена к открытию персональная выставка П. Филонова, но она так и не открылась. Так что К. Малевич в этом смысле оказался счастливее П. Филонова.
В
конце 20-х годов ученики Филонова хлопотали перед Луначарским о пенсии для
художника. Но поскольку они боялись просить Филонова написать собственноручное
заявление с такой просьбой, все хлопоты оказались напрасными. Филонов ходил в
куртке, скроенной из военной шинели, спал на досках, на железной кровати, ел на
двадцать рублей в месяц.
Филонов
прошел классический путь «чудака от искусства», правда, с драматическим
акцентом. Когда А. Эфрос описывал этот
путь по отношению к знаменитому русскому граверу В. Фаворскому, он отмечал, что
у истории есть для этих случаев одна обязательная схема: «Она приготовляет им
некую жизненную пещеру, запрятывает их туда, плотно укрывает вход, трещит
морозом и метет метелицей, засыпая дорогу... Потом наступает положенный
историей срок и час. Из пещеры выходит нелюдим, поднимая над собой свое
искусство, как отшельник — крест. Мир сразу гулко и кряжисто ахает. Его
потрясает столько же косматость пещерника, сколько и сияние его мастерства. Грохочет
и трубит слава».
Филонов П.Н.
Дворники
У
Филонова была своя жизненная пещера в виде одной комнаты с двумя окнами, где он
работал, жил и умер. У него была многочисленная школа с учениками. Но когда он вышел из пещеры со своим искусством и создал свой
раздел на выставке «Художники РСФСР за
XV лет», мир гулко и кряжисто ахнул, но труба славы не загрохотала и сияния не
было. Встала неодолимой силой стена глухого официального негодования,
неодобрения и осуждения. Она поднялась
так высоко, что на долгие годы, на целое
тридцатилетие, закрыла напрочь
всякое упоминание имени
Филонова, его школы, его метода аналитического искусства.
Официальные
власти отвергли Филонова и его учеников от советского искусства. И это было
трагично. Но еще более трагично и печально, что его вместе со школой отвергли и
многие художники, тем самым способствуя недостойным действиям властей. Дать
возможность работать собрату так, как он хочет, не мешать ему, даже если он
провозглашает отличные от многих принципы и художественные приемы, не травить
его, особенно с помощью властей,— особый урок, когда мы раздумываем о судьбе
художника Филонова.
Филонов П.Н.
Масленица. 1913
Сейчас,
возможно, в это трудно поверить, но даже в начале 80-х годов, не говоря уже о
долгом периоде 30—70-х годов, не только картины, но и имя художника Павла
Николаевича Филонова было у нас в России под официальным запретом. Публиковать
репродукции его работ в печати, в книгах и альбомах было негласно запрещено,
так же, как и рассказывать о нем самом и его творчестве. Кстати, многие из тех,
кто этот запрет с усердием осуществлял, благополучно здравствуют и поныне.
Писать
о Павле Николаевиче Филонове очень трудно. Его внешний облик сохранили
малочисленные фотографии. Его жизнь и судьба поистине драматичны. Его живопись
почти не поддается литературному описанию. Ее надо видеть, чтобы составить
представление, причем, конечно, не по репродукциям, а в музеях и на выставках.
Редкие сохранившиеся фотографии представляют Филонова высоким, худощавым, со
строгим, сосредоточенным выражением лица. В нем не было ничего от
богемного представления о
художниках-футуристах, с которыми он начинал свой путь в «Союзе молодежи». Есть
фотография 1913 года, где сняты участники постановок оперы «Победа над солнцем»
и трагедии «Владимир Маяковский»: М. Матюшин, А. Крученых, И. Школьник, К.
Малевич и П. Филонов. Если прибавить к ним поэтов-футуристов, и в первую
очередь В. Хлебникова, В. Маяковского, В. Каменского, то будет ясно очерчен
круг единомышленников П. Филонова в годы его формирования и становления.
Филонов П.Н. на
Румынском фронте. Фото 1917 года. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/aa/Pavel_Filonov.jpg
Есть
фотография П. Филонова во время гражданской войны. Он сидит за столом,
исхудавший, коротко стриженный, в солдатской шинели. Тогда он был председателем
исполнительного военно-революционного комитета Придунайского края. Несколько
фотографий с женой Е. Серебряковой, политкаторжанкой. Если к этому прибавить
десяток-два фотографий еще, то и составится его скудный фотоальбом, который
можно закончить фотографией его могилы, снятой уже в 70-е годы, где видна
надпись: художник Филонов, 1883—1941.
Родился
П. Филонов в Москве, в семье кучера и прачки. Семья переехала в Петербург в
1897 году. Он учился в малярно-живописных мастерских, в частной мастерской
академика Л. Е. Дмитриева-Кавказского,
был вольнослушателем Высшего
художественного училища при Академии художеств. Систему академического
образования отверг, ушел из училища и начал самостоятельный творческий путь.
Выставлялся в Союзе молодежи. Служил
в 1916—1918 гг.
в действующей армии
на Румынском фронте. Вернулся в Петроград. Работал над
проектом реорганизации живописного и скульптурного отделений Академии
художеств. В 1930—1931 гг. в залах Русского музея была развернута его
персональная выставка, которая так и не была открыта. Он умер в декабре 1941
года, в начале блокады Ленинграда.
Сейчас
о Филонове многое известно, о нем писали и пишут русские и зарубежные писатели
и искусствоведы, вышли отдельные монографии и книги, прошли выставки. Но и
сейчас он представляется достаточно камерно, как это было на давних небольших
выставках в Новосибирском академгородке и в Доме культуры Института атомной
энергии им. И. В. Курчатова, когда о нем после долгих лет опять заговорили
вслух и Андрей Вознесенский написал в конце 60-х годов известное стихотворение
«Художник Филонов».
В
1966 году, в Праге, вышла книга Яна Крыжа «Павел Николаевич Филонов». Дошла эта
книга и до России, ее продавали в магазине «Дружба» в Москве. Искусствовед Г.
Игитян, который впоследствии встречался с Я. Крыжем в Праге, писал в одной из
статей в «Известиях», что Я. Крыж не видел в оригинале ни одной работы
художника: ему удалось раздобыть слайды. Удивительная история, как нельзя лучше
характеризующая отношение к Филонову в то время: хотя и был запрет показывать
его картины публике и даже специалистам, однако желание познакомиться с его
искусством и рассказать о нем читателям было так сильно, что, даже используя
только слайды, в Праге выпустили в свет монографию о нем.
Постепенно,
к середине 80-х годов, все запреты на Филонова отпали, о нем заговорили в
газетах и журналах, а Государственный Русский музей, где хранится основной
состав его художественного наследия, открыл в 1988 году его персональную
выставку. Так утвердилось общественное признание Павла Николаевича Филонова в
России.
Но
общественное признание и даже почитание еще не означают понимания и
проникновения в существо искусства художника. Филонов оказался неуместен при
жизни. Его бессребреничество, его фанатизм, его убежденность в правде своего
искусства были не поняты и не приняты. Только сейчас, признав его имя, как
гонимого и отвергнутого во времена расцвета социалистического реализма, его
приняли и стали воспринимать как уже известное и несколько странное явление.
Филонов П.Н., Германская война. 1914-1915.
https://vk.com/wall-123006400_13272?z=photo-123006400_457251563%2Falbum-123006400_00%2Frev
Для
автора этих строк он стал как бы вновь открытым на выставке «Москва — Берлин» в
марте 1996 года. Среди двух тысяч экспонатов выставки, среди многочисленных
картин о войне, написанных русскими и немецкими художниками, вдруг поразила и
выделилась картина Филонова «Германская война» (1915), совершенно по-особому и
неповторимо выглядящая среди массы фигуративных картин. По своей неожиданности
это впечатление было сродни впечатлению от картины Филонова «Пир Королей»
(1913) на выставке «Москва — Париж», когда хранители высшей власти над людьми и
всем миром предстали, изображенные художником, как гнилые, смрадные трупы.
Филонов
был удивительно чутким художником к важнейшим общественно-политическим
событиям. Но эта чуткость не имеет ничего общего с художественной конъюнктурой,
так распространившейся в советское время. Его творческий отклик на волновавшие
его душу и разум такие общечеловеческие события, как война и революция, был
глубоким, вдохновенным и ни на кого не похожим.
Выработанная
им система художественных приемов, с его точки зрения, отражала адекватно
современные ему события, то есть соответствовала уровню мировоззрения его
современников, уровню научного и художественного мышления XX века. В отличие от
предшественников Филонов поставил перед собой задачу написать не героев, не
эпизод, не сражение, а на одном холсте дать картину всей войны, как он ее
понимал. Это значит, что множество мыслей и горьких переживаний, которые
ежедневно тревожат личность, от сводок с фронтов, сообщений об убитых и
раненых, рассказы о битвах, схватках, уничтожении людьми друг друга, о слезах и
стенаниях на фронте, в тылу, в госпиталях и семьях, планы высших генералов о
наступлениях и контрнаступлениях, о самой философии войны и мира — все это и
многое другое, порой мимолетное и трудноуловимое, хотел передать Филонов на
своей картине. Для выполнения такой задачи художник считал вполне приемлемой ту
систему художественных приемов и образов, которую он выработал к этому времени.
Уже создан большой холст «Пир Королей».
Филонов П.Н. Пир
королей
Общий
колорит обеих картин имеет некоторое сходство: темная цветовая гамма, разряженная яркими синими,
красными и желтыми красками. «Пир Королей» наполнен реальными, видимыми
зрителю, фигурами. В «Германской войне» уже цельных реальных образов нет. Есть
только, порой с трудом различимые, части
человеческих фигур, выступающие как намеки на очертания лица, рук, ног, но никак не связанные с
реальными образами. «Пир Королей» полон символов и метафор. В «Германской
войне» уже вся картина в целом является
символом и метафорой, и надо весь холст воспринимать и расшифровывать как
единую метафору.
«Пир
Королей» жутковат всем своим колористическим и композиционным строем,
обрисовкой фигур — полутрупов, полускелетов, чудовищ, высасывающих плоть и
кровь из всего живого и чувственного в
мире. «Германская война» лишена такого подтекста, и можно только ощущать
расколотый и раздробленный на мелкие
частицы реальный мир образов и природы. В «Пире Королей» зрители видят
композицию картины и различают конкретные образы и предметы. На картине
«Германская война» нет цельных, четко очерченных реальных образов — только
ассоциативное мышление может прийти на помощь зрителю для понимания ее сути.
Если
сравнить картину «Германская война» с огромным количеством самых различных
картин на военную тему, то будет очень трудно представить себе, почему Филонов
именно так назвал свою картину. Ничего
конкретного, даже отдаленно напоминающего тему войны, в ней нет. Скорее мы
почувствуем космические колебания материи во Вселенной с мифологическими проблесками очертаний человеческих лиц или
частей фигур, почти так же, как
изображал в небесных сферах еле различимые личики херувимов на некоторых своих
больших алтарных картинах Рафаэль.
Филонов П.Н. Цветы мирового расцвета. 1915
https://vk.com/wall370716055_1395?z=photo-35292550_437290148%2Falbum-35292550_236751056
Так,
как Филонов написал «Германскую войну», он напишет все свои наиболее крупные и
знаменитые работы: «Ввод в мировой расцвет»,
«Формулу петроградского пролетариата»,
«Формулу комсомольца», «Формулу
весны». На протяжении своей творческой
жизни он не будет колебаться в выборе художественного метода. Филонов
окончательно сложился как художник в 1914—1915 годах, и вся его дальнейшая
судьба будет самовыражением найденных им приемов на его холстах и рисунках
и передачей этих открытий своим
ученикам.
Время
от времени, по просьбе своей сестры или под влиянием каких-либо иных
обстоятельств, он будет писать реалистические портреты, демонстрируя свою
академическую выучку и умение. Но
это будет не демонстрация
профессионального умения, а желание
доставить радость своим родным и близким, своим друзьям: «Портрет Е.Н. Глебовой, урожденной
Филоновой», «Портрет Армана Францевича Азибера с сыном», «Семейный портрет»,
Портрет М.Н. Филоновой, сестры
художника», «Портрет Е.Н.
Серебряковой».
Эти
работы, написанные в разные годы, только укрепляют каше мнение о мастерстве
Филонова, если понимать под этим выражением академическую выучку. Но не эти
работы определяют художественную индивидуальность мастера, его неповторимый
творческий облик.
Его
создания: «Пир Королей», «Коровницы», «Трое за столом», «Крестьянская семья
(Святое семейство)», «Цветы мирового расцвета», «Формула космоса»,— вот, что
составляет сущность его творческой жизни, его вклад в русское и мировое
искусство.
Свой
творческий метод Филонов назвал аналитическим, а себя — мастером аналитического
искусства. Уже в 1914—1915 годах он сформировал свои взгляды, написал
теоретические и литературные работы, определил свое отношение к кубизму и
футуризму, критикуя оба течения. На его картинах и рисунках жизнь проступает,
как прорастают цветы, деревья, различные растения в природе, поражая яркостью
красок и необычностью форм.
Филонов
считал себя исследователем, организатором, аналитиком в своих программных статьях
«Канон и закон» (1912), «Сделанные картины» (1914) он прямо, резко и
недвусмысленно заявлял, что его искусство не имеет ничего общего с прошлыми традициями,
взглядами, установками так же, как и с современным изобразительным искусством. Он —
революционер, Создавший теорию и практику аналитического искусства, выбравший
свой творческий путь в десятые годы двадцатого столетия и твердо следовавший по
нему до конца своей жизни.
Филонов П.Н.
Лица
В
статье «Канон и закон» он писал: «Мне дают понять, что кубофутуризм и Пикассо
не могли так или иначе не повлиять на меня в моей теории. Я знаю очень хорошо,
что делает Пикассо, хотя картин его не видел, но должен сказать, что лично он
влиял на нас не больше, чем я на него, а он меня не видел даже во сне... Из
нашего учения, что могли бы мы взять у кубофутуризма, пришедшего в тупик от
своих механических и геометрических оснований? Вот сущность и футуризма: чисто
геометрическое изображение объема и движения вещей во времени, а,
следовательно, и в пространстве, механических признаков движения предметов,
т.е. механических признаков жизни, а не органически создающей движение
жизни, пронизывающей, видоизменяющей и
сказывающейся такой в любой момент покоя или движения».
Путь
восприятия творчества Филонова предложен им самим и заключается этот путь в
том, что зритель должен почувствовать Картину или графический лист как часть
материального мира самой природы, но сделанного художником с помощью рисунка и
цвета.
Филонов
считал, что белое поле холста или бумаги — это невидимая часть природы.
Художник-мастер аналитического искусства, исследователь и изобретатель, каким
считал себя Филонов, должен на этом чистом поле взрастить, прорисовать,
прорастить видимую и невидимую духовную сущность окружающего нас мира линией,
цветом и формой. При этом не только видимая, но и незримая сущность мира,
вплоть до биологических, химических и других процессов, ежесекундно совершающаяся
в природе, а также самые отвлеченные и постигаемые только мысленно процессы,
например, космические движения светил или ток крови в наших сосудах,— в общем,
все видимое и невидимое должно владеть чувствами художника и передаваться его
руке, работающей на холсте или бумаге.
Изображение
создается художником от частного к общему, хотя общий замысел может интуитивно
ощущаться им в процессе работы. Но главное — можно начать изображение в любом
месте поля холста или бумаги и доводить его до совершенства выражения
интуитивной и аналитической мысли и чувств художника. При этом к уже
написанному квадратному сантиметру изображения можно возвращаться бесчисленное
количество раз, чтобы выразить самую сущность того или иного явления. Поэтому
целый ряд работ Филонова носят название «формул» — «Формула мирового расцвета»,
«Формула империализма», «Формула петроградского пролетариата», «Формула весны».
Здесь конкретное, по представлению художника, превращается во всеобщее и имеет
абсолютное значение.
Филонов П.Н.
Формула весны. 1925
Например,
Филонов создает «Формулу весны» — как квинтэссенцию переживаний, чувств,
зрительных восприятий весеннего времени года. И, глядя на его картину, вы не
увидите конкретного мотива весеннего утра или дня, а увидите живописную
композицию сродни музыкальной, где цвета, их ритмы, гармония согласования между
собой, линейные переплетения или переходы одной краски в другую должны создать
в душе зрителя состояние весны, а сама картина должна предстать перед нами как
поросль мирового духа, охваченного ощущением весны. Если вы почувствуете это,
то можно считать, что художник Филонов вами понят и принят.
У
Филонова в отличие от многих его современников не было деления на
дореволюционный и послереволюционный период творчества. Он целен в своем искусстве.
В 1916 году Филонова призвали в действующую армию. В 1918 году он вернулся в
Петроград. Прошли уже две революции, февральская и Октябрьская, и художник
полон сил и творческих желаний: ввод в «мировой расцвет» может и должен
осуществиться. Его дело, долг и призвание — реализовать собственные идеи в
живописи и графике.
Кажется,
сейчас его время. Он вышел из самых низов общества, революция — его стихия.
Планетарные, космические, социальные идеи, которые должны сделать человека
всевидящим и счастливым,— ему особенно близки. Он стремится отразить в своих
картинах не частное, а всеобщее — идеи «мирового расцвета», близкие всемирному
единству, равенству и братству.
Филонов П.Н.
Портрет И. В. Сталина, 1936. Масло на холсте. Русский музей.
99,0×67,0 см. https://ru.wikipedia.org/wiki
Вместе
с Малевичем, Татлиным, Матюшиным он работает в Институте художественной культуры.
Он открыл свою мастерскую всем, кто хочет у него и вместе с ним учиться
аналитическому искусству. В 1925 году он создает и возглавляет Коллектив
Мастеров аналитического искусства. В период наибольшей активности Филонова и
благоприятных обстоятельств, когда он еще не превратился в «столп формализма»,
отца «филоновщины» и в «помешанного врага рабочего класса» (критик Н. Богораз в
статье «На фронте искусств. Классовая сущность филоновщины», 1931), у него
училось до 40 учеников.
Уже
в конце своей жизни, в 1940 году, он писал начинающему художнику Басканчину об аналитическом
искусстве: «Работать надо так: веди в
работу весь свой ум, все свое умение верно соображать и точно рассчитывать...
Работай только маленькой кистью с острым концом. Не мажь, не пиши непродуманно
— широко. Все время рисуй кистью,
вырабатывая цветом форму, будто ты
работаешь остро очинённым карандашом и боишься его затупить и сломать, и вырабатывай цвет в
цвет, форму в форму на каждом
прикосновении кисти; умея работать таким способом, поймешь, что значит писать наверняка. Тогда
из-под твоей кисти на холсте останется
не дурацкий лживый мазок, как вас, учеников, приучили работать ваши невежды
преподаватели, а кусок того материала,
той материи, из чего состоит все в природе...
Поэтому работай так: начинай и веди работу от частного к| общем, от
частного до последней степени хорошо сделанного и развитого к общему, до последней степени
хорошо сделанному и развитому».
Так
же, как он советовал ученику, он работал сам, поэтому он считал и всегда так и
держался со своими учениками, что, работая вместе, но каждый над своим листом
бумаги или холстом, все они представляют
из себя содружество мастеров. У них нет подготовительных штудий, этюдов,
набросков, рисунков с гипсовых муляжей.
Сразу — за дело. Главное — усвоить аналитический метод, понять, что есть «глаз видящий» и
«глаз знающий», то есть различающий и
воспроизводящий линиями и красками всю совокупность знаний о внешнем и
внутреннем облике и строении того, что изображаешь.
Живопись
самого Филонова ни абстрактна, ни фигуративна. В ней есть и то, и другое. Но
такое соединение происходит не потому, что художник задается той или иной
манерой. Его холсты строятся и растут как органический мир природы, и художник
подчас сталкивается с неожиданным для него самого результатом своего труда на холсте или на бумаге. Так,
Пушкин, создавая «Евгения Онегина», не
знал, что в конце концов Татьяна решительно отвергнет любовь Онегина. Так же и
мастер аналитического искусства, создавая свою работу, строя ее из мельчайших
атомов — мазков кисти или движений остро отточенного карандаша — и
руководствуясь своей интуицией, в конце концов приходит к результату, который
порожден самим творческим процессом работы художника. Сам Филонов считал, что
над своими картинами он работает всю
жизнь и к каждой из них он может вновь вернуться и что-то доделать, дописать и
дорисовать. Кстати, поэтому он и не хотел расставаться с ними, продавать их или
дарить.
В
зрелые годы Филонов, высокий, худой, почти лысый, бедно и неказисто одетый,
производил впечатление на
окружающих своей убежденностью, почти фанатизмом, в правильности
избранного им пути в искусстве. Стойко следуя своим принципам, под
усиливавшимся давлением жестокой критики в своей адрес, неприятия его искусства
официальными властями и официальными художниками, он все более походил на
пророка новых, неведомых еще областей
творчества.
В
своей автобиографии, написанной в апреле 1929 года, он, именуя себя в третьем лице, писал: «С 23 г.,
будучи совершенно отрезанным от возможности преподавать и выступать в печати,
под планомерно проводимую на него кампанию клеветы в печати и устно, Филонов
ведет исследовательскую работу в развитие ранее данных им положений...
редактируя ранее написанное для печати; «делает» картины и рисунки, ведет
подпольную революционную работу в области изо, «делает» революцию в искусстве и
во всех его взаимоотношениях... Заказов Филонов не берет, за педагогику платы
не берет. От двух предложений издать его монографию отказался... На выставках
участвовал с 1910 года двенадцать раз, включая Берлинскую. С 23 г. не
выставляется. От участия на выставках Парижа, Америки, Дрездена, Венеции
отказался. Текущим летом Русский музей устраивает выставку его работ. Он имеет
более 300 «сделанных» картин и рисунков, являющихся решающим фактором в
советском, в пролетарском и в мировом масштабе.
Картин
он не продает — он решил их подарить Советскому государству, сделать их
выставку в городах Союза и в Европейских
центрах и сделать из них отдельный музей
аналитического искусства».
В
этом отрывке автобиографии Филонова мы читаем о его трудном положении, и о его
надеждах, и о его непреклонной воле —
все свое художественное наследие оставить Советскому государству для показа его
работ и создания постоянного музея. При его жизни все это оказалось
неосуществимым.
Вокруг
собранной в Русском музее в начале 30-х годов его персональной выставки
разбушевался скандал. В это время формировались принципы искусства
социалистического реализма, и работы Филонова с их недоступной поверхностному
глазу символикой, труднообъяснимыми для зрителей художественными приемами,
стали не образцом для подражания, а готовой мишенью для беспощадной критики.
Среди критического дружного хора чуть слышно звучали голоса поддержки, но даже
одобрительный отзыв официально признанного в то время И. Бродского, с которым
Филонов короткий период вместе учился, ничего изменить в его судьбе не мог. А
Бродский тем не менее написал в редакцию «Красной газеты»: «Я считаю — и это не
одно только мое мнение, что Филонов как мастер-живописец является величайшим не
только у нас, но и в Европе и в Америке. Его производственно-творческие приемы
— по краскам, по подходу к работе и по глубине мысли — несомненно наложат
отпечаток на мировую живопись и наша
страна может им вполне и заслуженно гордиться». В 1930 году Бродский еще мог
написать такой отзыв.
Филонову
ничто не помогло. Выставка так и не была открыта.
А
дальнейшее развитие официального искусства на принципах социалистического
реализма сделало его творчество примером того, как не надо писать картины.
Филонов не изменил себе, но каких это стоило ему сил и лишений. Именно тогда
его, порой с насмешкой и издевкой, стали называть «пророком», «апостолом». В
середине 30-х годов стало даже опасно числиться его учеником или поддерживать с
ним контакты. Близких ему людей вызывали в карательные органы. Судьба некоторых
его учеников после этого развивалась трагически. Особенно остро пережил Филонов
трагическую кончину своего талантливейшего ученика В. Купцова, чьи работы
сейчас имеются в экспозициях Русского музея и Третьяковской галереи.
Сам
Филонов, иногда выполняя случайные заказы ради «хлеба насущного», работал, ни
на что не отвлекаясь, до конца своих дней.
Сумрачный
характер его работ, чудовищные образы людей и зверей, жуткие, мрачные очертания
улиц и площадей фантастических городов в его живописи и в его графике можно
объяснить суровым и беспощадным отношением к нему, как к художнику. Он был в
мышеловке. Если бы он схватил приманку официальных заказов, то был бы
немедленно убит, как самобытный и неповторимый мастер. Не прикасаясь к ней, он
мог с трудом жить и работать, но выйти из созданной вокруг него железной клетки
недоверия и критики он не имел никакой возможности. Так и прожил он последнюю
часть своей жизни, ежедневно упорно работая, делясь принципами своего искусства
со всеми, кто не боялся их принять,
ограничивая и отказывая себе ради этого во всем самом необходимом.
Признание
к нему пришло через десятки лет после его смерти. Он разделил драматическую
судьбу некоторых великих художников, например, Ван-Гога и Модильяни с той лишь
разницей, что признание к нему шло значительно дольше, чем к ним. Даже
появление восьми рисунков Филонова в начале 90-х годов в парижском музее
современного искусства «Центр Жоржа Помпиду» было связано со скандалом, так как
было обнаружено, что их выкрали из Русского музея и заменили там искусно
сделанными копиями, чтобы не была замечена пропажа.
На
пороге XXI века Павел Николаевич Филонов предстает знаменитым русским
художником, проложившим свой неповторимый путь в искусстве для будущих
художников и многочисленных зрителей и почитателей его таланта.
Источник:
Лебедянский М. Филонов./ Михаил Лебедянский.// Журнальная статья
https://www.culture.ru/persons/10191/pavel-filonov
подробно о его биографии
http://spb-tombs-walkeru.narod.ru/srf/filonov.html
сестра художника вспоминает о своем брате
Комментариев нет:
Отправить комментарий