пятница, 4 февраля 2022 г.

Незабудка: задушевная красота цветка

 Незабудка: задушевная красота цветка

Державин Г.Р.
Незабудка
Милый незабудка цветик!
Видишь, друг мой, я стеня
Еду от тебя, мой светик, -
Не забудь меня.

Встретишься ль где с розой нежной
Иль лилеей взор пленя, -
В самой страсти неизбежной
Не забудь меня.

Ручейком ли где журчащим
Рукой омоешь летня дня, -
И в жемчуге вод шумящем
Не забудь меня.

Ветерок ли где порханьем
Кликнет, в тень тебя маня, -
И под уст его дыханьем
Не забудь меня.    1809 г.

Легенда «Незабудка»:

Когда Господь Бог, сотворив мир, почил от трудов Своих, то позвал к Себе первого человека – Адама, и при нем дал имя каждому животному; потом поставил перед Собой рядами все растения, стал посреди них, и каждому дереву, цветку, травке, былинке говорил подряд его название и для чего он назначен, до тех пор, пока они не запоминали все. Только один цветочек стоял безмолвно в большом смущении. Подняв на великого Творца свои голубенькие глазки и открыв Ему свое золотое сердечко, он в блаженном восторге все позабыл, кроме Создателя, и не мог ничего запомнить.

Опустив к земле цветы и бутончики, голубой цветочек залился румянцем смущения и умоляющим голосом пролепетал: «Господи! Отец всего создания, прости меня, я не мог оторвать от Тебя взоров моих и позабыл самого себя. Если Тебе будет угодно повторить мое название, я никогда его не забуду». Творец неба и земли, взглянув с любовью на этот цветок, произнес: «Вины нет в том, что ты забыл самого себя, Меня ты только не забудь», – и удалился. Цветок так и остался в блаженном состоянии божественного восторга, сделался любимцем всех и каждого. Господь наградил его за любовь к Себе прекрасным именем незабудки. Вложи и ты в свое детское сердце завет Господа, данный незабудке: «Меня ты только не забудь!»

Майков А.
***
…Лишь незабудок сочных бирюза
Кругом глядит умильно мне в глаза.

 

Кежун Б.

***
Незабудки — цветы полевые.
Колокольчики, и васильки.
И ромашек букеты живые, -
Вы, как молодость, сердцу близки. 

Коринец Ю.И.

Их видимо-невидимо, не сосчитаешь их!
и кто их только выдумал — веселых, голубых?
Должно быть, оторвали от неба лоскуток.
чуть-чуть поколдовали и сделали цветок.
Что за голубое облачко? Это цветы незабудки распустились на влажном зелёном лугу. У незабудки — пять голубых лепестков, жёлтый зрачок, белые реснички. На тонком гранёном лепестке маленькие, покрытые шелковистым пушком листья. За эти листья незабудки прозвали в народе мышиными ушками. Наверно, это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний существует о нем!

Незабудка - символ постоянства и верности у многих народов. Не зря же назван цветок незабудкой: "не забывай", "будь верен", "помни". Так называется цветок и у немцев, и у французов, и у англичан.
Прекрасен каждый цветок, но все вместе - впечатляющее зрелище. Небесно-голубая полянка!

Пришвин М.М.:

«Проснулся в два с половиной утра, когда на востоке внизу явно светлело, а повыше, в кулак величиной, горела звезда… А сейчас в десять утра я пишу о ней. На листике цветущего картофеля блестит крупная капля росы, и она для меня сейчас лучами своими поднимает такую же радость, как и та утренняя звезда. Только там, я знаю, это не звезда была, а небесная планета Венера, слишком нагретая солнцем, чтобы можно было на ней предполагать жизнь. А эта росинка неразоблачима, и ее теперь мне совершенно достаточно, чтобы ощутить ту же самую радость, какую в детстве давала планета.

И вот это-то и есть прогресс человека: не в том, значит, что он энергией мысли своей, познавая, гасит миры, а в том, что, погашая те, он смыслом мысли своей зажигает новые.

Купался и встретился первым глазом с незабудкой. Не знаю, что и думать, я ли на нее обратил внимание, или она сама заставила меня обратить на себя внимание после чтения страшной книги о бездушье вселенной?

В этой незабудке, с ее желтеньким солнцем внутри и с небом голубым о пяти лепестках, я встретил живую вселенную, побеждающую существом своим внутреннее бессмыслие ее вертящихся органов.

И пусть нет звездочек на небе, как «ангельских душек», зато есть на земле незабудки».

 Источники:

Пришвин М.М. Незабудки. // Пришвин М.М. Весна света. – М.: Жизнь и мысль, 2001. – С. 319-568.

Барышникова З.В., Фокина Е.А., Шапиро Д.Е. Сборник диктантов по русскому языку для V — VIII классов: Пособие для учителей. - М.: Просвещение,1966. - 342с.

Зёрнышки: Добрые истории для малых ребят: Вып.6. – Рязань: Зёрна-Слово, 2017. – 32 с.

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Соломин Н.Н., его картины

  Николай Николаевич Соломин  (род. 18.10.1940, Москва, СССР) — советский и российский живописец, педагог, профессор. Художественный руков...