Гжельская
майолика от Николая Туркина
Автор
текста МУХОТИНА Н.
Источник: МУХОТИНА Н. «Писал
неизвестный художник Николай Туркин...»./ Н. МУХОТИНА.// Юный художник. – 1991.
- № 10. – с.23-25. – (Народное творчество)
На снимке:
художник Н. Туркин
Недалеко
от Москвы, в стороне от широких дорог, расположена небольшая деревня Фенино, ничем
не знаменитая. Вдоль горизонта тянется полоска леса, и на его фоне очень уютно
выглядят дома с кружевными наличниками. В этой деревне размещен один из заводов
знаменитой Гжели. Делают здесь майолику — керамику из красной глины: кувшины, блюда,
кружки для кваса, шкатулки, солонки и многое другое. В Фенине работает художник
Николай Туркин.
Изделия
из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор с синей
росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в XVIII веке, пленив всех
теплотой и рукотворностью — изделия из нее словно овеяны солнечным светом. Красная
глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет
и по сей день.
Н. Туркин. Часы
«Фенинские». Майолика. 1990
В
Фенино редко заезжают туристы и поклонники Гжели, здесь в тиши собрались молодые
художники-единомышленники, они много работают и спорят. Если устраиваются чаепития,
то непременно звучат шутки, кто-нибудь расскажет небылицу. Но незаметно такие беседы
оборачиваются жаркими спорами о судьбах народного искусства, о новой Гжели... Именно
здесь, в деревне, раскрылся талант Николая Туркина, и некоторые работы его — своеобразная
летопись жизни небольшого коллектива художников. Например, скульптуры «Муза» и
«Гончар», кувшинчик «Фенинский альбом», питьевой набор «Гончары».
Николай
очень любит лепить, и первыми его творениями были скульптуры. Позже художника привлекли
традиционные возможности гжельской посуды — особенно ее формы, сложной,
весомой в сочетании со скульптурным убранством. Его персонажи — домашние
животные — собаки, петушок. Лепит он и своих товарищей за работой — с
кувшинами, горшками.
Н. Туркин. Шкатулка
«Деревенская». Майолика. 1990
Как
и в давние времена, художник украшает свои изделия пейзажной росписью. В майолике
XVIII века пейзаж был навеян миниатюрой, иконописью — потому появились сказочные
храмы и терема. А современный мастер стремится вдохнуть в свои произведения дух
нашего времени, и объектом его внимания становятся уголки деревенских улочек, небольшие
церквушки гжельских сел.
В
росписи Николая Туркина легко узнать конкретный мотив: вот знакомые деревенские
дома, дорога и даже водонапорная башня. Николай так и называет свой питьевой набор
«Лето в деревне Фенино». Но происходит перевоплощение: меняется масштаб, объемы
предметов становятся собраннее, да и сам пейзажный фрагмент служит частью большого
целого — он расположен на тулове кумгана, легко вписан в круглую поверхность.
Палитра
художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зеленые кроны деревьев и
узоры трав, теплые желтоватые оттенки в изображении архитектуры и цветочных орнаментов,
а еще — синий и коричневый. В XVIII веке цветовая гамма была ограничена возможностями
натуральных красителей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской
майолики: ведь за столетия накопил народ множество приемов росписи, сложились
представления о том, как сделать и украсить керамическую вещь.
Н. Туркин. Чайник с
кружками. Майолика. 1988
Долгое
время художник находился во власти впечатлений от природы Подмосковья, его вдохновляли
ясные очертания русского пейзажа, неяркие краски. Эти композиции напоминают виды
из окошка мастерской.
Еще
одним источником вдохновения стал русский печатный лубок, вдумчивый и задорный,
где поэтическое начало соседствует с иронией. Гжельские росписи в майолике очень
похожи на раскрашенный рисунок. На белой эмали четко обозначен темный контур, остальные
краски расцвечивают его. Туркин изображает и композиции с птицами и цветами, геометрическими
орнаментами, декоративные и обобщенные.
Настоящим
открытием для Николая были росписи по дереву и керамике Валентины Булыгиной, у
которой он учился в Абрамцевском художественно-промышленном училище. На обычных
бытовых вещах — блюдах, солонках, шкатулках по воле художницы появляется целая панорама
событий... Туркин с интересом всматривался в росписи своего педагога, ведь и сам
стремился поведать о повседневной жизни с помощью условных понятий, навеянных
искусством русского примитива. Еще в годы учебы в МСХШ Николай интересовался
народным искусством, поэтому, когда стал художником, приехал в Гжель.
Современный
промысел продолжает традиции русской керамики, которую делали в старину
гжельские крестьяне. Трудно понять майолику Гжели без связи с крестьянским
бытом. Многие мотивы и символы народного искусства повторяются в вышивке,
дереве, керамике, металле. Например, изображение птиц или геометрический орнамент.
Н. Туркин. Доска «Кот
Гжельский». Майолика. 1987
Гжельцы
выполняли из майолики всю необходимую в домашнем обиходе посуду — от горшков
до сервизов, но делали здесь и вещи, которые сегодня имеют художественную ценность
— дарственные квасники и кумганы. Николай тоже создает эти традиционные произведения,
которые радуют глаз особой стройностью, неожиданной пластикой. По форме они напоминают
свой прообраз — глиняную флягу, но благодаря росписи и деталям приобретают «живой»,
завораживающий характер. Дисковидное тулово твердо стоит на ногах — львиных лапах,
его венчает объемная крышка, которая возвышается на изящной шейке. Завершают изделие
стройные изогнутые носик и ручка. Едва ли кто-нибудь с уверенностью может сказать,
как появились на нашей земле эти «восточные» по своему абрису произведения — может
быть, они попали в подмосковные деревни по Касимовскому тракту из Золотой Орды?
Или служили славянам как жертвенные сосуды еще в языческих обрядах? Сейчас об этом
можно лишь догадываться или спорить, но гжельские крестьяне сумели еще в те времена
уловить пластику «восточной» формы, выполнить ее из глины на гончарном круге.
Кумганы и квасники словно воплощали собой мечты о прекрасном и необычном.
В
своих произведениях мастера из народа воссоздают картину мира. Поэтому так часто
на плечиках сосудов размещаются целые сценки из скульптурных персонажей — это и
музицирующие пары, и крестьяне с детьми, а иногда батальные сцены. Очевидно, гжельские
мастера получали много впечатлений от архитектурных форм XVIII века и их пластики,
знаком им был и лубок.
Н. Туркин. Скульптура
«Гончар» Майолика. 1988
Николай
Туркин относится к своей работе как исследователь. Первое время он подолгу работал
в запасниках музеев, изучал коллекции старинной керамики Гжели, пытался представить
себе истинный облик этого промысла. Каждое изделие молодого художника — своего
рода размышление об истории и современности Гжели, о том, как соотносится это
искусство с народной культурой.
В
последнее время Николай заинтересовался старинными русскими изразцами и архитектурной
графикой. Это помогает художнику проникнуть в характер той эпохи, когда Гжель переживала
свой расцвет. В его произведениях появляются ассоциации с прикладным искусством
и формами убранства интерьера старинной усадьбы. Роспись иногда становится монохромной
— это изображения вазонов или портреты, которые напоминают гризайль. Поверхность
изделий все чаще украшается рельефными мотивами. Художник словно совершает неожиданный
экскурс из одного пласта культуры — простонародного, в иной — в сферу профессионального
искусства, которое видится глазами крестьянского мастера.
Он
включает в свои произведения и самые неожиданные персонажи. На крышке чайницы
рядом с привычными сельскими домиками появляется скульптурка слона, а в композиции
декора часов «Фенино» можно увидеть собаку с яблоками. Да это и неудивительно.
Ведь во все времена художники из Гжели изображали «диво дивное», мечтали о чудесах.
Майолика
XVIII века сохранила дарственные посвящения, где указывалось имя заказчика, год
создания вещи, иногда — имя исполнителя. Мастера из народа гордились своей грамотностью.
Следуя этой традиции, Туркин тоже украшает свои изделия надписями. Они просты,
ироничны, современны: «Люблю рисовать деревенские цветы» или «Писал неизвестный
художник Николай Туркин». Его творчество покоряет жаждой открытия нового и острым
чувством современности, потому его произведения не кажутся копией старой Гжели,
они созвучны сегодняшним размышлениям о судьбах русской культуры.
«И напоследок я скажу…»
Художник-керамист,
заслуженный художник России – Николай Борисович Туркин. (1962 – 2019 гг.) http://tshdpi.ru/images/easyblog_images/42/Image00007_20150318-144557_1.jpg
Не канет в Лету никогда
Загадка, что Душой зовется!
Пусть в нашем сердце отзовется
И не исчезнет без следа…
Загадка, что Душой зовется!
Пусть в нашем сердце отзовется
И не исчезнет без следа…
Туркин
Николай Борисович родился в 1962
г . в г. Киржач Владимирской области в семье художника по
тканям Бориса Туркина. Занимался в изостудии Государственного музея
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1969-1973), учился в Московской
средней художественной школе имени В. И. Сурикова (1973-1977). В 1981 г . окончил Абрамцевское
художественно-промышленное училище им. В.М. Васнецова. С 1982 по 1990 гг.
работал художником с 1990 по 1997 гг. главным художником майоликового цеха в
дер. Фенино (Гжель). Член Союза художников СССР (1987). Заслуженный художник
Российской Федерации (1996). Член Московского Союза художников (1998). С 1999
года – член Международной ассоциации изобразительных искусств (ЮНЕСКО). 13
сентября 2019 года не стало Николая Борисовича Туркина.
Н. Туркин. Сырная доска
«Кот Гжельский» Майолика. 1986
г . https://www.dvaveka.ru/farfor-keramika-steklo/gzhel/syrnaya-doska-kot/
«Николай Борисович не
раз пытался достучаться до нас, говоря о том, что Гжельское искусство ВСЕГДА
шло в ногу со временем, подчас, опережая его. В нём изначально заложена
колоссальная энергетика созидания и гуманистическое начало творчества, миссия
Гармонии. В ней первостепенная роль принадлежит Художнику! Роль Художника в
искусстве в целом и в Гжельском искусстве, в частности, никто не вправе
отменить или заменить суррогатом, ассорти из поверхностного восприятия темы!
Многие молодые художники приходили работать в Гжель со своими новыми, подчас,
революционными идеями. Но свои лучшие произведения, настоящие шедевры керамического
искусства, будь, то майолика, фарфор, мелкая пластика, шамот или гончарная
керамика, они создавали, пройдя непростой и долгий путь Школы Гжельского
искусства. Именно она погружала художника в тему, формировала способность
восприятия глубинного смысла искусства, его предназначения, способствовала
становлению и развитию индивидуального стиля, почерка, ЛИЦА Авторской керамики.
Без художников, их идей, вдохновения и одухотворенного СМЫСЛОМ творчества,
народному художественному промыслу Гжели не жить!»
https://www.facebook.com/media/set/?set=a.193088228702458&type=3
ЗДЕСЬ много работ Николая Борисовича Туркина
Комментариев нет:
Отправить комментарий