Народное
вече. Картина А. Васнецова
Автор
текста Князьков С.А.
Источник: Князьков С.А.
Вече./ С.А. Князьков.// Юный художник. – 1991. - № 9. – с.24 – 27. – (Картины
по русской истории)
А.
Васнецов. Вече
На
картине изображено вече в одном из городов Киевской Руси, в Переяславле Южном,
например в XI веке или в самом начале XII века. Вечем называлась тогда сходка взрослых
домохозяев, жителей города для решения сообща каких-либо дел или случаев их городской совместной жизни. Происходило вече
обыкновенно на площади города, возле соборного храма, как это видно на картине,
где храм изображен по тем намекам, какие находим в лицевом, то есть иллюстрированном,
житии св. Бориса и Глеба.
Налево, на заднем плане, городская деревянная стена,
построенная по земляному валу. Направо, против собора «бильница», где вместо колоколов
висят «била» — чугунные или железные доски разной формы. Звонарь ударами в них
сзывает народ, бегущий на вече по улице вправо от собора. На «степени», особо устроенном
возвышении, оратор что-то говорит собравшемуся народу, указывая на князя и старших
дружинников его, сидящих на лавках возле степени. Кругом люди, внимательно, кто
соглашаясь, кто недовольный, слушающие, что говорит оратор со степени. Справа бегут
запоздавшие: один тащит на спине бочку для того, чтобы, став на нее, лучше все видеть
и слышать, другой бежит со скамейкой под мышкой. Те, кто пришел раньше, заполняет
«сход» — покатый помост, ведущий на башню. В одеждах преобладают типичные для того
времени, как можно судить по лицевым изображениям в рукописях и на иконах, шитые
белые рубахи, и на головах колпаки и шляпы «земли греческой»...
Обычай
решать на сходке все общие дела — очень древний. Еще когда люди жили отдельными
родами и племенами, главы отдельных семей и родов сходились в известные дни для
разговоров сообща относительно дел, касавшихся всего племени.
В
IX и X веках Русская земля распадалась на городовые волости, то есть округа. Главный
город волости назывался старшим или великим, а если в волости были еще города,
то они считались младшими и носили название пригородов. Летопись, рассказывая о
государственном устройстве Русской земли тех времен, говорит, что «изначала» все
волости «яко же на думу на веча сходятся» и что в старейшем городе каждой волости
постановят, «на том и пригороди стануть». В X веке в городах Русской земли утвердились
пришлые варяжские князья, и тогда государственную власть в областях Русской земли
XI—XII веков стали представлять собой князь и вече. Это были две власти, равные
между собой и действовавшие согласно ради взаимой выгоды. Когда же согласие нарушалось,
то торжествовала та сторона, которая оказывалась сильнее: князь, обладавший сильной
дружиной, мог заставить вече подчиниться своей воле; ,/сильное своим единством,
согласием, богатое людьми и деньгами вече могло не только заставить князя исполнять
то, что ему, вечу, желательно, но бывало в состоянии выгнать из своего города князя,
«показать ему путь», как тогда говорили.
Итак,
в Русской земле в XI и XII веках вече правило волостью рядом с князем, и, конечно,
строгого разделения власти веча и князя не могло существовать в то время. Люди
тогда жили не по писаному закону, а по обычаю, одинаково обязательному и для князей,
и для народа, но не вносившему никакого строгого распорядка в течение дел. Взаимные
чувства народа и князя определяли все в их отношениях как правителей. Любил народ
князя, как, например, киевляне любили Мономаха или сына его Мстислава,— и никаких
разногласий не возбуждалось; а был князь не по нутру народу в силу своего поведения
или характера, и тогда столкновения его с вечем бывали часты и не всегда оканчивались
благополучно для князя.
У
князей был свой распорядок того, как им владеть землей. Князья, потомки Рюрика,
«володели» Русской землей всем родом, все сообща, и старались обыкновенно размещаться
по городам по старшинству. Чем старше был князь, тем более выгодный и доходный
город приходилось ему занимать. Умирал самый старший, занимавший киевский стол,
на его место становился следующий за ним по старшинству, и за ним так, лествицей,
передвигался по городам весь княжеский род. Но этот порядок легко путался. С ростом
княжеского рода перестали ясно различать, кто старше, кто моложе из князей; поднялись
нескончаемые споры из-за старшинства. Самые города с течением времени тоже нарушались
в степени своей доходности; богатый прежде город становился беднее, и, по обычаю,
старшему князю приходилось тогда покидать богатый младший город для бедного старшего.
Все это и создало ту кровавую путаницу, которую принято называть временем княжеских
усобиц.
В
это-то смутное время веча городов и стали решительно высказываться в пользу тех
князей, каких сами хотели иметь, мало считаясь с запутавшимся княжеским обычаем
занимать города по старшинству. Когда умирал князь, горожане собирались на вече
и сговаривались, кого из князей звать к себе, если ближайший по старшинству был
не по нраву и если под силу было городу не допустить его к себе. Остановившись
на каком-нибудь известном им князе, горожане посылали сказать ему:
—
Пойди, княже, к нам! Нашего князя Бог поял, а мы хощем тебя, а иного не хощем!
Когда
князь приезжал в город, вече целовало ему крест на верность, а князь целовал крест
перед вечем в том, чтобы ему «любити народ и никого же не обидети».
Так,
например, рядились киевляне в 1146 году с князем Игорем, вместо которого на вече
присутствовал, замещая Игоря, его брат Святослав.
—
Ныне, княже Святославе,— говорили киевляне,— целуй нам хрест из братом своим (за
брата своего): аще кому нас будет обида, то ты прави!
Святослав
на это отвечал:
—
Яз целую хрест за братом своим, яко не будет насилья никоторого же.
Затем
киевляне целовали крест Игорю.
Заключая
«ряд» с князем, горожане уговаривались, какой доход должен получать князь с города,
как он должен судить, сам ли, или через тиунов своих, то есть особых, князем назначенных
судей; уговаривались далее о том, чтобы князь поручал управление отдельными частями
страны мужам добрым и справедливым, и т. п.
По
своей форме вече было непосредственным участием народа в государственном управлении,
а не через представителей. Участвовать на вече имел право каждый свободный взрослый
и материально независимый горожанин. Но это право никого и ни к чему не обязывало.
«Людин» мог пойти на вече, а мог и не пойти, мог там стоять и молчать, мог и говорить,
отстаивая полюбившееся ему мнение. Созывались веча, смотря по надобности: в одну
неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иной раз и в целый год не созывалось
ни одного. Обыкновенно вече созывалось по почину городовой старшины или князя.
Созывалось вече или по звону особого колокола, или через герольдов — бирючей. Сходилось
на вече обыкновенно «многое множество народа», и, конечно, такие собрания могли
помещаться только под открытым небом.
Во
всех городах были постоянные места для вечевых собраний, но вече могло собраться
и на других местах, если это почему-либо было удобнее. Так, в 1147 году киевляне
собирались на вече раз под Угорским, другой — у Туровой божницы, несмотря на то,
что у собора св. Софии было место, издавна предназначенное для вечевых собраний:
там были даже поделаны скамьи, на которых вечники могли сидеть. Случалось и так,
что горожане, разделившись резко в мнениях, собирали одновременно два веча в разных
местах.
Особого
порядка совещаний на вече не было. Как только соберется народ и наполнит площадь,
так и начиналось обсуждение дела. Конечно, не все собравшиеся на вече в один голос
говорили и решали все дела; из всего «многолюдства» выделялись наиболее решительные,
смелые и лучше понимавшие дело, они-то вели весь разговор.
Размещались
на вече люди в некотором порядке. В середине, ближе к князю и епископу и к выборной
городской старшине — посаднику и тысяцкому — собирались те, кто пользовался большим
значением в городе или за свое богатство, или за заслуги, или по преклонному возрасту.
В этой сравнительно небольшой кучке и сосредоточивалось все обсуждение дела, а
толпа присоединялась к какому-либо одному из мнений, и тогда оно торжествовало.
Бывало, разумеется, и так, что толпа, возмущенная или раздраженная тем делом, которое
обсуждалось, и пришедшая на вече с заранее решенным мнением, заставляла «лучших
людей» принять то, что она принесла с собой, быть может, после долгих предварительных
рассуждений по дворам и горницам. При таких условиях вече становилось иногда слишком
шумным и беспорядочным сборищем, и тогда «людие, по словам летописи, (были) яко
избеснеша, яко звери дикий, и речи слышати не хотя-ху, бияху в колоколы, кричаху
и ла-яху...».
При
обсуждении дел никакого подсчета голосов не велось, и требовалось всегда или единогласное
решение, или такое большинство, которое было бы ясно видно и без всякого подсчета
голосов. Решение веча, таким образом, действительно исходило от всего города. Единогласие
получалось мирным путем, если успевали сговориться и поставить на чем-нибудь одном,
но если страсти разгорались, то дело решал не словесный бой, а кулаки и топоры.
Никаких записей того, что происходило на вече, не велось; что касается до самого
порядка совещаний, то он был изустный и не был заключен ни в какие формы. Ни председателя,
ни руководителя прений не было — по крайней мере, летопись совершенно не указывает
на существование их. Первый вопрос предлагался вечу обыкновенно тем, кто его созвал,—
князем, посадником или кем иным, а затем начиналось самое совещание. Есть указания
в летописях, что люди богатые подкупали людей бедных для того, чтобы они своим
говором и криком на вече заглушали речи противников и способствовали проведению
мнений тех, кто подкупал их.
Так
как на вечевых собраниях не требовалось присутствия определенных лиц «в определенном
числе, а нужно было только, чтобы присутствующие были горожане, то состав веча бывал
очень непостоянен в своих решениях. Сегодня собрались в таком соотношении, что
большинство высказывается за известную меру, а назавтра созвонили вече, собрались
в большинстве противники принятого вчера решения, и вот принято вместо вчерашнего
решения — противоположное ему. Но даже и в таких случаях, когда вече собиралось
однородное, оно настолько зависело от настроения духа подвижной массы своих членов,
что очень легко меняло свои решения. Такой порядок вещей очень способствовал развитию
известной партийности в среде горожан и создавал очень обостренную партийную борьбу.
Кроме
избрания князя, вече, как высшее правительственное учреждение, как правительство
само, решало вопросы о войне и мире. Но вопрос о войне и мире решал также и князь.
Как устраивались в этом вопросе обе власти? Дело в том, что князь и вече ведали
войны, так сказать, различного характера. Если князь вел войну на свой страх и риск,
то вече в нее не вступалось, если же князь требовал помощи горожан, то вершителем
вопроса войны или мира и с решающим голосом становилось и вече.
Летопись
рисует нам не одну картину взаимоотношений князя и веча на почве вопросов войны
и мира. В 1147 году шла борьба между старшим внуком Мономаха, Изяславом, и его дядей,
младшим сыном Мономаха, Юрием. Старинные противники Мономаховичей, черниговские
Ольговичи, предложили союз Изяславу. Изяслав, рассказывает летопись, созвал бояр
своих, всю дружину свою и всех киевлян, то есть вече, и сказал им:
—
Вот я с братией моей хотим пойти на дядю своего к Суздалю. Пойдут с нами и Ольговичи.
Киевляне
на это ответили:
—
Князь! Не ходи на дядю своего в союзе с Ольговичами, лучше уладь с ним дело миром.
Ольговичам веры не давай и в одно дело с ними не путайся.
-
Они крест мне целовали,— отвечал Изяслав,— и мы сообща порешили этот поход; не
хочу менять моего решения, а вы помогите мне.
—
Князь,— сказали тогда киевляне,— ты на нас не гневайся: не пойдем с тобой — не
можем поднять руку на Владимирово племя. Вот если на Ольговичей, так с детьми пойдем.
Тогда
Изяслав решил идти один с дружиной и охотниками, кликнув клич по них:
—
А тот добр, кто по мне пойдет!
Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы — Ольговичи нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев — Добрынку и Ради-ла. Посланцы явились к наместнику Изяслава, его брату Владимиру, и к киевскому тысяцкому Лазарю. Посланным своим Изяслав так наказывал сказать брату своему Владимиру:
Воинов-охотников собралось много, и Изяслав двинулся в поход. Но киевляне оказались правы — Ольговичи нарушили крестное целование и изменили Изяславу. Положение, в котором очутился Изяслав, оказалось крайне опасным. Тогда он отправил в Киев двух посланцев — Добрынку и Ради-ла. Посланцы явились к наместнику Изяслава, его брату Владимиру, и к киевскому тысяцкому Лазарю. Посланным своим Изяслав так наказывал сказать брату своему Владимиру:
—
Брате! Еди к митрополиту и сзови кыяны вся, ать молвита си мужа лесть черниговских
князий!
Владимир
поехал к митрополиту и созвал — «повабил» — киевское вече. И вот, повествует летопись,
«придоша кыян много множество народа и седоша у святое Софьи. И рече Володимер к
митрополиту:
—
Се прислал брат мой два мужа кыянины, ать (то есть — пусть) молвят братье своей.
И
выступи Добрынка и Радило и рекоста:
—
Целовал тя брат, а митрополиту ся поклонял, и Лазаря целовал, и кыяны все.
Рекоша
кыяне:
—
Молвита, с чим вас князь прислал?
Посланные
изложили тогда то, что велел им сказать Изяслав, и от имени князя звали городское
ополчение идти к Чернигову:
—
А ныне, братья, поидета по мне к Чернигову; кто имеет конь, ли не имеет кто, ино
в лодье: ти бо (то есть — черниговцы) не мене единаго хотели убить, но и вас искоренити.
Таким
образом, требуя помощи горожан, князь указывает, что теперь поход не его только
личное дело, но и дело города.
Вече
зашумело:
—
Рады, что Бог избавил тебя и братии наших от великой напасти. Идем по тебе и с детьми,
как ты того хочешь.
Но
тут поднялся один человек и сказал:
-
Хорошо. Пойдем за князем, но подумаем, и вот о чем. У нас здесь сидит у св. Феодора
(то есть в монастыре) враг нашего князя Игорь. Помните, как восемьдесят лет тому
назад отцы наши вывели не из монастыря, а из темницы князя Всеслава и посадили
его на место Изяслава Ярославича, и что было, когда вернулся Изяслав. Как бы не
случилось и теперь того же. Мы уйдем к Чернигову, а сторонники Игоря призовут его
и сделают князем. Пойдем сначала убьем Игоря, а потом и двинемся к Чернигову.
Против
этого предложения восстали и митрополит, и тысяцкий Лазарь; говорили против же старый
тысяцкий Владимир и некто Рагуйло. Но толпа не слушала их и пошла убивать Игоря.
Война, начатая с согласия веча, прекращалась, если народ требовал заключения мира.
В таких случаях вече властно говорило князю:
—
Мирися или промышляй о себе сам.
Точно
так же, если князь хотел мириться против воли веча, то слышал такой ответ:
—
Аще ты мир даси ему. но мы ему не дамы!
Во
время похода князю тоже приходилось считаться с желаниями горожан. В 1178 году
князь Всеволод не хотел брать приступом город Торжок. Это возбудило неудовольствие
городского полка:
—
Мы не целоваться с ними приехали,— сказал полк,— они, князь, лгут Богу и тебе!
— и город был взят приступом.
Так
сосуществовали в правительстве киевских времен два начала — князь и вече. Сосуществование
их покоилось на единении их, на их согласии, которое создавалось на почве нужды
друг в друге и иногда оформлялось даже договором с крестным целованием. Права
обеих частей правительства были, в сущности, одинаковы. Но князь, так сказать,
существовал и проявлялся постоянно, вече же созывалось не всегда, действовало с
перерывами. В силу одного этого такие постоянные дела, как суд, управление, конечно,
должны были более сосредоточиваться в руках князя, и вече почти не вмешивалось в
них. Оно требовало от князя правого суда, но жаловаться вечу на суд князя было не
в обычае. Оставаясь постоянно во главе текущих дел, князь не был избавлен от известного
контроля своих деяний со стороны веча. Этот контроль устанавливался сам собой в
силу гласности и несложности всех дел тогдашнего государственного строительства,
а затем он обеспечивался участием лучших горожан и избранной городской старейшины
в постоянном совете князя, в его думе с дружиной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий