Подвиг
любви. Хендрикье Стоффельс – ангел - хранитель великого художника Рембранта
Автор
текста: Петрочук О.
Источник: Петрочук О.
Подвиг любви (Рембрант)./ О. Петрочук // Юный художник. – 1991. - № 9. –
с.12-16
Рембрандт
ван Рейн. Святое семейство. 1645
г . холст, масло. Санкт-Петербург. Гос. Эрмитаж. Поступил
в 1772 г .
Приобретен из собрания барона Л.А. Кроза де Тьера в Париже. https://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection
В
1642 году процветающий живописец Рембрандт Харменс ван Рейн лишился любимой жены
Саскии, дочери бургомистра из богатого фрисландского рода, женитьба на которой
в свое время доставила ему самую избранную клиентуру столицы Голландии.
В
картине «Святое семейство» взамен громогласности красок и бравурности эмоций популярного
«Автопортрета с Саскией на коленях» воцарилась сдержанность полутонов, полутень
и благоговейная тишина. В колыбельке младенца Иисуса узнается маленький сын художника
Титус, но Мария, заботливо склоненная над ним,— уже не подобие резвой Саскии. Белокурую жену художника сменила сильная, смуглая девушка крестьянского вида, чарующая
не хрупкостью облика, а проникновенностью выражения.
Еще примечательней другое:
в знаменитой эрмитажной «Данае», помеченной 1636 годом и, значит, вроде бы написанной
с Саскии, темноволосая крупная голова героини по типу значительно ближе Марии из
«Святого семейства», написанного десять лет спустя. Загадка создания «Данаи» породила
вокруг этого шедевра Рембрандта дискуссии, длившиеся более ста лет, пока современная
рентгенограмма не выявила истину.
Как
ни ищи — нет аналогов потрясенному облику Данаи в «светлом» рембрандтовском периоде
30-х годов, в царстве Саскии, зато множество их — в портретах и картинах «темнеющих»
40-х и «темных» 50-х годов. А все это оттого, что картина писалась... дважды.
Рембрандт ван Рейн. Спящая
Хендрикье. Размывка кистью, бистр. Около 1655—1656. Британский музей, Лондон.
«Светлая»
и «темная» модели Рембрандта контрастны, как день и ночь, как ухищрения светской
моды и естественная грация. Достаточно сопоставить узкие, заботливо стянутые в
талии яркие наряды Саскии с их пышной отделкой и множеством мелких, дробящихся
складок — и спокойно окрашенные, чаще темные, широкие, по-домашнему, по существу,
бесформенные одеяния новой модели Хендрикье Стоффельс, похожие на затрапез хозяйки,
а еще больше на халат натурщицы, наспех накинутый в промежутке между позированием
для очередной обнаженной. Светская дама и служанка — натурщица. Первым художники
обычно по-рыцарски служат, вторые — крайне полезны в работе им самим.
Рембрандт ван Рейн. Портрет
Саскии с цветком. 1641г, дерево, масло, 98,5 x 82,5 см . Картинная галерея,
Дрезден, Германия. http://www.artniderland.ru/g-rembrandt/41saskia.php
Саския
самоупоенно играла себя самое под именем библейских «Сусанн» и «Вирсавий». Хендрикье
из Рансдорпа с редкой самоотдачей вживается в жизненную драму новой рембрандтовской
«Вирсавий», очарование которой — в полном отсутствии самолюбования. Хотя маленькая
головка и слабая шея Саскии еле удерживали невероятное изобилие драгоценных уборов,
влюбленный мастер ухищряется вместить в узкое пространство ее плеч и груди содержимое
целой ювелирной лавки. Но минимум украшений мы видим на первых портретах ее несуетной
преемницы. Позднее они исчезают совсем. Хендрикье словно бы всем украшениям на
свете предпочитает скромное обручальное кольцо, которое ввиду «незаконности» брака
с художником носила не на пальце, а на шее, что можно видеть в наиболее психологически
полном ее изображении — «Хендрикье у окна».
Весь
облик этой необыкновенно привлекательной молодой женщины, ее приветливый и
умный взгляд как бы говорит о том, что она знает меру бренного и настоящего в
жизни, умеет отличать подлинные ценности от мнимых. Это один из самых
обаятельных женских образов в мировой живописи.
Рембрандт ван Рейн.
Портрет Хендрикье Стоффельс. Масло. Около 1656. Штеделевский художественный
институт, Франкфурт-на-Майне. Особенно примечательна такая деталь: к шнурку,
висящему на шее, прикреплено обручальное кольцо, символизирующее ее фактический
брак с Рембрандтом
В
нем вместилась вся горькая и счастливая участь молодой женщины, подобно легендарным
Вирсавий и Данае, озаренной любовью стареющего гения — тоже в своем роде царя и
бога, только от живописи.
Постепенно
— от портрета к портрету — застенчивая служанка как бы осознает мощь своего обаяния
во всей его цельности и полноте. Только неизменно прячет то в рукава, то под шалью,
то за рамой окна свои крупные, загрубелые от работы, но гибко женственные руки,
как бы стыдясь их вида. И совершенно напрасно, потому что возобновляя через десять
лет с новой моделью «Данаю», Рембрандт именно тогда, в 1646 году, подарил ей длинные
сильные пальцы взамен изнеженных коротковатых пальчиков Саскии...
После
первых конфликтов с заказчиками, не признавшими его права на художнический эксперимент
еще в «Ночном дозоре», и душевного кризиса, причиненного потерей жены, простенькая
сержантская дочь, а по сути, такая же крестьянка, как он сам, сумела заполнить грозившую
Рембрандту душевную пустоту, пробудив в сорокалетнем мастере не только новую жажду
счастья, но и новые импульсы к творчеству. Ничья другая жизнь не срасталась так
тесно с искусством художника, причем в самых вершинных его достижениях.
После
долгой изнурительной войны за независимость экономическое и политическое
торжество Голландии принесло расцвет всей национальной школе живописи,
принявшей как закон первую аксиому Рембрандта «прекрасное — это характерное».
Но сам художник уже устремляется дальше. Отходя от общепринятых ценностей
деловитости, сытости и богатства, он ищет собственного идеала. Реальные
жизненные контрасты добра и зла, остроту которых он ощутил в результате глубоких
личных потрясений, породили особое боренье тени и света в его живописи.
Однако
чем дальше заходил рембрандтовский поиск, тем больше недоумевали окружающие. Богатые
заказчики негодовали, не находя в своих неприкрашенных портретах желаемого «сходства»,
коллеги реагировали не лучше, распуская по городу слухи о его творческом «упадке».
Кредиторы все более притесняли Рембрандта за растущие долги, а церковники порицали
за незаконное сожительство с Хендрикье, на которое девушка пошла не из вольнодумства,
а оттого, что не хотела лишать мужа наследства первой жены.
Рембрандт ван Рейн. Вирсавия.
Масло. 1654. Лувр, Париж
О
ее тяжкой душевной борьбе между любовью и долгом можно только догадываться, ибо,
оберегая творческий покой мастера, первые удары разъяренных ханжей она приняла
на себя одну. Церковный совет Амстердама трижды мучил ее, вызывая для судилища и
допроса, и «грешница» стойко выдержала все унизительно-бестактные словесные пытки.
Служанка
всецело признала свою «вину», но бросить Рембрандта наотрез отказалась, за что,
признанная неисправимой, была на год отлучена от посещения церкви и причастия. Это
было действительно мучительным наказанием для набожной крестьянки XVII века, но
Рембрандт лишь задним числом узнает о том, что женщину осудили фактически за его
вину. И это усугубляет давно назревавшую в нем гневную реакцию.
Тем
временем над Рембрандтом разразилась давно назревавшая буря. В 1656 году весь город
сочувственно или злорадно наблюдал опись его имущества. Дверь дома — свидетеля
двадцатилетних горестей и радостей — была запечатана для художника навсегда.
Рембрандт ван Рейн. Портрет
Хендрикье Стоффельс в бархатном берете. 1655. Лувр. Франция. https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/02bf/000657d6-8738c7a0/img28.jpg
Вскоре
в гостинице «Королевская корона» происходит распродажа его имущества. Все
пошло с молотка, весь рембрандтовский домашний музей любовно собранных сокровищ
— не только коллекция экзотических раковин, камней и других диковин, необычных
одежд и старинного оружия, но и самое бесценное для мастера: рисунки Рафаэля, Микеланджело
и Рубенса, которые в разное время выменивал он на свои. Картины его кисти были проданы
за бесценок, и в целом аукцион не дал и половины того, что предполагалось по предварительным
расценкам. Через два месяца его бывший дом намного дешевле, чем стоил самому Рембрандту,
куплен разбогатевшим сапожником, ныне солидным торговцем обувью, а художнику осталось
одно неотъемлемое его имущество — мольберт да краски, да печатный станок.
Печальная
полоса нищеты и скитаний по родственникам и гостиницам приходит для нераскаянного
банкрота. Подросший Титус, сговорившись о помощи с несколькими бывшими учениками
отца, отыскал на окраине города помещение брошенного магазина. Они обновили дом
и порешили устроить в нем антикварную и художественную лавку, куда все будущие
знаменитости (впоследствии вошедшие в классику голландского искусства) обязались
давать для продажи свои картины. Здесь, на бедной глухой улочке, с печальной иронией
названной Каналом роз (Розенстраат), Хендрикье и Титус вновь собирают под одной
крышей рассеянную семью Рембрандта.
«Одичал,
опустился»,— порешили бывшие друзья вроде аристократичного Яна Сикса, который,
словно одалживая художника своими визитами, в прежнем доме демонстративно не замечал
его незаконную жену.
Рембрандт ван Рейн.
Портрет Хендрикье Стоффельс. Холст, 74 х 61 см . Лондонская национальная галерея. Коллекция
Людовика XVI; приобретена в 1784
г . https://ok.ru/luvrzhivop/topic/65244125732864.
Благородная, и тонкая душа, Хендрикье окружает Рембрандта любовью, теплом,
заботой. Все это согревает его в эти трудные годы, здесь он черпает силы и
вдохновение. У нее спокойное, миловидное лицо, задумчивый, обращенный к
зрителю взгляд. Это год, когда Хендрикье родила дочку Корнелию.
Зато
на убогой Розенстраат Хендрикье совершенно воспряла духом. Здесь, среди простого
люда, она не чужая, сама себе «госпожа», и ее уважают за человеческие и хозяйские
качества, нисколько не любопытствуя о ее социальном статусе. Крушение только утвердило
ее в сознании собственного достоинства, и не зря в ее портретах, все более простых
и прекрасных, проступает спокойная ясность и примиренность с судьбой. Крестьянская
основательность, деловитость и бережливость Хендрикье, так же как ее природная
резкая тактичность, стали надежным фундаментом их заново воспрянувшей жизни.
Но
самое главное: тридцатилетняя мачеха и восемнадцатилетний пасынок объединили свои
скромные средства, став учредителями и совладельцами новой «фирмы» по продаже произведений
искусства. Под влиянием Хендрикье впечатлительный юноша, пренебрегая соблазном
выгодной карьеры и посулами богатых родичей, обретает твердую жизненную цель в
роли незаменимого помощника Рембрандта и всех нуждающихся художников.
Рембрандт ван Рейн.
Читающий Титус. Масло. Около 1656. Художественно-исторический музей, Вена
Теперь
вместе с названной матерью Титус избавил Рембрандта от гнета материальных забот,
предоставив ему мастерскую и возможность полнейшей свободы творчества. Тогда-то
рождается серия «незаказных» изображений стариков, создается чисто рембрандтовский
жанр портрета-биографии, портрета-размышления, портрета — жизненного итога. Эти
новые, трагически умудренные модели Рембрандта, в свою очередь, стимулируют группу
так называемых «воображаемых портретов» — «Аристотеля с бюстом Гомера», серию
«Апостолов», где истина глубокой души любой, самой скромной модели приравнена к
высочайшим общечеловеческим ценностям. А изысканный облик юного Титуса, не менее
интеллектуальный, чем высоколобые лица почтенных мудрецов и пророков, усматривают
в фантастических изображениях Александра Великого и особенно ангела, диктующего
священные тексты евангелисту Матфею. В воображении живописца сын преображается
во все эти легендарные обличья так же легко, как некогда Хендрикье — в Марию, Данаю,
Вирсавию.
Так
рушатся для живописца каноны и социальные рамки, ограничивающие свободу его кисти
и мысли, — возникает то качество всечеловечности, что сделало живопись Рембрандта
искусством «на все времена». Но современники из-за этого перестали его понимать,
коллеги и те считали безумцем, пережившим свое дарование. Ученики покидали его,
и даже самые молодые и горячие из сторонников со временем остыли к магазину на Розенстраат,
и, прельщенные высокими ценами и эффектными витринами центра города, постепенно
перебазировались со своими вещами к другим, более удачливым антикварам. И все-таки
рембрандтовская «лавка древностей» отважно держалась, пока держалась ее молчаливая
хозяйка.
Рембрандт ван Рейн. Портрет
Хендрикье Стоффельс. Масло. Около 1657—1658. Государственные музеи, Берлин —
Далем
Тайный
недуг с некоторых пор подтачивал ее недавно еще завидное здоровье. Тая от домашних
свои боли, она около двух лет, не подавая виду, переносила болезнь на ногах. И оттого
словно сгорела в возрасте тридцати восьми лет в 1663 году. Хендрикье Стоффельс завещала
все свои деньги, минуя даже собственную дочь, Титусу ван Рейну, посколько он вел
их общее дело. Тем паче, что была совершенно уверена: тот не оставит отца и подрастающую
сестренку.
После
утраты незаменимой Хендрикье нелюдимость Рембрандта возросла до предела, он почти
перестал выходить из дому, а торговля ван Рейнов сразу пошла на убыль. Молодой
образованный картиноторговец, знавший латынь и французский, не скоро снова наладил
счета, которые образцово вела полуграмотная сержантская дочь. К 1666 году Титусу
ван Рейну удалось отчаянным усилием стабилизировать «дело» настолько, что он сумел
оплатить и недавние свои, и застарелые отцовские долги, да еще в придачу одарить
отца новыми холстами и печатным станком. Сын оплачивал Рембрандту и незаказные
его картины, в те дни не приносившие никакого дохода.
Став
вполне деловым человеком, дипломатичный и обходительный Титус намеревался занять
твердое положение в высшем обществе Амстердама. Но на следующий год — счастливой
женитьбы на патрицианке — кузине Магдалене ван Лоо, в памятный год создания «Возвращения
блудного сына», 26-летний многообещающий сын «аристократки» и «плебея» угас от
той же изнурительной болезни, что и взрастившая его мачеха.
В
1667 году вместе с жизнью молодого хозяина оборвалось существование антикварно-художественного
магазина, а остаток хозяйства и дома, равно как уход за состарившимся Рембрандтом,
легли на плечи его 15-летней дочери Корнелии, по счастью унаследовавшей крестьянскую
крепость матери. Словно оправдывая уличное прозвище «старого колдуна», художник
перестает замечать внешний мир. Тем не менее, из обломков и черепков своей жизни
Рембрандт все-таки создал свой рай — прозорливо заметил поэт Эмиль Верхарн. То были
ни с чем не сравнимые «рай» и «Голгофа» его живописи, вспыхнувшей под конец ослепительно
яркими красками на безнадежной черноте его фонов, где библейские мученики и пророки
как бы побратались с бедняками с соседней улицы. То был странный, но властно захватывающий
мир, с легкостью сочетавший Амстердам и Иерусалим, небо и землю в едином пространстве
высокого духа.
Рембрандт ван Рейн. Еврейская
невеста. Масло. После 1665. Рейксмузей, Амстердам
Так
Рембрандт написал необычный двойной портрет, называемый «Еврейская невеста». Поскольку
одеянья и типы влюбленных с этой картины по обыкновению его поздних вещей вполне
всевременны, в фигурах героев предполагали то библейских персонажей Исаака и Ревекку,
то современников автора — больше всего Титуса с его юной женой. Поныне эта загадка
нераскрыта, хотя кавалер с болезненно-тонким лицом напоминает до срока состарившегося
Титуса. Как незабываема трепетно вскинутая рука Данаи, сдержанный жест его нервной
руки многозначителен и полон осторожной нежности.
А
невеста в царственно-алом платье? В ее дивно свежем, цветущем лице, в выразительности
больших темных глаз, изобилии тяжелых волос и главное — в горделивой скромности
осанки сквозит нечто от незабываемой Хендрикье Стоффельс. Правда, девушка 1668
года кажется более хрупкой, более «госпожой». Она могла бы быть дочерью Хендрикье.
Но ведь неизъяснимая магия последних картин Рембрандта в том и заключается, что
они — широкое поэтическое обобщение, выросшее из множества прототипов, в том числе
не в последнюю очередь из образов двух его самых верных помощников. Быть может,
строгая и щемящая «Еврейская невеста» — реквием этим подвижникам и легенда о них,
положенная на вольную мелодию сияющих красок. Мастер спешит отблагодарить не просивших
благодарности, одарив их последним лучом бессмертия, пока старческая рука еще держит
кисть.
По-детски
любивший заморские диковины — камни, раковины, кораллы — Рембрандт никогда не покидал
родной Голландии, а вот странствующий маринист Корнелиус Сейтхоф после смерти мастера
увез его миловидную дочь в доподлинно экзотические края голландской Ост-Индской
компании. Коль скоро юной Корнелии от отца достались по описи всего лишь «3 старых,
изношенных камзола, 8 носовых платков, 10 беретов и колпаков, Библия и принадлежности
для писания картин», молодая отважная пара начала свое существование как бы на голом
месте — в тропической Батавии на острове Ява. Здесь дочь Хендрикье Стоффельс родила
маринисту сына, такого же жизнеспособного, как сама, которого в честь деда назвали
Рембрандтом.
След
его затерялся затем где-то в бескрайности южных морей, но первый и единственный
великий Рембрандт был похоронен четой Сейтхофов на кладбище Вестеркерке, подле своей
невенчанной жены, бескорыстной сподвижницы художнических поисков, тревог и открытий.
Имя Хендрикье Стоффельс долгие годы таилось в тени — как при жизни, так и после
смерти великого мужа, и выступило на свет только с приходом европейского романтизма
XIX века, который впервые предпочел ранней лучезарности Рембрандта его темный светотеневой
период, а житейской удачливости, преуспеянию его начала — жизненные драмы последних
лет. С тех пор и до наших дней все глубже раскрывается потаенный, высокий смысл
рембрандтовских живописных контрастов и рембрандтовской духовности. Этот неисчерпаемый
смысл, как великое чудо в самом неброско-обыденном, осветил для людей тихий подвиг
вдохновительницы и труженицы, заплатившей своею жизнью ради вечной жизни рембрандтовских
откровений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий