Керамика Гжель
Авторы текста: АСТРАХАНЦЕВА Т.,
ПЛАТОНОВА Н.
Источник: АСТРАХАНЦЕВА Т., ПЛАТОНОВА Н. Новая жизнь
Гжели. / Т. АСТРАХАНЦЕВА, Н. ПЛАТОНОВА.// Юный художник. - 2004, № 8. - с.29-31. – (НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ)
Е. Будашкина. Блюдо «Праздничное». 2003
Название «Гжель» означает не только
географически конкретную деревню, но и целый регион Раменского района Московской
области, включающий около 30 деревень. Здесь керамику делали с древнейших времен.
Сама природа позаботилась об этом: земли были богаты хорошей глиной, окрестные
леса давали топливо для печей-горнов, в которых обжигалась посуда. К сожалению,
приходится употреблять глаголы в прошедшем времени.
Сегодня глину завозят издалека
(местные запасы истощились), а для печей используют электричество, способное дать
нужную по технологии обжига температуру. Считается, что само слово «Гжель» — измененное
для удобства произношения «жгель» (от слова «жечь»). Сейчас одно из новых производств
по выпуску бытовой посуды и декоративных изделий так и называется «Жгель».
А. Крумплевская-Новикова. Блюдо «Осетр»
С XVIII века Гжель уже становится
ведущим центром русской керамики. За прошедшее время промысел не раз переживал высокие
взлеты и глубокие падения. Начав с выпуска майолики, гжельские мастера в начале
XIX века удивительно быстро перешли на выпуск фарфора, фаянса — материалов,
технологически более совершенных. И уже в 1830 — 1840-е годы на промысле существовало
50 фарфоро-фаянсовых предприятий и 40 живописных мастерских. Многие из
владельцев этих «заводов» были старообрядцами. Память о них хранит стоящая на
дороге в селе Новохаритоново церковь Святого Георгия, построенная на деньги
фарфорозаводчика И.Е Кузнецова к 100-летию Бородинской битвы. Изображения этой
церкви нередко можно видеть в росписях изделий современных гжельских мастеров
(навершия крышек шкатулок, различных сосудов, пасхальных яиц).
Из дорожных примечательностей,
когда едешь по Егорьевскому шоссе, обращает внимание на обилие добротных домов
и коттеджей, принадлежащих не криминальным авторитетам, а семьям потомственных
гжельских мастеров. Поражают также вывески многочисленных магазинов и
магазинчиков, продающих изделия объединения «Гжель» (его известный знак —
синяя птица на белом фоне), керамического завода Московского Союза художников,
новых фирм ООО «Галактика», «Шекма-Гжель» и других.
Завод «Шекма-Гжель»
А.Рогов. Чашка с блюдцем, молочник,
сахарница, чайник
Сложный путь пришлось пройти
предприятию — Шевлягинскому заводу специальной керамики «Шекма-Гжель». Он
организовался из преуспевающего до перестройки опытного завода Института
электрокерамики, работающего на нужды нашей атомной и космической
промышленности. После Чернобыльской аварии для завода настали трудные времена,
а в 90-х годах он остался вовсе без заказов. Чего только не перепробовал
завод, чтобы сохранить уникальное производство и кадры, из которых больше
половины имели высшее и среднеспециальное образование. Делали и зубные протезы,
и керамику, по прочности равную стали. Но главным спасителем оказался все-таки
гжельский фарфор.
А.Рогов. Штоф « Городок»
Директор завода Валентин
Иванович Цапаликов сам вырос в семье потомственных керамистов, но в юности относился
к этому занятию несколько свысока. Сам он любил технику, точные науки, а
заниматься «черепушками» казалось делом несерьезным. Но в критической ситуации
именно генетическая память отцов и дедов выручила.
А. Рогов. Конфетница «Ажурная»
Решили на заводе возродить
производство художественных изделий. Уже имеющиеся навыки по производству
технической керамики пригодились, и специалисты быстро отработали качественную
рецептуру глазури и кобальтовой краски. Это положительно сказалось на качестве
выпускаемой продукции. Черепок изделий имеет высокую белизну, глазурь —
прозрачность, кобальтовая краска — сочность, ярко-синий цвет и голубой
оттенок.
В.Бидак, А.Рогов, С.Симанов. Набор чайный, блюдо,
фруктовница
На заводе была создана
творческая группа, куда входили художники, окончившие местный Гжельский художественно-промышленный
техникум при МВХПУ (б. Строгановское): Е.Гольдберг, А.Гриньков, С.Исаев,
А.Рогов. Последний из них — потомственный гжельский керамист.
Сувениры: В.Бидак. «Снегурочка», «На прогулке», «Еж».
А.Рогов. «Гаишник». Е.Ефимов. «Мышь». С.Исаев. «Гусляр». Е.Гольдберг.
«Свадьба».
На предприятии собственная
система обучения кадров в процессе непосредственной практической работы. Этим
занимаются прекрасные художники, лауреаты Государственной премии России B.C. и
Н.Т. Бидак.
«Галактика»
A. Киселев. Люстра «Триумф». 1996
Наш деловой маршрут
начинается с «малого предприятия» с космическим названием «Галактика». Уже при
въезде на заводской двор создалось впечатление вполне благоприятное: недавно
построенные производственные здания, работали строители, возводились новые
корпуса. Разговор с директором В.А. Петровым подтвердил эти впечатления. Сам
Василий Алексеевич — энергичный, деловой — отвлекающийся во время нашего
разговора на решение разных насущных вопросов — был олицетворенным образцом
успешного предпринимателя.
B. Климов. Лампа «Нежность». 2001
— Сейчас на заводе занято 90
человек, — рассказывает директор. — Мы начинали пробовать свои силы с 1989 года,
но официально зарегистрированы в 1992 году. С самого возникновения выпускаем
свой ассортимент изделий, который в значительной мере определяет наш узнаваемый
стиль. Это электросветильники, настольные лампы с художественной ручной
росписью. Так что наша связь с «Галактикой» это не только образный символ, но
и вполне конкретное воплощение в продукции. Мы искали свой стиль и в
традиционных предметах — вазах, фруктовницах, чайниках и так далее.
В. Ремизов. Лампа настольная «Капель». 2000
Действительно, главный
художник предприятия В.А. Ремизов работает в этой области уже 15 лет. Он
активно занимается разработкой новых изделий. А.В. Киселев окончил отделение
керамики Тбилисской художественной академии, ведущий специалист предприятия,
работает на нем с момента его основания. Ему помогают 15 профессиональных
живописцев, как их называют, писарих, окончивших Гжельский
художественно-промышленный колледж.
В. Климов. Киот «Праздничный» 2003
Особенностью гжельской
росписи является импровизация. Основной принцип Гжели — ни один мастер не копирует
тот или иной рисунок, создавая каждый раз новые варианты узора и меняя в
процессе работы начертания мотивов. Каждый художник работает индивидуально,
имея свой стиль росписи.
Традиционным является
применение всех ее видов: растительный, сюжетный, орнаментальный. И хотя
местные мастера отдают дань модным в разные периоды стилям в росписи, они
сохранили свою приверженность к преобладанию орнаментальных, растительных
мотивов, лубочной их трактовке, сочности и сочетанию контрастных красок.
Разрабатываются все новые
виды и формы электроприборов: лампы, канделябры, люстры, бра и другие светильники
из фарфора.
В. Климов. Пасхальный набор. 2002. Фарфор,
подглазурная роспись кобальтом (во всех изделиях на данных иллюстрациях). 2002
Значительный художественный
интерес представляют декоративные блюда, тарелки и церковный ассортимент:
киоты, лампады, пасхальные наборы. Ярким средством художественной
выразительности являются налепы в виде раков, рыб и так далее, роспись
согласуется с ними округлостью мазков и контуров изображений. (Автор —
художник А.Крумплевская-Новикова.)
В будущем предприятие не
собирается только наращивать объем выпуска продукции. Главная цель, по словам
В.А.Петрова, качество изделий, соответствие всем требованиям цивилизованного
рынка.
А.Новикова, В. Ремизов. Блюдо «Рак». 1999
Сегодня слава Гжели не замыкается
на деятельности только одного, пусть и большого объединения. Народный промысел -
это очаг национальной традиционной культуры. Носители традиции — люди, мастера,
передающие секреты своего искусства, технологии из поколения в поколение. И пусть
будет больше форм бытования промысла — семейных, групповых, частных и государственных.
Главное, чтобы они были объединены традицией, формой и стилистикой, общим типом
создаваемых изделий. Каждое из них имеет перспективу развиваться, создавать свое
прочтение и воспроизведение традиций.
Комментариев нет:
Отправить комментарий