Петр Федорович Соколов, акварельные
шедевры
Автор текста: Перова Е.
Источник: Перова Е. АКВАРЕЛЬНЫЕ ШЕДЕВРЫ ПЕТРА
СОКОЛОВА. / Е. Перова.// Юный художник.
- 2004, № 8. - с.22-25. – (Сокровища ГИМа)
Соколов Петр Федорович. Портрет графини
О.А.Орловой. 1829. Бумага, акварель, карандаш, перо. Графиня Ольга
Александровна Орлова (1807–1880), урожденная Жеребцова. В 1826 году вышла замуж
за графа А.Ф. Орлова, с 1857 года князя. В 1847 году была пожалована в
статс-дамы. Коллекция галереи «Попов и Ко» https://www.liveinternet.ru/users/5859277/post409860905/
Петра Федоровича Соколова (1791
— 1848) можно смело назвать «летописцем» Пушкинской эпохи: созданные им портреты
составляют целую галерею образов родственников и знакомых, друзей и врагов поэта,
да и самого А.С. Пушкина Соколов писал трижды.
Петр Соколов происходил из небогатой
семьи, к тому же отец его увлекался картами и промотал состояние. Девяти лет от
роду Петр был принят в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где можно было учиться
на казенный счет. Его учителями были А.Е. Егоров и В.К. Шебуев, и уже в 1805 году
он был назван первым в наградном списке удостоенных малой серебряной медали за рисунок.
Золотой медали, дающей право на поездку за границу за казенный счет, Соколов так
и не удостоился и окончил Академию в 1810 году со званием «свободного художника».
Хотя учился он в классе исторической живописи, увлечение портретом пересилило и
принесло ему впоследствии заслуженную славу.
Соколов Петр Федорович. «Портрет А.С.Пушкина». 1836.
Бумага, акварель. 20,3х16,6. Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург http://cultobzor.ru/2014/08/petr-f-sokolov-gallery/05-1161/
На первых порах Соколову пришлось
перебиваться частными уроками и жить в домах своих учеников. К счастью, акварельная
живопись была в моде, и многие любители стремились брать уроки у профессиональных
художников. Уже к началу 1820-х годов Соколов достиг большой популярности как мастер
акварельного портрета, и заказов поступало множество.
Соколов Петр Федорович. Портрет Ю.П. Соколовой. Около
1827. Бумага, акварель, лак. Государственный музей А.С. Пушкина. Юлия Павловна
Соколова, урожденная Брюлло (около 1804–1877), сестра К.П. и А.П. Брюлловых, с
1820 года жена П.Ф. Соколова. «Живая, кокетливая, почти ребенок (она вышла
замуж шестнадцати лет), она с ним никогда не скучала. Она любила светскую
жизнь, и муж, влюбленный в нее до обожания, по-видимому, вполне разделял ее
вкусы», — вспоминала их внучка А.А.Исакова. Этот один из самых проникновенных
портретов был, по словам их младшего сына, возможно, создан «в один сеанс, в
одно утро».
Соколов учился в Академии вместе
с братьями Брюлловыми — Карлом и Александром, первый из которых вырос впоследствии
в крупнейшего русского живописца, другой стал архитектором и акварелистом. С семьей
Брюлловых Петра связывали не только дружеские узы — в 1820 году, укрепив к тому
времени свое материальное положение, он женился на Юлии Павловне, сестре братьев
Брюлловых. Все трое сыновей Петра Федоровича также стали художниками: Петр — известный
акварелист, Павел — превосходный иллюстратор произведений А.С. Пушкина и А.С.
Грибоедова, Александр — подобно отцу, хотя и не с его мастерством, писал акварельные
портреты.
Соколов Петр Федорович. Портрет княгини М.Н.
Волконской. жены декабриста, с сыном Николаем. 1826. http://putdor.ru/famous/dekabrist-sergey-grigorevich-volkonskiy-i-mariya-nikolaevna-volkonskaya.html
В 1839 году, когда мастерство
Петра Соколова находилось на вершине, Академия художеств возвела его в звание
академика — «по известным трудам его по части портретной акварельной живописи».
В 1842 году семья художника отправилась
в заграничное путешествие и некоторое время пробыла в Баден-Бадене, где жена Соколова
поправляла свое здоровье целебными водами, а затем переехала в Париж. Здесь художник
пережил творческий подъем и писал много заказных портретов. Акварели его пользовались
большим успехом, ему даже предложили поехать работать в Лондон, но Соколов отказался
и осенью 1843 года вернулся в Россию.
Некоторое время он жил в Петербурге,
занимаясь семейными делами, потом переехал в Москву. Работать над многочисленными
заказами Петру Федоровичу уже становилось труднее, так как зрение художника ухудшалось.
В 1848 году графиня Н.А. Орлова-Давыдова пригласила его погостить в имение близ
Харькова. Там Петр Федорович заразился холерой и скоропостижно умер.
П.Ф. Соколов. В мастерской художника. Акварель. Около
1824
Коллекция произведений П.Ф. Соколова
в ГИМе складывалась на протяжении десятилетий. Основной «костяк» образовался в 1905
году, когда в музей поступило в дар собрание Петра Ивановича Щукина, содержащее
настоящие шедевры.
В 1920 - 1930-х годах коллекция
пополнилась за счет поступлений из Государственного музейного фонда и музеев. И
на сегодня насчитывает около 50 работ Петра Федоровича Соколова, в которых отражены
все периоды его творчества.
П.Ф. Соколов прошел в своем творческом
развитии путь, четко разделяемый на три периода: работы 1810-х - начала 1820-х годов
- это, в основном, рисунки итальянским карандашом и сангиной; позднее он создавал
изящные акварели в изысканной и сдержанной гамме, а к 1840-м годам его портреты
становятся более яркими и декоративными.
Соколов Петр Федорович. Неизвестная. Из альбома
Доротеи Ленц. Итальянский карандаш, сангина, 1814
Среди ранних рисунков — портреты
братьев Никиты и Александра Муравьевых, Н.М. Карамзина, а также несколько альбомных
рисунков, выполненных мягкими штрихами итальянского карандаша и сангины, среди которых
редкий для П.Ф. Соколова профильный портрет, возможно, владелицы альбома Доротеи
Ленци. В это время Соколов еще разрабатывал свой собственный стиль, поэтому его
ранние работы во многом напоминают произведения О. Кипренского.
Соколов Петр Федорович. Портрет императрицы Александры
Федоровны. Акварель. 1821
К числу несомненных шедевров относится
портрет великой княгини Александры Федоровны — супруги великого князя Николая
Павловича и матери будущего императора Александра II. Виртуозно выписанный перламутрово-жемчужный
наряд контрастирует с холодным, даже жестким взглядом голубых глаз, создавая неоднозначный
образ.
У художника было два рода приемов
при работе над акварелью: живопись лица выполнялась мельчайшими мазками тонкой
кисти, сродни технике миниатюры, а одежда и фон решены более свободно, широкими
движениями кисти и заливками. Это позволяло все внимание сосредоточить на лице персонажа
и создать многоплановость изображения.
Работая дома у заказчика, Соколов
обычно делал рисунок лица и очерк фигуры, а завершал портрет в домашней мастерской,
где дописывались одежда и аксессуары. В предварительных эскизах прошедший академическую
выучку художник только намечал основные контуры и объемы тела и одежды, чтобы
позже «расцветить» их со всей силой своего таланта. В готовых акварелях бывают заметны
следы карандаша, вносящие дополнительный цветовой акцент в общее изображение.
Соколов Петр Федорович. Портрет П.П. Ланского.
Акварель. 1825 - 1828
Иногда художник прибегал к интересному
способу, выявить который помогла реставрация: при раздублировании портрета П.П.
Ланского было обнаружено, что на подложке имеется выполненный тушью авторский подготовительный
рисунок, точно совпадающий с акварельным. Скорее всего, рисунок подкладывался под
тонкую бумагу, сквозь которую просвечивал, что давало художнику возможность писать
по верхнему листу прямо акварелью, без карандашного наброска. Такой прием придавал
акварелям П.Ф.Соколова ту характерную воздушность и прозрачность, незамутненную
присутствием серого карандашного штриха.
Соколов Петр Федорович. Портрет П.П. Ланского. Рисунок
тушью. 1825 — 1828
Просвечивая сквозь тонкую бумагу,
нижний рисунок, выполненный резкой линией, подчеркивает и углубляет тени на портрете,
придавая образу офицера необходимую мужественность, что наглядно видно, если убрать
нижний рисунок — акварель теряет глубину и портрет кажется чересчур нежным.
В более поздние годы портреты,
созданные П.Ф. Соколовым, становятся ярче и красочнее.
Соколов Петр Федорович. Портрет князя Сергея
Васильевича Трубецкого (1815-1859). 1830-е гг. https://i.pinimg.com/originals/c7/d7/82/c7d782531d94dccbf192a0205a172595.jpg
Прекрасен романтический портрет
Сергея Трубецкого. Глядя на этого красивого юношу с мечтательным взглядом, трудно
представить, что он «за кутежи и шалости» был переведен из кавалергардов в кирасиры,
а затем, как член «кружка шестнадцати», вместе с М.Ю. Лермонтовым сослан в действующую
армию на Кавказ. Трубецкой был свидетелем ссоры М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым
и стал секундантом последнего. Один из эпизодов жизни Трубецкого Б. Окуджава взял
в качестве сюжета для своего романа «Путешествие дилетантов»: в 1851 году Трубецкой
пытался бежать за границу с возлюбленной — Л.Д. Жадомировской, был судим военным
судом и разжалован в солдаты.
Соколов прославился детскими портретами,
мастерски передавая все очарование юных лиц, не впадая при этом в слащавое умиление
и не изображая детей как «маленьких взрослых».
Соколов Петр Федорович. Портрет Пети Апраксина
Акварель. 1830
Необычайно трогательный образ
создал художник в портрете Пети Апраксина, правнука пушкинской «Пиковой дамы» Натальи
Петровны Голицыной. Еще младенческой пухлости румяных щек и маленьких ручек несколько
противоречит серьезный, даже строгий взгляд больших голубых глаз — в нем как бы
предчувствие скорого ухода: мальчик умер от холеры в возрасте семи лет.
Акварели П.Ф.Соколова 1840-х годов
поражают своей яркой «нарядностью». Художник «одевает» модели в блестящий черный
атлас, в сочный красный мундир или сияющую золотую кирасу, придавая им декоративность;
добавляет выразительные аксессуары: затейливый веер, пеструю шаль, сверкающие ордена
и украшения.
Соколов Петр Федорович. Портрет А.П. Голицыной.
Акварель. 1840-е
Необычайно изыскан портрет Аглаиды
(Аделаиды) Павловны Голицыной, урожденной Строгановой. Художник внес в сдержанную
серо-голубую гамму акварели только две ярких ноты — красный платочек на шее и зеленый
атлас шубки. Некоторая нарочитость позы и затейливый чепец слегка контрастируют
с прелестным грустным личиком модели, смотрящей прямо в глаза зрителю. Аглаида
Голицына — дочь Павла Александровича Строганова, внучка А.С.Строганова —
президента Академии художеств. Муж Аглаиды Павловны — Василий Сергеевич
Голицын, флигель-адъютант Александра I, сопровождал тело умершего императора
из Таганрога в Петербург.
Соколов Петр Федорович. Неизвестная с веером в черном
платье. Акварель. 1840-е.
Петр Соколов прекрасно владел
цветом. Он, как никто другой из современных ему художников, сумел показать все
достоинства именно акварельной техники, создавая портреты, поражающие виртуозностью
исполнения и свежестью восприятия модели. Такое впечатление, что портреты создавались
чрезвычайно легко и быстро — но за этой легкостью скрывались мастерство и талант.
Действительно, многие его работы
«делались в один сеанс и почти в одно утро», как вспоминает сын художника Александр:
«...с замечательной смелостью правдивый тон
лица, платья, кружев, аксессуара или фона ложился сразу, почти в полную силу и
детализировался смешанными, преимущественно сероватыми тонами, с замечательною
прелестью и вкусом, так что ход кисти, ее удары, опускание краски на «нет» оставались
на виду, не мешая полной законченности всех частей. От этого в работах его никогда
не было заметно никакой замученности и труда: все выходило свежо, легко и вместе
с тем рельефно и эффектно в красках. Работал он быстро, и хотя позднейшие его портреты
отличались большею силою и законченностью, но краткость времени, потраченного на
них, изумляла всех, близко следивших за его трудами».
Прелесть и притягательность акварельного
портрета складывается не только из внешней привлекательности модели и мастерства
художника, эти небольшие произведения как бы впитали эмоции и чувства своих владельцев:
если иконы называют — намоленными, то портреты можно назвать налюбованными. Их
берегли, украшали ими стены комнат, возили с собой в путешествия, чтобы в любой
момент увидеть черты родного лица. Портретам придавалось даже некоторое символическое
значение. Написанные Соколовым парные свадебные портреты считались залогом хорошей
семейной жизни, и заказчики стремились, чтобы Петр Федорович «благословил» будущий
союз своим талантом, «а то как бы и брак не действителен!».
Творчество П.Ф. Соколова явилось
образцом для многих профессиональных художников и любителей на полвека вперед,
пока жанр акварельного портрета не пришел в упадок, вытесненный широко распространившейся
фотографией.
Комментариев нет:
Отправить комментарий