Строгановское
лицевое шитье
Автор
текста Силкин А.
Источник: Силкин А. Строгановское
лицевое шитье./ А. Силкин.// Юный художник. – 1991. - № 9. – с.38- 42. – (Из истории русского искусства)
Авраамий
Ростовский. Надгробный покров. Фрагмент. Строгановское лицевое шитье. 1642-1649
г. https://megabook.ru/media
Среди
многообразной деятельности Строгановых в XVII веке -одной из самых ярких страниц
явилось лицевое шитье, в котором тесным образом переплелись роли заказчика, хозяйки
мастерской и исполнителя. Поэтому, наверное, произведения эти наиболее информативны
как исторические и художественные памятники. Если на протяжении XVI века самые
значительные работы создавались в царицыных мастерских, а в середине столетия
яркой вспышкой просияли шедевры княгини Ефросиньи Старицкой, то в XVII веке им
на смену пришла мастерская Строгановых в далеком Сольвычегодске.
Здесь увидели свет,
как отдельные выдающиеся памятники, так и серии шитых пелен с праздниками, избранными
святыми, комплекты литургических тканей и облачений, образцы миниатюрного шитья
и большие плащаницы и покровы, близкие по художественному строю монументальной
живописи. Строгановские мастерские просуществовали почти полтора века — с конца
XVI до тридцатых годов XVIII столетия. До нас дошло более сотни произведений, отразивших
зарождение, расцвет и угасание самой крупной школы в истории лицевого шитья.
Мощным
толчком для развития художественной и культурной жизни Сольвычегодска послужило
возведение Строгановыми Благовещенского собора, начатое в 1560 году. Первое освящение
храма было совершено в 1584 году и ознаменовало окончание строительства.
Украшался собор в основном при Максиме Яковлевиче, Никите Григорьевиче и Петре
Семеновиче — внуках Иоанникия Строганова. В 1600 году храм расписали
московские иконники Федор Савин и Стефан Арефьев. Очевидно, к концу XVI —
началу XVII века относится развитие иконных горниц, возникших несколько ранее.
В это время местные мастера работали под непосредственным влиянием столичных
иконописцев, сказавшимся и в памятниках лицевого шитья.
Пелена Рождество
Богородицы. Мастерская Анны Ивановны Строгановой, Сольвычегодск. https://ar.culture.ru/ru/subject/pelena-rozhdestvo-bogorodicy
Зарождение
этого вида искусства в Сольвычегодске связано с именем Никиты Григорьевича Строганова.
Все ткани, повседневные и праздничные шитые, упоминаются в первой Описи собора
конца XVI — начала XVII века как его вклад. Первым точно датированным памятником
лицевого шитья является плащаница 1592 года, хранящаяся ныне в Русском музее. Остальные
восемь произведений, названных в описи, не имеют даты. Из них известны сегодня
шесть, среди которых — пелена «Успение Богоматери». В описи о ней говорится: «Пелена
образовая Пречистые Богородицы Владимирские, что в киоте стоит у царских дверей,
вышито Успение Богородицы». То есть пелена подвешивалась под икону «Богоматерь
Владимирская». Факт изображения на пелене не одноименного с иконой сюжета, хотя
и того же — богородичного цикла, очень редок. Это придает особое значение пелене,
которая уже не является только украшением иконы.
Успение Богоматери.
Пелена. 1592-1901. 98 х 81. Сольвычегодский историко-художественный музей
Образуется
ансамбль, который расширяет символическое значение и иконы и пелены, раздвигает
временные границы произведений: от юной Богоматери — к усопшей, от Богоматери с
младенцем, ищущим защиты на ее руках,— к душе Богоматери на руках сына-Бога; от
Христа-младенца, которому еще только предстоит его земной путь и смерть на кресте,-
к Христу, сошедшему на землю «в сиянии славы», в окружении «небесных сил». Пелена
выполнена с незначительным использованием золота. Пряденым золотом (серебряной
позолоченной нитью, обвитой вокруг шелковой) шиты, помимо нимбов, одежды Христа
и Богоматери, крылья херувима и ангелов, детали ложа и одежд. Мягкими тонами голубого,
серого, вишневого и травно-зеленого шелка вышита основная часть доличного, фон
и каймы — красный атлас и голубая итальянская камка «виницейка» — остаются незашитыми.
Во
главе мастерских стояла хозяйка дома, что было обусловлено самим укладом
жизни. Можно предположить, что в создании первых памятников строгановского
лицевого шитья эту роль играла жена Никиты Григорьевича Евпраксия Федоровна, в
монашестве Евфимия. Уже в первый период существования мастерских в
Сольвычегодске это искусство стояло здесь на самом высоком уровне. Подобная
оценка относится и к художественной стороне — мастерству знаменщиков,
наносивших рисунок, и к художественно-технической — умению вышивальщиц. И все же
дошедшие до нас памятники не позволяют говорить о существовании своей «школы» с
устоявшимися характерными признаками. В целом памятники этого времени находятся
под влиянием столичного искусства, хотя уже намечаются черты, присущие развитому
строгановскому шитью.
Сороковые
годы XVII века считались ранее «белым пятном» в работе строгановских
мастерских. Но вот после реставрации в научный оборот введен покров «Авраамий
Ростовский», который может быть отнесен к этим годам.
Авраамий Ростовский.
Покров. 1642—1649. 198 Х 103
При
датировке шитья неоценимую помощь оказывает генеалогия рода. Андрей Семенович
Строганов скончался в 1649 году, а в 1642-м постригся в монахи под именем
Авраамия. Очевидно, он и был вкладчиком этого покрова, созданного в период его
иночества —1642—1649 годах.
Образ
Авраамия отличается от изображений этого святого на произведениях XVI — XVII веков.
На покрове не старец, как это было принято традицией, а человек в зените духовных
и физических сил, строитель и проповедник. Его лик решителен, освещен напряженной
мыслью. Благословляющий жест правой руки плавен, но энергичен. Мягкие
круглящиеся складки одежд выявляют мощь тела, облаченного в монашескую мантию.
Этот покров, безусловно, одно из самых прекрасных произведений русского
искусства XVII века.
Собор Новгородских
святителей Мастерская Анны Иоановны Строгановой, шитьё, пелена. Сольвычегодск.
сер. XVII в. https://in.pinterest.com/pin/737534876453322352/
Женитьба
Дмитрия Ивановича Строганова на Анне Ивановне Злобиной в 1650 году ознаменовала
особый период расцвета строгановского лицевого шитья. С этого времени и до 1675-го
— года смерти Анны Ивановны — из ее светлиц выходят десятки произведений. Это многочисленные
пелены большие и средней величины, покровы и плащаницы, комплекты предметов церковного
облачения и евхаристических тканей.
Царевич Дмитрий. Пелена.
1651—1654. 147 X 88
Один
из наиболее часто изображаемых образов — царевич Дмитрий — святой Дмитрия Андреевича.
Ему посвящены и большие пелены, сплошь шитые серебром и золотом, некогда украшенные
драгоценными камнями и жемчугом, и более скромные, а также отдельные клейма на
пеленах с другими сюжетами. Все они «совершены по обещанию» Дмитрия Андреевича
и «трудом и тщанием» его жены Анны Ивановны в ее мастерской. Представленная здесь
работа была первым таким произведением и предназначалась для ношения во время крестных
ходов. Две надписи позволяют определить сроки изготовления памятников. В правом
нижнем углу каймы золотом вышито: «Лета 7160-го года (по современному летосчислению—1651)
октября 19 день пелена благовернаго царевича князя Димитрия Московскаго и всея
Руси чюдотворца приложил Димитрий Строганов». На оборотной стороне: «Лета 7163-го
году (1654) месяца октября в 19 совершена бысть сия пелена святаго благовернаго
царевича и великаго князя Димитрия Московскаго и всея Руси чюдотворца по обещанию
Димитрия Андреевича Строганова». Таким образом, пелена вышивалась три года.
Царевич
Дмитрий изображен предстоящим в молении Богоматери с Христом на руках. На его шее
осталась незашитой полоска красного атласа — смертельная рана. Сцена убиения царевича
вышита на втором плане: Никитка Качалов убивает Дмитрия, душу которого принимает
ангел.
Мастерская
Анны Ивановны была не единственной строгановской мастерской лицевого шитья в эти
годы. Известны произведения, созданные в светлицах Матрены Ивановны, жены Петра
Семеновича Строганова, урожденной Пушкиной. Ее имя стоит на покрове «Лонгин Коряжемский»
1658 года. Впервые же оно встречается на пелене «Богоматерь Владимирская с избранными
святыми» 1626 года рядом с именем ее свекрови Евдокии Нестеровны.
Феодор Сикеот и Георгий
с избранными святыми и праздниками. Пелена. Середина XVII века. 65 X 47,5
Пелена
«Феодор Сикеот и Георгий с избранными святыми» была вложена, очевидно, ее сыном
Федором Петровичем в придел Фе-одора Сикеота Благовещенского собора, освященный
во имя его небесного покровителя, как сообщают Писцовые книги, после 1646 года.
В среднике изображен святой патрон Федора Петровича — Феодор Сикеот, епископ Анастасиу-польский
и великомученик Георгий Победоносец, которого отмечали в тот же день 22 апреля (по
современному календарю — на следующий). Преподобная Матрона — святая Матрены Ивановны,
Екатерина и Анна — святые его дочерей.
Покровец 17 в.
строгановское шитье, коллекция В. Мамота. https://marina-golubina.livejournal.com/33103.html
В
отношении техники шитья пелена вполне соответствует строгановским произведениям
конца 50-х — начала 60-х годов XVII века. Здесь используется такой новый прием,
как выделение контуров и складок одежд швом «по веревочке» в виде серебристого
шнура. Моделировка ликов восходит к покрову «Авраамий Ростовский». Но примечательно
то, что одежды и нимбы центральных фигур шиты не пряденым, а волоченым золотом,
что встречалось в более раннем шитье. Знаменщиком пелены был, очевидно, художник
с иной творческой манерой, чем работавший для Анны Ивановны. Недаром в 1639 году
братья Андрей и Петр заключили договор, запрещающий «перезывать» друг у друга
иконников. Фигуры святых на пелене имеют правильные или несколько удлиненные
пропорции, головы маленькие, лица слегка вытянуты.
Последняя
четверть XVII века — время постепенного вырождения строгановского шитья после
смерти Анны Ивановны и Матрены Ивановны.
Агапова. Положение во
гроб. Плащаница. 1680. 152 X 263
Но
еще создавались такие произведения, как плащаница 1680 года из Рязанского историко-архитектурного
музея-заповедника. На клеймах шита вкладная надпись: «Лета 7189 (1680) года при
державе благочестиваго и христолюбивого государя царя и великого князя Феода-ра
Алексиевича всея Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца в 6 лета державы царства
его и при великом господине святейшем Иоакиме патриархе Московском и всеа Росии
в 7 лета патриаршества его построена сиа плащеница смиренным Иосифом божиею милостию
митрополитом Резанским и Муромским в богоспасаемый град Переславль Резанский в
соборную и апостольскую церков чистаго и славнаго еа Успения и святых страстотерпец
Бориса и Глеба». На каймах же вышиты тропарь Великой субботы и кондак канона на
Пасху. Вокруг средника — композиции: Омовение ног апостолов Христом, Уверение Фомы,
Вкушение хлеба, Троица, Вкушение вина, Моление о чаше, Иудино лобзание, Суд первосвященников,
Бичевание Христа в темнице, Венчание терновым венцом, Суд Пилата, Испрошение тела
Христа Иосифом и Никодимом, Несение креста, Распятие, Снятие со креста, Воскресение.
В углу средника — символы евангелистов: ангел — Матфей, лев — Марк, орел — Иоанн,
телец — Лука.
Плащаница
из Рязани — самый поздний точно датированный памятник строгановского лицевого шитья.
Ценность его возрастает в связи с тем, что, помимо надписи с датой и именем вкладчика
— митрополита Иосифа,— сохранилось письменное свидетельство об авторе произведения.
В Расходной книге рязанского архиерейского дома имелась запись о том, что «...шила
оную разными шелками и серебром и золотом и низала жемчугом Григория Дмитриевича
Строганова прикащика ево Алексеева жена Агапова. Дано ей за те труды 80 рублей».
Сравнивая
плащаницу с произведениями мастерской Анны Ивановны, нельзя не отметить измель-ченность
главной композиции при грандиозности общих размеров, удлинение пропорций фигур.
Моделировка ликов, особенно женских, выполнена грубее, утрачено чувство меры,
при котором орнаментально-графический рисунок теней не искажал бы ликов. На плащанице,
как ни на одном другом памятнике шитья этого времени, отразились основные противоречия
искусства переходной эпохи. В ней соединились стремление к возрождению своей классики
с влиянием и переработкой новых образцов западного искусства. Последнее относится
к страстным сюжетам, прообразом для которых служила Библия Пискатора и Евангелин
Наталиса — нидерландские сборники гравюр, широко известные в России в середине
XVII века.
Комментариев нет:
Отправить комментарий