Рождество
Христово: история праздника
Автор
текста: Сергеев В.
Источник: Сергеев В. Рождество
Христово./ В. Сергеев.// Юный художник. – 1991. - № 10. – с.36-39. – (Годовой
круг праздников)
Рождество
Христово. Темпера. Начало XV века. ГТГ
В
современной истории считается, что Рождество Христово праздновалось древними
христианами уже во II веке, но и в Риме, и на Востоке оно отмечалось первоначально
в один день с Крещением, и объединенный этот праздник назывался Богоявлением.
По раннехристианскому календарю он приходился на 6 января. Эта практика, единая
для западной и восточной Церквей, просуществовала до середины IV столетия, когда
на латинском Западе установлено было праздновать Рождество Христово отдельно — 25
декабря, то есть ровно через девять месяцев после Благовещения (25 марта). Постепенно
разделение календарной памяти событий Рождества и Крещения распространилось в
христианских общинах Востока, сначала в Антиохии, потом в Константинополе и Александрии
(около 433 г .).
В Иерусалиме еще в VI веке праздновали оба праздника по-старому, вместе. Русь получила
календарь, где Рождество и Крещение отмечались уже раздельно, соответственно 25
декабря и 6 января (7 и 19 января по новому стилю).
Рождеству
Христову предшествует сорокадневный пост, который в русском народе стал называться
Филипповками, поскольку начало его приходится на следующий день после календарного
празднования апостолу Филиппу. В книжной же, церковной традиции принято называть
его Рождественским.
Время
это в России холодное. Начавшись заморозками, тянется, как зимним первопутком обоз,
веселый декабрь, с сугробами, крепкими морозами, закутанными в мохнатый иней деревьями,
высокими столбами дыма из печных труб. Утром ломит в глазах от сверкающего на солнце
снега. Потрескивают дрова в печах, где готовится постное. Пост же не особо тяжелый,
как говорят в народе, «больше холодный, чем голодный».
Рождество Христово. Темпера.
XVII век. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева
С
детских лет в сознании множества поколений русских людей за тысячу лет христианства
запечатлелись Филипповки особым, последним, накануне Рождества, днем — Сочельником.
День строжайшего воздержания, он заканчивается редкостным кушаньем — сочивом.
Радость Сочельника — в светлом, по-детски предпраздничном волнении, на всю жизнь
незабываемом...
Весь
день этот томительно -радостен. С утра по домам беготня, хлопанье дверьми. Вкусные
запахи мясных, забытых за пост, готовящихся для завтрашнего разговенья блюд.
А сегодня совсем голодно. И не потому, что все домашние в предпраздничных заботах,
а потому, что нельзя ныне ничего вкушать до первой звезды. Разве совсем уж малому
несмышленышу сунут в руки кусок хлеба... Вот и солнце заходит, медленно темнеет
небо. И, наконец, в сгустившейся его синеве робко проглянула едва видная алмазная
искорка. Ребятишки — первые вестники Рождественской звезды. Они же первые едоки
сочива, приготовленного в большой посуде на всех домашних, больших и маленьких.
Оголодавшимся за день детям всех радостней глотать распаренные в меду сладкие пшеничные
зерна, выбирать из предпраздничного угощенья ягоды: сушенные впрок вишни, сливы,
землянику и малину. Вся эта садовая и лесная благодать, напитавшись медовой влагой,
выглядит почти как свежая. А попробуешь и убедишься, что по вкусу лишь отдаленно
напоминает летние ребячьи утешения. Но и теперь в этих плодах хранится живая частица
солнечного тепла и сладости. И каким далеким вспоминается лето в морозный вечер,
в синеющих сумерках Сочельника, в наступающей рождественской ночи... Это в старину,
в новое же время принято готовить сочиво из риса с изюмом.
Смысл
Сочельника — телесное и духовное очищение перед важным праздником.
Рождественская
служба совершается непременно ночью, в тот же час, когда произошло само событие
Рождества. Дивной красоты картина: осененный ясными на морозе звездами, празднично
освещенный луной путь между голубыми сугробами, множество людей, свечение огней
в тесноте церкви, радостно поющие голоса:
Рождество Твое, Христе Боже
наш,
Воссия мирови свет разума,
В нем бо звездам служащие
Звездою учахуся
Тебе кланятися, солнцу правды,
И тебе ведети с высоты востока,
Господи, слава Тебе!
Воссия мирови свет разума,
В нем бо звездам служащие
Звездою учахуся
Тебе кланятися, солнцу правды,
И тебе ведети с высоты востока,
Господи, слава Тебе!
Рождество Христово.
Темпера. XVII век. Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.
В
многообразии рождественских песнопений лейтмотивом оказывается тема божественного
благоволения к человеку и человечеству. Пришедший на землю Спаситель приносит
мир, радость, любовь, начало рая в земной жизни, надежду на преодоление греха и
зла, преодоление смерти.
Как
известно, о событиях Рождества рассказывается у двух евангелистов — Матфея и Луки.
Дополняя друг друга, евангелисты довольно подробно сообщают, как и при каких обстоятельствах
это произошло.
Когда
Мария была на исходе беременности, вышло от римского императора Августа повеление
сделать всеобщую перепись населения. Палестина, к этому времени уже завоеванная
римлянами, была одной из провинций империи. По обыкновению каждый из подлежащих
переписи должен был пойти для этого в свой родной город. Поэтому Иосиф-обручник
вместе с Марией оказался вынужденным отправиться из галилейского Назарета, где
они в это время жили, в Иудею, в город Вифлеем, считавшийся городом потомков пророка
Давида, «потому что он был из дома и рода Давидова».
Из-за
множества собравшегося на перепись народа в Вифлееме для них не оказалось места
в гостинице. И тут-то пришло время Марии родить...
Заметим
здесь, кстати, что Евангелие ничего не говорит о пещере (по-старославянски — вертепе),
где согласно Преданию Церкви произошло Рождество. Древнейшее из известных письменных
свидетельств об этом относится ко II веку: святой Иустин Философ в диалоге с Трифоном,
цитируя Евангелие от Матфея о гостинице, где не могли найти приют пришельцы из
Назарета, добавляет: «Так как Иосифу не было
места, чтобы остановиться... он устроился в пещере, недалеко от Вифлеема». Родив
здесь ребенка, Божия Матерь спеленала его и положила в ясли, кормушку для скота,
который загоняли иногда от непогоды в пещеру. Все это случилось глубокой ночью.
В
той же местности, неподалеку от Вифлеема, были на поле пастухи, которые держали
ночную стражу у своего стада. В темноте неожиданно увидели они сияние несказанного
света («слава Господня осияла их»), и в этом свете предстал перед ними Ангел. «И
убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую
радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель,
который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете младенца в пеленах, лежащего
в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее
Бога и взывающее: слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение...
Пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о
чем возвестил нам Господь. И поспешивши пришли, и нашли Марию и Иосифа, и Младенца,
лежащего в яслях».
Простые
бедные люди — пастухи — были первыми свидетелями и вестниками совершившегося чуда.
Они-то и «рассказали о том, что было им возвещено о Младенце, и все слышавшие дивились
тому, что рассказывали им пастухи». Продолжая свое повествование, евангелист Лука
добавляет: «А Мария сохраняла все слова эти, слагая в сердце Своем».
В
Евангелии от Матфея рассказывается о поклонении волхвов и о правителе Иудеи —
царе Ироде, обеспокоенном рождением Спасителя: «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли
в Иерусалим мудрецы с востока и говорят: где родился царь Иудейский, ибо мы видели
звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод встревожился,
и весь Иерусалим с ним...»
Собраны
первосвященники и книжники в царский дворец с тем, чтобы выслушать тревожный вопрос
Ирода: где, согласно Писанию, должно явиться Мессии, царю богоизбранного народа,
которого многие столетия ожидали иудеи. Книжники, ссылаясь на древнего пророка
Михея, ответили определенно: «В Вифлееме Иудейском».
А
дальше Ирод начнет действовать. И так, что на тысячелетия имя его останется как
страшное нарицательное прозвище всякой кровавой жестокости, несправедливости, вплоть
до греха детоубийства.
Согласно
Евангелию от Матфея, Ирод тайно призвал волхвов, попытался выведать у них время
появления звезды и отправил их в Вифлеем, чтобы разузнали побольше о Младенце
и, вернувшись, рассказали ему. Он уже замыслил погубить новорожденного. Волхвы же,
выслушав царя, пошли. И звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними,
шла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались
радостью великою, увидели Младенца с Марией и, упавши на колени, поклонились ему
и принесли свои дары: золото и драгоценные благовония — ли-ван и смирну. По откровению
свыше волхвы не стали возвращаться к Ироду, задумавшему недоброе, но «иным путем
отошли в страну свою». В это же время явившийся во сне Ангел предвозвестил Иосифу:
«Возьми Младенца с Матерью и беги в Египет. Ирод хочет погубить Его». Это и спасло
новорожденного, потому что жестокий царь приказал избить всех детей в Вифлееме
от двух лет и меньше. И рыдали матери вифлеемские, видя избиваемых детей своих...
Истоки
иконографии Рождества теряются в глубине веков. Основание ее некоторые историки
христианской культуры видят еще в римских катакомбах.
В
основе известных сейчас икон праздника, в том числе русских, лежат изображения на
ампулах V и VI веков, в которых паломники приносили из Святой земли масло от лампад,
горевших в Вифлеемской церкви. Часть их сохранилась до наших дней.
В
своем содержании — пишет об этом иконографическом типе Л. А. Успенский — изображение
Рождества Христова... прежде всего, раскрывает самую сущность события, факт непреложного
вочеловечения Бога, ставит нас перед видимым свидетельством основного догмата
христианской веры, подчеркивая своими деталями как Божество, так и человечество
воплотившегося Бога-Слова. Во-вторых, икона Рождества Христова показывает нам
действие этого события на естественную жизнь мира, дает как бы перспективу
всех его последствий. Ибо, по слову святого Григория Богослова, это «не
праздник создания, но праздник воссоздания», обновления, освящающего весь мир.
Вся тварь через воплощение Бога получает новый смысл своего бытия. Поэтому вся
тварь принимает участие в совершившемся событии, и вокруг родившегося
Богомладенца мы видим представителей всего созданного мира, каждого в подобающем
ему служении.
Рождество Христово.
Темпера. Середина XV века. ГТГ
Действительно,
на иконах ангелы прославляют Христа пением, волхвы приносят дары, пастухи свидетельство
чуда, небеса звезду, земля — пещеру Рождества, пустыня - укромное ненаселенное
место. Весь же род человеческий — Деву. И мир изображенных здесь животных и растений
- он тоже часть благодарной твари — служит Творцу мира. Недаром на русских иконах
Рождества столь часто видим мы удивительно осмысленные «лица», иначе не скажешь,
у животных, как бы преодолевшие в своих выражениях непричастность к разумной жизни.
Полна
глубокого смысла и значения поза Божией Матери. На некоторых изображениях она полусидит,
чем указывается на отсутствие обычных страданий при родах и утверждается, таким
образом, учение Церкви о девственности Рождества и происхождении Младенца. Недаром
так ясно выделяются три звезды на ее верхней одежде — мафории, являющиеся знаком-символом
девственной чистоты.
Чаще
Божия Матерь лежит на ложе, но в выражении лица и всей ее фигуры не чувствуется
потрясения или пережитой боли. Рождество безболезненно, и Мария погружена в размышление
о таинственном смысле великого события.
Пастухи
на иконе слушают открывшуюся им небесную весть, иногда один из них играет на свирели,
как бы присоединяя человеческое искусство, музыку, к ангельскому хору. Они простые
люди, таинственное чудо, по слову одного из древних толкований, открылось им «очищенным
уединением и тишиной». Волхвы — это люди высокой мудрости. Их поклонение родившемуся
Христу являет смирение относительного человеческого знания перед абсолютом Божественного.
Они же — представители языческого мира, которому предстоит узнать и принять Спасителя.
Волхвы разного возраста, чем подчеркивается, что откровение веры дается человеку
независимо от возраста и жизненного опыта.
В
нижнем углу иконы изображается обычно сцена купания Иисуса. Она основана на предании,
отраженном, в частности, в Протоевангелии Иакова. Это повивальные бабки, которых
Иосиф привел, чтобы помочь при родах. Внизу же изображен Иосиф. Он не отец и подчеркнуто
отдален от Марии и Иисуса. Обручник Марии в глубоком раздумье, ибо трудно понять
человеку «чудо преестественное», явленное в Рождестве, принять то, что «паче слова
и разума».
Комментариев нет:
Отправить комментарий