Великий
портретист России: о В. Серове
Автор
текста: ЕФРЕМОВА Е.
Источник: ЕФРЕМОВА Е. Великий
портретист России: о В. Серове./ Е. ЕФРЕМОВА.// Юный художник. – 1991. - № 10.
– с.12-17. – (Мастера русского искусства)
В. Серов.
Автопортрет. Карандаш. 1885
Художественное
наследие Валентина Александровича Серова огромно: только известных произведений
мастера насчитывается около тысячи. Он работал в разных жанрах, но более всего
поражает обилие портретов: живописных, рисованных, гравированных. Живопись и
графика Серова хранятся в основном в Третьяковской галерее и Русском музее -это
наиболее изученная часть наследия художника. Но есть и менее известные работы из
частных коллекций, музеев Самары, Нижнего Новгорода, Перми, Одессы, Ульяновска.)
Зритель убеждается, что главной чертой его художественной
натуры является интерес к человеческому характеру, таким проблемам, как личность
и современность, личность и история. В этом видна прочная связь его искусства с
работами русских художников предшествующих поколений, прежде всего Ильи
Ефимовича Репина - учителя, друга и наставника.
В. Серов. Портрет Н.Я.
Дервиз с ребенком. Масло. 1888—1889. 142 X 71.
В
детские годы Серов близко познакомился также с В. Поленовым, М. Антокольским, многими
другими художниками, писателями, музыкантами, часто бывавшими в доме его родителей
— Александра Николаевича и Валентины Семеновны Серовых. Отец художника был автором
популярных опер «Юдифь», «Рогнеда», «Вражья сила», а мать — первая в России женщина-композитор
и музыкальный критик. Рассматривая рисунки юного Серова, все находили мальчика
талантливым.
В. Серов. Портрет П. П.
Чистякова. Карандаш. 1881
Сам
П.П. Чистяков — знаменитый учитель русских художников — высоко отзывался о способностях
шестнадцатилетнего Серова, рекомендованного Репиным для поступления в Академию
художеств. Ко времени ученичества относятся два рисунка 1881 года, показанные на
выставке,— автопортрет и портрет самого Чистякова. Скрупулезная передача особенностей
человеческого лица, виртуозная штриховка, тщательная разработка света и тени —
все эти приемы академического рисования, привитые практикой учебного процесса,
позволяют художнику добиться безусловного сходства, передать в модели самое характерное.
До конца жизни сохранилось у Серова качество, унаследованное от Чистякова,— отрицание
всего приблизительного и спешного. С поразительным упорством, иногда беря по сто
сеансов для написания одного портрета, художник использует композиционное построение,
цвет, линию, добиваясь драгоценного единства правды и красоты.
В. Серов. Девочка с
персиками
Исключительную
роль в творческом становлении Серова сыграло Абрамцево, подмосковная усадьба Мамонтовых,
в которой гостили и работали художники. Именно здесь 22-летний Серов создаст «Девочку
с персиками» — картину, в которой наиболее ярко воплотилась основная тема человека
и природы, их гармония и красота. Портрет написан в рекордные сроки — за один месяц,
в состоянии творческого подъема, внутренней сосредоточенности и в то же время легкости,
которые всегда сопутствуют вдохновению.
В. Серов. В деревне.
Баба с лошадью. Пастель. 1898. 53 X 70.
Серов
выходит из членов Академии художеств в связи с событиями 1905 года, протестует
на страницах печати против произвола властей, создает серию политических карикатур.
/Из-под его кисти рождаются поразительные по психологизму и критической направленности,
нигилистические по глубинной сути портреты Э.Л. Нобеля, супругов О.О. и Р.Г. Грузенбергов,
В.О. Гиршмана. Создавая произведения острые, с намеренным преувеличением тех свойств,
которые показывают модель с отрицательной стороны (недаром Серов часто называл
себя «злым»), художник достигает особой эмоциональности, даже экспрессивности.
Кисть Серова подобна скальпелю — она обнажает душу человека. Современники рассматривали
эти работы, и особенно нашумевший в свое время портрет М.А. Морозова, как социальные
карикатуры.
В. Серов. Портрет М.А. Морозова.
Масло. 1902. 215,5 X 80,8
Действительно,
ироничное отношение автора к модели сразу бросается в глаза. В новом свете предстал
перед публикой известный промышленник и коллекционер французской живописи, приват-доцент
Московского университета, автор монографий по истории. Есть в этом произведении
некое противостояние мнимо основательного и значительного, ценного и притязающего
на ценность, ничтожного и возвышенного. Многих это шокировало, но только не заказчика,
которому портрет понравился, и доброе отношение к художнику он сохранил до конца
дней. Это объясняется, конечно же, не склонностью Морозова к публичному самобичеванию,
а тем, что широко образованный промышленник «разгадал» замысел автора: воплотить
в художественном образе типаж русского купца конца XIX века. Как правило, это были
люди энергичные, деятельные, хваткие и вместе с тем образованные, интеллигентные.
Этот замысел был реализован художником в галерее портретов, и тем самым Серов создал
бесценный памятник этому сословию.
Большой
ценностью обладают выполненные Серовым портреты известных художников, писателей,
композиторов. К людям творческим он всегда относился с большой симпатией. Продуманностью
композиции, тончайшим изысканным колоритом отмечены показанные на выставке
портреты итальянского оперного певца Ф. Таманьо, живописца и коллекционера И.
С. Остроухова, художников К.А. Коровина и И.И. Левитана. Великолепны графические
портреты И. Е. Репина, писателя Л. Н. Андреева, выполненные в последнее
десятилетие творчества, когда мастер, окончательно отказавшись от
академических приемов, рисует свободно, сосредоточив внимание не на штудировании
натуры, а на изучении характера.
В. Серов. Потрет балерины
Т.П. Карсавиной. 1909
Один
из самых удивительных рисунков Серова — портрет балерины Т.П. Карсавиной —
шедевр графического искусства. Четкая и в то же время «тающая» линия уверенно
очерчивает красивый изгиб фигуры, придавая ей легкость и воздушность.
Стремление
к эстетическому идеалу сказалось в работе над «античным» циклом произведений. Художник
создает совершенный мир и населяет его гармоничными людьми. Написанные после путешествия
по Греции, под впечатлением античного искусства и мифологии картины «Похищение
Европы», «Одиссей и Навзикая» пронизаны полнотой жизни, естественностью чувств,
единением человека и природы. Этот идиллический мир Серов противопоставляет суетной,
дисгармоничной действительности.
В
репрезентативных портретах художник остается верен себе — его интересует в первую
очередь человек, а не титул. Максимальная объективность выступает на первый план
в портретах княгини 3. Н. Юсуповой, великого князя Павла Александровича.
В. Серов. Портрет императора
Николая II. Масло. 1900. 71 X 58,8
…Портрет
Николая II. В интимном изображении императора Серов стремится к постижению сокровенных
глубин его души, передает не просто внешнее сходство, но и дает почувствовать беспокойство,
переживания человека, неизбежные в жизни каждого, в том числе и монарха. Николай
II привлекателен на этом портрете — умное лицо, большие глаза, излучающие свет,
смотрят строго и внимательно. Лаконичность изобразительных средств, предельно
простая композиция помогают восприятию характера.
По своему исполнению портрет практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, законченно лиричен и прост. Удивительное сходство государя отмечали все современники. Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия. Такое ощущение,что Серов как бы предугадал в портрете трагическую судьбу Николая Второго. Магия грустного взгляда через века ...
По своему исполнению портрет практически эскизен, но продуманно точен и гармоничен, законченно лиричен и прост. Удивительное сходство государя отмечали все современники. Художнику удалось легкими движениями кисти, подчеркнуто простым исполнением и неброской цветовой гаммой, сконцентрировать внимание зрителя на глазах государя, показав не императора, но простого человека, с его тревогами, заботами и ожиданиями. Благодаря такому подходу портрет и получился очень удачным. К сожалению, оригинал полотна был уничтожен в 1917 году, до нас дошла авторская копия. Такое ощущение,что Серов как бы предугадал в портрете трагическую судьбу Николая Второго. Магия грустного взгляда через века ...
Смерть
настигла Валентина Серова рано — в 46 лет. «В
лице Серова,— пишет И. Э. Грабарь,— ушел последний великий портретист старого
типа. Мастеров света, красок, красивых композиций найдется еще немало, но что-то
не видно ему наследника, и едва ли скоро явится художник, который был бы способен
так бесконечно углубляться в человека — безразлично, люб он ему или нелюб — и
умел бы так вскрывать его сокровенную сущность, как делал это Серов. Ушел последний
убежденный певец человека».
Комментариев нет:
Отправить комментарий