Этюды И.И.
Шишкина
Автор текста
РАКУТИН Ю.
Источник: РАКУТИН Ю. Об
этюде И.И. Шишкина./ Ю. РАКУТИН, заслуженный художник РСФСР.// Юный художник. –
1991. - № 9. – с. 48
И.И. Шишкин.
В лесу. Упавшее дерево.
Бумага коричневатая, графитный карандаш. 1878
Бумага коричневатая, графитный карандаш. 1878
«Этюд... прежде всего, должен
быть школой, не гнаться за картинностью, для чего служит эскиз; в этюде должен
быть тщательно передан кусок натуры со всеми подробностями».
В
этих словах заключена целая программа, и принадлежат они И. И. Шишкину, выдающемуся
русскому художнику, автору многих широко известных и любимых народом картин, в
эпических образах воспевающих величие и красоту родной природы.
Художник
крупного самобытного дарования, большой мастер, прошедший серьезную академическую
школу, Шишкин был убежденным и последовательным реалистом, ни в чем не отступавшим
от строгого и точного следования правде жизни. Без пытливого изучения природы он
не мыслил творчества и, сам без устали учась у природы, постоянно призывал к этому
молодежь.
Трудно
назвать другого рисовальщика такого масштаба, как Шишкин, в искусстве русского
реалистического пейзажа. Рисунок — основа творческого метода художника. Графическое
наследие Шишкина велико и разнообразно. По значительности не уступая его живописи,
оно вмещает в себя большое количество сложно разработанных, картинных по своей
сути рисунков пером, альбомы офортов, литографии, многочисленные рисунки и эскизы
карандашом, углем, акварелью. Без преувеличения можно утверждать, что одной графики
художника было бы достаточно, чтобы его имя заняло почетное место в истории русского
искусства.
Особо
надо выделить натурные рисунки Шишкина. Их великое множество от беглых зарисовок
до подробнейших, законченных штудий. Они свидетельство напряженного труда художника.
Зачастую это этюдный материал для живописных произведений. Для них характерно почти
научное знание различных пород деревьев, особенностей их строения, всевозможной
растительности вообще. Но служебное назначение не заслоняет другой стороны шишкин-ских
рисунков: большой любви к тому, что он видит в природе, и артистичности выполнения,
что придает лучшим из них самостоятельную художественную ценность.
Все
сказанное в полной мере характерно и для предлагаемого читателям «Юного художника»
рисунка И. И. Шишкина «В лесу. Упавшее дерево» из собрания Русского музея. Он типичен
для рисовального искусства художника. В названии уже заключено и сюжетное содержание
рисунка: в чаще леса, на болотистой лужайке, заросшей густой травой, лежит давно
упавшая, высохшая ель с торчащими в разные стороны сучьями.
Рисунок
сразу же привлекает внимание, его хочется разглядывать долго, вникая в то, что
изображено, как просто и естественно разместилось все на листе, как красиво и легко
нарисовано. Но при этом представляешь, как непросто было художнику разобраться
в переплетении стволов и сучьев, цветов и трав, выделить в натуре главное, обобщить
второстепенное и привести увиденное к цельности.
Смысловым
и композиционным центром служит упавшее дерево. Ему отведена главная роль в пространственном
решении листа: взятое в сильном ракурсе с характерным именно для ели расположением
ветвей, оно уводит взгляд в глубину к частому ельнику, охватив все пространство,
возвращается к переднему плану.
Важной
особенностью рисунка является его светоносность, преобладание света как средства
организации пространства и выделения осязательности форм природы, их материальной
характеристики.
Шишкин
виртуозно владеет штрихом карандаша, используя его тональные возможности от самых
легких прозрачных касаний до насыщения темных участков активной штриховкой. В
рисунке нет ни одного вялого по трактовке места. Энергия руки точно направляет
нужной величины штрих на выражение фактуры высохшей древесины с остатками коры,
свободно и уверенно очерчивает все изгибы сухих сломанных сучьев, траву, стебли
цветов, листья осинки и лапы елей. К краям листа формы переходят в контурные обозначения,
как бы «размываются» в свету, связывая изображение с плоскостью листа. Конкретно
и тщательно разработаны средний (центральный) и задний планы, хотя надо сказать,
стремление к передаче всех подробностей, может быть, внесло в рисунок момент некоторой
дробности, чрезмерной детализации стволов и ветвей ельника.
И
все же, чем больше вглядываешься в сложную простоту рисунка Шишкина, тем больше
покоряет и убеждает правда жизни, с любовью выраженная в нем средствами искусства,
руками большого художника и мастера.
Комментариев нет:
Отправить комментарий